Семинар по разъяснению норм нового налогового кодекса

Cтатьи, Человек и закон

Департаментом государственных доходов по Акмолинской области, 5 марта в Доме культуры города Щучинска, был проведен семинар по разъяснению норм нового налогового кодекса Республики Казахстан. На семинар были приглашены руководители и бухгалтеры предприятий всех форм собственности, средства массовой информации.
С информацией по ключевым изменениям в новом налоговом кодексе выступила руководитель управления разъяснительной работы ДГД по Акмолинской области Шынар Мусулманбековна Мусина.

В новый кодекс введены принципы налогового администрирования: законность, повышение эффективности взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, дифференцированный подход при осуществлении налогового администрирования, основанного на оценке риска. Предусмотрено сокращение сроков исковой давности для малого и среднего бизнеса до трех лет. В 2018 году сохраняется действующее минимальное пороговое значение для постановки на учет по НДС – это 30 000 МРП (72,2 млн. тг.).

Также одним из ключевых изменений является сокращение количества налоговых проверок. Улучшение условий для осуществления проверок аудиторскими организациями (порог по СГД увеличить до 150 000 МРП, не лишать лицензии). Предусмотрено снижение на 62% оснований для внеплановых проверок (с 32 до 17, ст. 145). Также предусмотрено прекращение деятельности адвокатов, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, профессиональных медиаторов без проведения проверки (на основе камерального контроля).

Следующим пунктом является изменение критериев, по которым возможно прекращение деятельности в принудительном порядке отдельных категорий налогоплательщиков. В случае если налогоплательщик в течение 5 лет: не осуществляет деятельность, не совершает экспортно-импортные операции, не предоставляет налоговую отчетность, не состоит на регистрационном учете в качестве плательщика НДС, не осуществляет движение по счетам в банке, в этом случае предусматривается прекращение деятельности данного налогоплательщика путем предоставления иска в суд.

Проведена централизация и автоматизация бизнес-процессов по учету начислений и поступлений зачетов и возвратов, оказанию государственных услуг. Предложено исключить акт сверки, так как подобная информация имеется в выписке и карточке лицевого счета. При определении излишне уплаченной суммы налога и платы, исключить привязку к налоговому периоду с целью полной автоматизации зачетов и возвратов. Ожидается, что данные меры позволят исключить коррупционный фактор, это даст возможность оперативно проводить зачеты и возвраты. Так, если до 2018 года зачет/возврат излишне уплаченной суммы налога, платы осуществлялся после окончания налогового периода, то с 2018 года это будет осуществляться с момента получения налогового заявления. И возврат будет произведен в течение 10 дней с момента получения заявления.

Новый налоговый кодекс предусматривает изменение сроков исполнения налогового обязательства. Предусмотрена отсрочка – единовременная уплата налогов и плат в срок до 6 месяцев и рассрочка – ежемесячная или ежеквартальная уплата равными долями в срок, не превышающий 3 года. Все это будет производиться по заявлению налогоплательщика под залог имущества или банковскую гарантию.
Изменения коснулись и контроля за реализацией подакцизной продукции. С 2018 года будет осуществляться постлицензионный контроль (на основании СУР) налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и розничную реализацию АП. К производителям ЭС и АП эту норму начнут применять с 2019 года.

Следующей выступила руководитель управления камерального контроля ДГД по Акмолинской области Асем Курманбековна Аренова, которая рассказала об изменениях в части корпоративно-подоходного налога. В 2018 году расширены виды дохода, которые не рассматриваются в качестве дохода при расчете КПН. Список из 13 видов дохода увеличен вдвое и теперь содержит 26 видов дохода.

Добавлены следующие подпункты:
2) стоимость имущества, получаемого акционером, в т.ч. получаемого взамен ранее внесенного, при распределении имущества при ликвидации ЮЛ или уменьшении уставного капитала, а также выкупе ЮЛ-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом, в размере оплаченного уставного капитала, приходящегося на количество акций, на которые осуществляется распределение имущества;

3) стоимость имущества, получаемого участником, учредителем, в т.ч. получаемого взамен ранее внесенного, при распределении имущества при ликвидации ЮЛ или уменьшении уставного капитала, а также выкупе ЮЛ у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице в размере оплаченного уставного капитала, приходящегося на долю участия, на которую осуществляется распределение имущества, но не более суммы затрат на ее приобретение и (или) оплату взносов в уставный капитал, произведенных участником, в пользу которого осуществляется распределение имущества;

7) стоимость безвозмездно полученного в рекламных целях товара (в т.ч. в виде дарения), если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер МРП, установленного на соответствующий финансовый год законом о РБ и действующего на дату такого получения товара;

8) сумма уменьшения размера налогового обязательства в случаях, предусмотренных Кодексом;

15) полученная страховая выплата в пределах суммы, на которую произведено уменьшение стоимостного баланса группы в соответствии с п.8 ст.270 настоящего Кодекса, с учетом превышения, предусмотренного ст.234 настоящего Кодекса, при его наличии;

18) доход от реализации полезных ископаемых, полученных от недропользователя в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме, получателем от имени государства или лицом, уполномоченным получателем от имени государства на осуществление такой реализации;

19) комиссионное вознаграждение получателя от имени государства или лица, уполномоченного получателем от имени государства, выраженное в возмещении расходов, связанных с реализацией ПИ, полученных от недропользователя в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме;

20) стоимость имущества, в том числе работ, услуг, полученного в соответствии с пунктом 8 статьи 243 настоящего Кодекса;

21) подлежащее получению (полученное) вознаграждение, уменьшающее стоимость объекта незавершенного строительства в пределах подлежащей выплате (выплаченной) суммы вознаграждения, увеличивающей стоимость такого объекта в соответствии с МСФО;

22) стоимость электрических сетей, признанных бесхозяйными;

23) стоимость услуг, полученных за счет бюджетных средств в виде государственной нефинансовой поддержки субъектов предпринимательства в соответствии с государственной программой в области развития АПК РК, программами, утвержденными Правительством РК, оператором которых является НПП РК;

24) доход организации устойчивости, 100 процентов голосующих акций которой принадлежат НБРК, возникающий в связи с безвозмездным получением активов в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов;

25) доход организации устойчивости, 100 % голосующих акций которой принадлежат НБРК, возникший в связи с амортизацией в соответствии с МСФО положительной разницы между суммой активов и их справедливой стоимостью;

26) полученные техногенные минеральные образования, безвозмездно переданные из государственной собственности.

Изменения затронули и статью 241, пункт 1, подпункт 1, о корректировки СГД. Так из совокупного годового дохода теперь подлежат исключению дивиденды, в том числе выплачиваемые юридическим лицом, производящим уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов по деятельности, в том числе осуществляемой в рамках инвестиционного контракта, по которой предусмотрено такое уменьшение, в случае начисления таких дивидендов за период, в котором произведено уменьшение, при условии, если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов, в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу, выплачивающему дивиденды, составляет менее 50 процентов.

Изменены сроки сдачи формы 101.02 Расчет суммы авансовых платежей по КПН, подлежащей уплате за период после сдачи декларации, не позднее 20 апреля (ранее в течение 20 дней со дня сдачи декларации по КПН). Дополнительной формы 101.02 не позднее 31 декабря отчетного налогового периода.

Следующим пунктом, Асем Курманбековна отметила изменения по некоторым отдельным пунктам налогового администрирования. Предусматривается введения горизонтального мониторинга. Горизонтальный мониторинг – совершенно новый институт в законодательстве Республики Казахстан, основанный на международном опыте, который вводится с 1 января 2019 года. Основные условия горизонтального мониторинга:

— Расширенное информационное взаимодействие с крупными налогоплательщиками (горизонтальный мониторинг), основанное на принципах обоснованного доверия и открытости

— Отсутствие налоговых проверок за период нахождения на горизонтальном мониторинге, за исключением определенных случаев

— Неприменение ответственности к налогоплательщикам, допустившим нарушение налогового законодательства при исполнении рекомендаций, разъяснений и решений налоговых органов в рамках горизонтального мониторинга

— Ведение налогоплательщиком детализированных налоговых регистров

— Конкретные критерии отбора налогоплательщиков для участия в горизонтальном мониторинге.

— Преимущества для налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге:

— Автовозврат НДС (до 90%)

— Сокращение налоговых проверок

— Разъяснения по совершенным либо планируемым сделкам

— Сокращение отчетности

— Неприменение штрафных санкций

С 1 января 2019 года предусматривается введение стандартного файла проверки, который будет предоставляться налоговым органам на добровольной основе и позволит, при проведении проверки, фокусироваться на определенных моментах и сократить общий срок проверки.

Про изменения затрагивающие применения специальных налоговых режимов, рассказала присутствующим руководитель управления государственных услуг Аюпова Назгул Укитаевна.

Сохранен специальный налоговый режим на основе патента с действующими ограничениями, в том числе по размеру предельного дохода (300-кратный МЗП) и запрету использования наемных работников. При этом:
из патента исключен социальный налог (не являются плательщиками социального налога)

— для всех налогоплательщиков, применяющих данный режим (кроме лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли) снижена налоговая ставка до 1%.

— для лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, сохранена ставка в размере 2%. Вместе с тем, доходы, полученные таким налогоплательщиков путем безналичных расчетов, будут облагаться по ставке 1%, для чего будет вестись налоговый регистр с выделением таких доходов.

— с 2020 г. вводится дополнительное ограничение по видам деятельности – установлен перечень разрешенных по патенту видов деятельности.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых разрешено с 2020 г. применять специальный налоговый режим на основе патента:

— предоставление в аренду имущества;

— образовательные, переводческие услуги;

— деятельность в области искусства;

— услуги фотографии; маникюра и педикюра, парикмахерские услуги,

— услуги такси, грузовые автоперевозки,

— услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства; строительно-ремонтные работы;

— ремонт оборудования и предметов личного потребления, музыкальных инструментов;

— ветеринарные услуги;

— услуги по обработке земли, выпасу домашних животных;

— услуги носильщиков на рынках, вокзалах.

Критерий при формировании перечня — определение видов деятельности, осуществление которых не предполагает использование наемного труда и потенциальное получение «больших» доходов. В связи с чем, до 1 января 2020 года лица, осуществляющие виды деятельности, не вошедшие в перечень, например, торговля) должны будут выбрать иной налоговый режим и представить уведомлении о переходе на такой режим. Так же сохранен установленный порядок по предоставлению формы налоговой отчетности по расчету патента 911.00 и уплаты ИПН с доходов предпринимателя и социальных платежей.

Сохранен специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. При этом:

— сохранено ограничение по видам деятельности

— не вправе применять режим лица, осуществляющие такие виды деятельности, как например, производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов; проведение лотерей; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность, недропользование и т.д.);

— для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены единые пороговые значения по предельному доходу (порядка 115 млн. тенге в год) и численности работников (30 человек)

— сохранен размер ставки налогов 3% к объекту (доходы), с сохранением порядка исчисления налогов.

Сохранен действовавший порядок:

— представления формы налоговой отчетности Упрощенной декларации (форма 910.00) – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным

— уплаты КПН или ИПН, социального налога с доходов предпринимателя, за исключением удерживаемого у источника выплаты

— отражения в Упрощенной декларации помесячно обязательств по ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты, и социальных платежей

Изменен порядок уплаты социальных платежей (ОПВ, социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование), в соответствии с которым их уплата должна производится ежемесячно, в срок не позднее 25 числа.

Для субъектов малого бизнеса введен специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета. Право применения нового режима налогообложения, основанного на ведении учета доходов и расходов, предоставляется на добровольной основе, при соответствии налогоплательщика установленным критериям по видам деятельности, ограничениям по наличию структурных подразделений и т.д. (такие же, как для СНР на основе Упрощенной декларации). Предусмотрены более высокие (по сравнению с упрощенной декларацией) критерии по размерам предельного дохода – 12 260 МЗП (порядка 300 млн. тенге) и предельной численности (не более 50 человек).

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между доходом с учетом корректировок и предусмотренными вычетами. Доход юридического лица или индивидуального предпринимателя состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Установлен перечень доходов, не рассматриваемых в качестве доходов для целей применения данного режима. Вычету при определении налогооблагаемого дохода при применении СНР с использованием фиксированного вычета относятся следующие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности:

— на приобретение товаров

— на оплату труда

— на командировочные расходы

— на оплату налогов

При этом размер относимых на вычеты расходов не должен превышать установленные нормы. Предусмотрено применение:

— дополнительного фиксированного вычета в размере 30% от суммы СГД. При применении дополнительных вычетов общая сумма расходов, относимых на вычеты, включая дополнительные, не должна превышать 70% от СГД

— нормы по уменьшению налогооблагаемого дохода на 100% от фонда оплаты труда (помимо применяемого вычета на размер фонда оплаты труда в аналогичном размере)

Применяются общеустановленные ставки корпоративного и индивидуального подоходных налогов в размере 20% и 10%, соответственно. Необходимо обратить внимание, что порядок представления формы налоговой отчетности Декларации – ежегодно, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, уплаты КПН или ИПН с доходов предпринимателя, за исключением удерживаемого у источника выплаты – не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным. Уплата ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты, социального налога, социальных платежей (ОПВ, социальные отчисления, взносы и отчисления на обязательное социальное медицинское страхование) должна производиться ежемесячно, с ежеквартальным предоставлением формы налоговой отчетности по таким обязательствам по форме 200.00

Про администрирование возврата НДС, проинформировал присутствующих Жасулан Сиюндукович Тлеулин, руководитель управления администрирования косвенных налогов. Предлагается оптимизация процедуры возврата НДС: сократить сроки возврата НДС до 30 рабочих дней, при условии 100% выписки ЭСФ, отменить встречные проверки по поставщикам применяющим ЭСФ, отсчет сроков проведения тематических проверок, исключить требования по финансовому обеспечению управляющей компании и возложить ответственность на участников СЭЗ.

Также предлагается альтернативный вариант возврата НДС с применением контрольного счета налога на добавленную стоимость. И осуществлять возврат дебетового НДС по приобретенным товарам внутри страны налогоплательщикам, не имеющим обороты, облагаемые по «0» ставке. Перечень таких товаров утверждается Постановлением Правительства РК.

Механизм возврата НДС из бюджета с применением контрольного счета НДС в добровольном порядке могут применять налогоплательщики при:

— экспорте товаров

— реализации ГСМ, осуществляемой аэропортами

— реализации товаров на территорию СЭЗ

— реализации аффинированного золота

— приобретении внутри страны товаров, утвержденных ППРК (возврат дебетового НДС)

Применение контрольного счета НДС происходит следующим образом:
— Возможность открытия контрольного счета НДС в любом банке второго уровня

Заполнение налогоплательщиком при расчете с поставщиками двух платежных поручений:
— на оплату собственно стоимости товаров
— на перечисление НДС

— Уплата в бюджет исчисленного НДС производится налогоплательщиком со своего контрольного счета НДС по результатам представленной декларации

— Оплата неплательщиками НДС на расчетный счет поставщика, который самостоятельно пополнит свой контрольный счет НДС

— Налоговый учет – по методу начисления.

— Применение ЭСФ по всей цепочке движения товара.

Условия для возврата НДС по приобретенным товарам внутри страны, следующие:

Осуществлять возврат НДС по приобретенным товарам внутри страны налогоплательщикам, не имеющим обороты, облагаемые по «0» ставке (в добровольном порядке). Перечень таких товаров утверждается Постановлением Правительства РК. К примеру, на начальном этапе включить в перечень оборудования (станки), используемые для производства готовой продукции

Приобретенный товар (оборудование, станки) не подлежит дальнейшей реализации в течение двух лет
Применение контрольного счета НДС в банках второго уровня покупателем и поставщиками товара по всей цепочке поставки. Применение ЭСФ покупателем и поставщиками товара по всей цепочке поставки.

Проводится проверка движения денег по контрольным счетам НДС и уплаты НДС по всей цепочке поставки товара. Проводится сверка между данными ЭСФ, контрольных счетов НДС, декларации по НДС и лицевых счетов. Аналитический отчет «Пирамида по поставщикам» всех уровней НЕ формируется. Срок возврата НДС 15 рабочих дней с момента получения требования на возврат НДС (в настоящее время 55 рабочих дней — доля 0% ставки более 70%, 155 календарных дней — доля 0% ставки менее 70%).

Преимущества возврата НДС с применением контрольного счета: сокращение сроков возврата НДС, сокращение мошеннических схем с использованием фиктивных счетов-фактур, поддержка производителей РК, путем возврата дебетового НДС по приобретенным внутри РК товарам, повышения рейтинга Doing Business.
По окончании семинара, представители ДГД по Акмолинской области ответили на вопросы из зала.

Антон Данчев