Служебная этика и высокая морально-нравственная атмосфера

Cтатьи, Общество 2 242

«Служебная этика и высокая морально-нравственная атмосфера в осуществлении деятельности по защите прав и законных интересов граждан».

В рамках реализации плана профилактических мероприятий по предупреждению коррупции в судах и правоохранительных органах в Бурабайском районном суде был проведен круглый стол на тему «Служебная этика и высокая морально-нравственная атмосфера в осуществлении деятельности по защите прав и законных интересов граждан».

shamuratov-2 Основная цель данного мероприятия — это повышение морально-нравственных требований к сотрудникам, осуществляющим защиту прав и законных интересов граждан, разъяснение их особой роли в обществе, укрепление имиджа и доверия граждан к ним. Происходящее бурное развитие экономики peспублики несомненно все более затрагивает и развивает все сферы общественных отношений повседневной жизни каждого казахстанца. В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства, учитывающей культуру и этику нашего общества, международные тренды в борьбе с этим социальным злом.

Казахстанская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития. С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой — идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени. Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Изменения в сложившихся общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления правовых и моральных норм, регулирующих государственную службу. От эффективного взаимодействия этих регуляторов, во многом, зависит состояние законности, правопорядка, уровень юридической культуры, правосознания общества и его граждан.

Регулировать процессы реформирования аппарата государственной службы невозможно без прочной правовой базы и учета опыта, накопленного за всю историю существования государственных органов в Республики Казахстан, начиная с древних времен и заканчивая последними десятилетиями. Ясно, что, как и в любой другой сфере общественного сознания, в государственной службе регуляторами взаимоотношений и поведения выступают право и мораль, причем их влияние осуществляется во взаимосвязи. Следовательно, выработанные обществом нравственные критерии оценки поведения служащих, во многом, определяют содержание правовых норм. На законотворчество в данной сфере влияет специфика государственной службы, которая неизбежно вытекает из ее природы и заключается в том, что она, одновременно, является, во-первых, социально-политическим институтом, во-вторых — сфера профессионального слоя управленцев, а в-третьих — властной структурой. К примеру, возникают проблемы согласования властных полномочий и нравственности; ослабление моральных устоев общества порождает объективную необходимость принятия актов, затрагивающих нравственность государственных служащих.

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно морально-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам — все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.

Так, согласно нового Этического кодекса утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 госслужащие должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а также совершать иные поступки, наносящие ущерб государственной службы.

За последнее годы в Бурабайском районном суде не раз привлекались госслужащих к административной ответственности за антиобщественное поведение и даже в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые госорганы ограничиваются одними замечаниями, однако считаю, что по делам указанной категории надо руководителями принимать более жесткие меры в отношении таких лиц. Я считаю, что пьяный за рулем это – преступник. А пьяный госслужащий — преступник вдвойне. Так как он не только несет опасность обществу, но и вредит имиджу всей системе государственной службы. Как мы заслужим доверие населения если сами же нарушаем закон.

Поэтому если в отношении провинившихся сотрудников не будут приниматься соответствующие меры наказания, необходимо ставить вопросы в отношении их непосредственных руководителей. Обществу и государству нужны не только специалисты-профессионалы, но и высоконравственные личности, достойно представляющие государственную власть. Поэтому в качестве рекомендаций считаю необходимым проводить подобные мероприятия во всех госорганах и активизировать эту работу среди населения, так как формирование имиджа государственной службы и повышение уровня доверия населения является важнейшим показателем эффективности работы государственного аппарата.

Также высокие и ответственные задачи перед правосудием предполагают осуществление профессиональной деятельности судьями на основе приверженности конституционным принципам, международным стандартам в области правосудия и соблюдения судейской этики.

В настоящее время Верховным Судом разрабатывается новый Этический кодекс судьи, принятие которого прописано в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Принятие нового Этического кодекса судьи послужит действенным инструментом укрепления общественного доверия к судебной системе, повышения ее имиджа в обществе.

Уже сегодня в республике активно реализуются институциональные реформы, инициированные Главой государства. В соответствии со второй из них – «Обеспечение верховенства закона» – предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны.

Д.Е. Шамуратов, судья Бурабайского районного суда



Добавить комментарий