Топ-11 передач, которые почему-то до сих пор существуют на российском ТВ

Cтатьи, Общество

Довелось мне тут на ютубе увидеть топ закрытых передач российского ТВ. И захотел я замутить свой ответ, но потом понял, что по-настоящему я скучаю только по «Звездному часу», «ОСП-Студии» и «Слабому звену». Ну еще «Куклы», может быть, но сами понимаете, в нынешних условиях эта передача невозможна, по крайней мере, в классическом формате. В общем, пунктов на топ не набегает. И поэтому я решил сделать кое-что другое. Дело в том, что я уже Бог знает сколько времени не включал телевизор (и я не из тех снобов, что говорят «я не смотрю телевизор», а потом смотрят кучу телевизионных передач на ютубе). И по большому счету понятия не имею, что вообще происходит на нашем ТВ. И, при изучении материала, для меня стало сюрпризом существование ряда старых передач, которые вроде бы уже давно должны были закрыться, но каким-то образом все еще живут. На основе этого я и решил сделать свой топ.

Давайте сразу оговорим пару вещей: в топе не будет передач вроде «Своей игры» или «Что? Где? Когда?», которые, несмотря на солидный возраст, держат планку качества и популярности. Не будет и КВН, который планку качества уже давно уронил и цинично потоптался на ней, но все еще остается хайповой и трендовой передачей. А еще не будет некоторых передач, на которые просто я не наткнулся при изучении эфирной сетки. И еще, чтобы вы поняли: если передача попала в топ, это не значит, что она плохая. Многие из них очень хорошие, по крайней мере, были раньше. Короче, поехали!

11. Устами младенца (с 1992 года)

Если честно, я не понимаю двух вещей: почему эта передача потеряла популярность, и как ее удалось вернуть. У нас на ТВ не так много семейных передач для мам, которые могут поумиляться с обаятельных деток, рассказывающих умные вещи. Было похоже шоу с Татьяной Лазаревой, но после известных событий их с Шацем погнали с ТВ, и программа исчезла. В 2000 году «Устами младенца» были закрыты, но 13 лет спустя возродились. Уже без дико харизматичного Александра Гуревича, но зато ее какое-то время вел даже сам Алексей Кортнев. С 2017 года программу ведет Александр Олешко, на целевую аудиторию она заходит, а большего и не надо.

10. В мире животных (с 1968 года)

Передача с момента основания до 2005 года регулярно выходила на одном из двух главных каналов страны. Долгое время она была проводником миллионов детей и взрослых в неизведанный мир дикой природы. Но развитие интернета и возможность смотреть множество других передач и просто съемок убили популярность «В мире животных». Символично, что с первых кнопок ТВ передача окончательно ушла в год основания ютуба. Затем она помоталась по менее популярным каналам и с 2016 года выходит на детском канале «Карусель», став рассчитанной на более юную аудиторию. Плохо ли это? Да нет, скорее наоборот.

Львиную долю крутизны «В мире животных» придает ее невероятно обаятельный ведущий Николай Дроздов. В апреле этого года пошли слухи, что он уходит из проекта, но потом информацию опровергли. Вообще многие программы этого топа держатся во многом на их ведущих. Например, следующая.

9. Умницы и умники (с 1992 года)

Я всегда любил формат телеигр. Потому что ты одновременно получаешь азарт от боления, какие-никакие, но новые знания, да еще и можешь почувствовать себя умным, ответив на несколько вопросов. «Умницы и умники» же уникальный проект. Потому что умным себя почувствовать в них просто нереально. Вполне обычная ситуация – посмотреть всю передачу и не ответить ни на один вопрос, сидя с выражением лица «чо блин?». Очень специфический формат вопросов запредельной сложности, и казалось, такой узконаправленной передаче долго не прожить. А в реальности она существует уже 26 лет.

Кстати, одно время на Первом канале выходило еще одна историческая телеигра – «Колесо истории». Ее вел Леонид Якубович, и запомнилась она дико крутым антуражем: костюмы, декорации эпох, какие-то чудо-кареты. Да и смотреть ее было проще – хоть что-то да можно ответить. Но «Колеса истории» уже давно нет, а «Умницы и умники» выходят до сих пор и регулярно дают шанс детям поступить в МГИМО через телевизор.

8. «Камеди клаб» (с 2005 года)

Да, «Камеди» по-прежнему очень популярная передача, однако ее существование в 2018 году все же немного удивляет. В середине 2000-х программа просто взорвала телевидение невероятно смелым юмором, разнузданным форматом и харизматичными актерами. Однако со временем «хулиганский» ответ КВН и «Аншлагу» становился все более предсказуемым и менее шокирующим, появилось много конъюнктурного юмора (см фото), ну и главное – актеры основного состава сделали себе неплохую карьеру, запустили массу других проектов. Однако в 2018 году на ТНТ в красных декорациях все еще появляется лицо Гарика Харламова, которое все труднее вместить в экран даже в формате 16:9. Хотя альтернативы «Камеди» на том же ТНТ полно, передача все еще выходит в эфир, но о былой популярности и цитируемости остается только мечтать.

7. «Угадай мелодию» (с 1995 года)

На Новый год, увидев в эфире «Угадай мелодию», я написал в Инстаграме: «По телевизору «Угадай мелодию». Сейчас выйдем на улицу, а там рейв, братки, Ельцин, доллар по 15 и все в футболках «Титаник».

В девяностые годы мне нечасто удавалось посмотреть эту передачу. Потому что бабушка ворчала на нее, мол, ведущий дурак какой-то, и передача дурацкая, и вообще ей не нравится. Ну а старшие были тогда непререкаемым авторитетом, поэтому смотрел нечасто и с глубоким чувством стыда, как будто родительскую кассету с порнухой (кстати, только у меня одного в детстве не было родительской кассеты с порнухой?).

Несмотря на неисчерпаемый источник вопросов, передача быстро потеряла популярность и была закрыта. Два раза. Есть, конечно, у меня версия, что, возможно, в ней далеко не все мелодии можно было использовать. Или просто ЦА не позволяла поставить какую-нибудь «Гражданскую оборону». Несмотря на все трудности, передача снова и снова всплывает на Первом канале, хоть в ней сейчас, как правило, играют звезды и знаменитости. Это накладывает свой негативный отпечаток. Почему – поговорим в следующем пункте.

6. Кто хочет стать миллионером? (с 1999 года)

Много ли телепередач могут похвастаться тем, что про них сняли кино, собравшее 8 «Оскаров», включая статуэтку за лучший фильм? Ну ладно, «Миллионер из трущоб» не совсем про это, но все же игра играет важную роль в фильме. У нас программа выходила в эфир сперва на НТВ (под названием «О, счастливчик!»), а затем на Первом канале. Первый ее ведущий Дмитрий Дибров был как будто создан для этой передачи. Хитринка в глазах, яркие эмоции, легкий прибалтийский акцент и умение запутать игрока, вроде бы уже вышедшего на правильный ответ. После переезда на Первый канал ведущим стал Максим Галкин. Я сперва испугался, что он будет свои «пародийные» кривляния показывать, но нет – он от формата не отступал. Однако его манера сильно отличалась от дибровской в сторону «доброты» — если Дибров пытался запутать игрока, то Галкин наоборот – порой старался вывести его на правильный ответ. Не знаю, что было тому причиной, может, политика продюсеров. Потом в кресло ведущего вернулся Дмитрий Дибров, но увы, уже поздно. Передача перестала быть регулярной, выходит от случая к случаю, но главный ее минус – это ужасный формат игр со звездами.

Я вообще всегда был категорически против «звездных» телеигр, где принимают участие какие-то известные актеры, музыканты и прочие спортсмены (разве что в порядке исключения 1-2 раза). Дело в том, что это накладывает резкий отпечаток фальши. Потому что в телеиграх гораздо легче ассоциировать себя с простыми людьми и болеть за них. Я в детстве с замиранием сердца смотрел «Звездный час» и мечтал однажды также встать за эту тумбу перед Сергеем Супоневым. А если бы там играли дети звезд или дети-звезды, смотреть было бы не так интересно: «Ну понятно, это же сын Его Самого, куда уж нам простым смертным». Также возникает чувство постановочности. Ну они же там все в Останкино друг с другом дружат дружеской дружбой, небось Дибров перед игрой все ответы уже слил, а на острове в «Последнем герое» за пальмой прячется пятизвездочный отель.

Поэтому сейчас смотреть «Кто хочет стать миллионером?» со знаменитостями уже не так интересно. Особенно когда игра начинает перебиваться посиделками и разговорами «за жизнь». Да мне плевать, в каком году ты ГИТИС закончил, давайте уже вопросы дальше!

Кстати, в начале 2000-х на нашем ТВ был просто бум телеигр – на одном только Первом канале в прайм-тайм на неделе выходило по одной телеигре каждый день: «Русская рулетка», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Народ против» (помните такую?) и еще одна, о которой позднее, но вы и так знаете, что она будет в этом рейтинге. Жаль, что все это уже в прошлом, и сейчас в прайм-тайм рулят «Пусть говорят» и «Шейнины».

5. Сто к одному (с 1995 года)

А помните те времена, когда «Сто к одному» приковывало к экранам миллионы зрителей, и каждый выпуск становился предметом бурных дискуссий? Не помните? И правильно, никогда такого не было. Вообще уникальная судьба у передачи. Популярности она не имела никогда, преданных поклонников тоже (вот так чтобы человек сказал: «Ну вот я люблю передачу «Сто к одному»), но смотрели ее так или иначе почти все, и главное – ни разу я ни от кого не слышал в адрес передачи критики. Наверное, главная причина – невероятно теплая ламповая атмосфера. Обаятельнейший ведущий Александр Гуревич, на одной харизме которого, на мой взгляд, половина игры держится. Приятные тона студии. Понятные, простые, почти не меняющиеся правила. Глубокие знания в передаче не нужны – скорее понимание людской философии и психологии (в этом плане особенно хороша «Игра наоборот»). В общем, несмотря на невысокую популярность, передача все еще в эфире, а шутку из КВНовской пародии на нее я цитирую до сих пор: «- Без чего нельзя сварить борщ? – Без целеустремленности».

Кстати, мне один раз довелось принять участие в опроснике для «Сто к одному». Правда, не как «человек на улице», а по емэйлу!

4. Дом-2 (с 2004 года)

Нет, ну серьезно, как?! У вас были знакомые, которые смотрели «Дом-2»? Не отмазывайтесь, у всех они были. Ну а теперь много из них все еще его смотрят? Нет, я могу понять бум «Дома-2» в первые годы. Тогда на пике популярности были реалити-шоу — еще не отгремела слава «За стеклом». Плюс скандальность героев программы и общий развязный формат привлекали зрителей. Дополнительную славу шоу придавали и его хейтеры с многочисленными призывами запретить, закрыть, расстрелять, закатать в асфальт.

Годы прошли… когда вы последний раз слышали призывы запретить «Дом-2»? Всем уже настолько на него плевать стало, что когда Собчак пошла баллотироваться в президенты, было полно шуток про «Дом-2», хотя она ушла из него аж в 2012 году. Но он в эфире. Он существует. Его смотрят. Кто? И зачем?

3. «Смехопанорама» (с 1994 года) и «Аншлаг» (с 1987 года)

Объединил в один пункт две передачи, которых можно назвать «аксиома Эскобара» (гуглите, кто не понял). Даже в лучшие годы программы не пользовались особой славой и считались юмором более низкого сорта, чем тот же КВН. Бесконечное обсасывание одних и тех же шуток, частые повторы старых номеров (господи, я номер «Кролики – это не только ценный мех» видел в «Аншлаге» примерно 241543903 раза), несмешные и непохожие «пародии» на Дубовицкую… Со временем передачи уходили из прайм-тайма все дальше, уменьшалась регулярность выпусков, и тот же «Аншлаг» сейчас собирается пару раз в год. Тем не менее, эти две программы все еще считаются живыми, хоть им больше подходит титул «зомби».

2. Поле чудес (с 1990 года)

Думаю, тут комментарии излишни. Вы и так все прекрасно знаете. Феномен нашего телевидения. Передача регулярно выходит в пятницу вечером, в прайм-тайм. Еще в 2003 году Михаил Галустян в КВН говорил: «Поле чудес». 13 лет в эфире. Как?! У меня складывается ощущение, что в молодости Якубович спас жизнь Эрнсту». И сейчас, спустя 15 лет после этой шутки, мне кажется, что это вообще нифига не шутка.

Снова вспоминаем телеигры начала 2000-х. Скандальное «Слабое звено» с шикарнейшей Марией Киселевой кануло в Лету, «Народ против» с Дибровым исчез быстрее, чем появился, «Русская рулетка» с эффектным падением игроков в пропасть тоже быстро закрылась, «Кто хочет стать миллионером?» не живет, а существует. А «Поле чудес» все там же, в пятницу вечером, и все так же добрый усатый дядя теплым голосом говорит в конце: «И дай вам Бог здоровья и счастья»…

Признайтесь, вы ждали «Поле чудес» на первом месте? Но нет, я припас на сладкое совсем уж безумный пример. Но сперва в качестве бонуса передача, которая вроде бы формально уже не существует, но в любой момент может неожиданно вернуться. Потому что тигры еще в порядке, карлики на ногах, форт стоит на месте, игры проводятся, в общем вы поняли, я говорю о «Форте Боярд».

Я никогда не был фанатом телепередач формата «Веселые старты». Но были два исключения. В детстве – это «Зов джунглей» (тут, конечно, Супонев играл свою роль), потом – «Ключи от форта Боярд» (так изначально называлось шоу на нашем ТВ). Почему так? Ну разумеется, безумно крутая атмосфера, которая даже по нынешним меркам выглядит запредельно круто. Ловушки, испытания, пленники, ключи, подсказки, тигры, змеи, тарантулы, в общем вы меня поняли, у меня ностальгический экстаз. Сперва на нашем ТВ показывались французские игры, а в 1998 году форт впервые посетила российская команда. Тогда игру, кстати, вели Леонид Парфенов и Елена Ханга. В начале 2000-х было еще несколько удачных российских штурмов форта, а в 2012 году вышел еще один цикл. Я его не смотрел, но, говорят, народ ругался. Французские выпуски у нас не выходят с 2000 года, после ухода передачи с НТВ, российских не выходило 6 лет, однако другие страны регулярно проводят в форте игрища, в прошлом году был румынский дебют, так что возможно, будет еще одна поездка российской команды. Ждем. Ну а пока – первое место!

1. Сам себе режиссер (с 1992 года)

Сейчас, в эпоху общедоступного интернета, переполненного котиками ютуба и видеокамер у каждого в кармане, существование передачи «Сам себе режиссер» выглядит так же дико, как если бы за окном проехал ямщик на облучке в двуколке, кутаясь в кургузый армячишко, ибо замолаживает, однако. Не будем долго распинаться, ведь лучшее объяснение феномену передачи дал ее бессменный ведущий Алексей Лысенков. «Почему передача держится? Именно потому что это некий клуб такой. Суть даже уже не в самом видео, сколько вот эти вот такие странные интервью с создателями — чем живут, как отдыхают, как это было снято, почему раньше не присылали, а только сейчас. Ну то есть это такая уже домашняя больше обстановка: вот есть там, условно говоря, несколько миллионов зрителей, которые смотрят эту программу — они есть, их не становится ни больше, ни меньше. Это люди, которые в воскресенье в полвосьмого утра встают, включают телевизор и смотрят передачу. Это уже некая просто традиция. Не потому, что передача хорошая или плохая — она просто уже как часть жизни. Вот стоит холодильник, и вот он должен стоять в этом месте. А в это время должна идти передача «Сам себе режиссёр». Привычно».

На всякий случай напомню: далеко не все передачи в этом топе плохие. Момент славы был почти у каждой, а те же «Сто к одному» и «Устами младенца» все еще достаточно неплохи. Однако существование их в 2018 году выглядит удивительно и даже в какой-то степени невероятно. Но даже несмотря на появление в каждом доме ютуба «Сам себе режиссер» намного лучше большинства того, что в прайм-тайм показывают федеральные СМИ. Кто за то, чтобы Лысенков в своей фирменной манере вел «Вести недели»?