Почему тренинги по отношениям не гарантируют результат?

Cтатьи, Психология и саморазвитие

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» С этими словами не поспоришь, и прибавить к ним нечего. Причём совершенно необязательно применять эту фразу к размеру заработной платы.
Возьмите любые сложности в отношениях: с мужем, с детьми-подростками или пожилыми родителями. Коснись подруги или соседа — так у нас всегда рецепт найдётся :). Почему же для самих себя знания оказываются бесполезными?

Сейчас на любой вопрос можно найти ответ, если не в гугле, то на тематическом форуме. Казалось бы, люди должны мгновенно исправлять ошибки и достигать быстрых результатов.

После волны тренингов «Как выйти замуж за миллионера» в стране не должно было остаться ни свободных женщин, ни миллионеров :). Но одиноких и несчастливых людей с каждым годом становится всё больше.

После курсов о женственности и гармоничных отношениях должны были исчезнуть женщины в брюках и разводы :). Но нет. Статистика неумолима — распадается каждый второй брак.

После километров тренингов и книг по воспитанию должно было вырасти поколение вундеркиндов со счастливым детством. Но дети по-прежнему носятся с обидами и претензиями к родителями. И разрыв между поколениями всё увеличивается. Нет ни понимания, ни уважения.

Итак, главный вопрос: «Почему знания не приводят к реальным изменениям?»

Тело выросло, а ум «задержался»

Самый простой ответ, который приходит в голову, — потому что тяжело меняться. Поэтому большинство от лени и нерешительности продолжают «сидеть ровно» и чего-то ждать. А рассуждать о том, как космические корабли бороздят просторы — это каждый может. При этом даже почувствует себя умным и где-то причастным к глобальным переменам. 🙂

На самом деле лень и нерешительность — только вершина айсберга. В нашей стране выросло два, а то и три поколения людей, для которых «умный, но бедный» — это диагноз.

Самое логичное объяснение даёт теория о психологических уровнях взросления. Она утверждает, что у каждого возрастного периода есть не только физические, но и психологические признаки. Однако у многих тело меняется по плану, а психика «задерживается» на определённом уровне.

Вот несколько ярких примеров:

Пример первый. Человеку нужно постоянное внимание. Поэтому он громко шутит и смеётся, кричит и скандалит, ведёт себя эпатажно. Если ему чего-то хочется, он просто делает, не задумываясь о последствиях.

Кого вам это описание напоминает? Подсказка — ребёнка 6 лет… Или взрослого, который «застыл» в этом психологическом возрасте.

Пример второй. Человек поступает «как все», только чтобы его не осуждали. При этом легко вовлекается «за компанию» в сомнительные поступки. Если приходится браться за что-то новое, он годами сомневается, но не действует. И вообще очень не любит перемены и внезапные изменения планов. Лучше пусть плохо, но стабильно и безопасно.

Какие ассоциации вызывает это описание? Подсказка — подростка от 8 до 14 лет. А ещё многих людей на постсоветском пространстве, которые психологически этот возраст не смогли преодолеть. Любое их решение сопровождает фраза: «Что люди подумают?»

Возраст «коллекционера знаний»

К 20 годам человек таки начинает «думать своей головой». Он понимает, что ему интересно, а что нет, и развивается в разных направлениях. Ему нравится изучать и собирать факты, чтобы потом в компании похвастаться начитанностью.

Теперь «личное мнение» приобретает особый вес. Даёт ощущение собственной уникальности и важности. Именно поэтому он «с пеной у рта» готов доказывать свою правоту.

Однако, если психологически человек так и не перешагнул возраст «юноши», все эти признаки приобретают хронический вид.

Бурное развитие интеллекта превращается в привычку коллекционировать знания. «Юноши» постоянно учатся на курсах и тренингах, но так никогда и не решаются ни свой бизнес открыть, ни в другую страну переехать, ни снять трубку и с мамой помириться.

Сформированы собственные ценности. И это замечательно. До тех пор, пока человек не теряет гибкость ума. Зачастую, чтобы решить проблему, надо сменить угол зрения и принять во внимание ценности другой стороны. Для «юноши» этот компромисс недопустим, потому что «своё мнение» всегда важнее результата.

Отстаивание своего мнения. Это вроде бы достоинство у взрослых становится вредной привычкой. Потому что человек оказывается глух к доводам разума и исходит из принципа: «есть моё мнение и есть неправильное». «Юноше» очень важно защитить свою точку зрения, даже если придётся потерять массу времени в интеллектуальных спорах и пострадать «в борьбе за справедливость».

Что стоит на пути перемен?

У любых положительных изменений два врага:

1. Зона комфорта. Большинству людей и так живётся неплохо. Есть стабильная зарплата, есть тёплая квартира (пусть даже съёмная) и есть безопасность. Может, вы и не слишком довольны, но жить можно. Поэтому соблазн найти удобную отговорку и ничего не менять слишком велик.

2. Неуверенность в себе. Любые перемены — это разрушение существующего порядка. А дальше неизвестность. Получится ли у вас начать своё дело? После тяжёлого расставания снова завести отношения? Съехать от родителей? Сменить работу или страну? И что там с вами будет в этой неизвестности?

На этом этапе именно психологический возраст играет с вами злую шутку. Потому что неуверенность приобретает разные оттенки. Её трудно распознать и ещё трудней преодолеть.

Возраст «подростка» закрепляет в человеке болезненную зависимость от мнения окружающих. Их одобрения или осуждения. И страх критики. Прежде чем сделать шаг впёред, он сто раз оглянется по сторонам.

— А что скажет мама? А вдруг друзья осудят? Ой, а если соседи начнут кости перемывать? А может, ну его этот шаг, останусь сидеть в своём тёплом болотце…

Возраст «юноши» задерживает вас на этапе сбора информации и принятия решения. Человеку всё время кажется, что он не готов. Ещё не всё изучил, не все ситуации продумал.

Он просчитывает сотни вполне рабочих вариантов. Рабочих, но не идеальных. В каждом из них находит изъян. И вместо того, чтобы, наконец, уже действовать, начинает разрабатывать сто первый.

Такую неуверенность нельзя победить, можно только перерасти. Перейти на следующий уровень, уровень взрослого. Туда, где цели ставятся и достигаются, где отношения конструктивны, а не основаны на эмоциях. Психологически взрослый человек знает, как действовать в неблагоприятных обстоятельствах.

Легко принимает решения и справляется со стрессом. Он способен совладать с эмоциями ради пользы дела и принимает мир таким, какой он есть.

Личная эффективность: советы психолога Ольги Юрковской
http://confidence.yurkovskaya.com