20 лет органам государственной службы Республики Казахстан!
20 декабря 2002 года 57 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о провозглашении 23 июня Днем государственной службы ООН и призвала государства- члены ООН определить этот день в каждой стране профессиональным праздником.
23 декабря 2013 года в Указ Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года № 3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» было внесено изменение об объявлении 23 июня в Республики Казахстан Днем государственного служащего.
Помимо этого, Указом главы государства от 19 февраля 2013 года утвержден нагрудной знак «Уздік мемлекеттік кызметші». Им награждаются государственные служащие, имеющие стаж безупречной службы не менее 15 лет, и внесшие значительный вклад в развитие государственной службы.
Для успешного достижения стратегических целей и реализации вхождения нашей страны в 30-ку развитых государств мира Президентом страны Н.А. Назарбаевым был провозглашен План нации — 100 конкретных шагов. Первое направление Плана нации нацелено на формирование профессиональной модели государственной службы и усиления ее кадрового потенциала. В соответствии с 14 шагом Плана нации в 2015 году был принят новый закон о государственной службе, который закрепил фундамент новой карьерной модели государственной службы. Последние 3 года стали временем практической реализации новых институтов государственной службы.
Кардинальным изменениям подверглись принципы подбора кадров. Акцент сделан на повышении компетентности и профессионализма государственного аппарата. Согласно карьерной модели занятие вышестоящих государственных должностей проводится исключительно на конкурсной основе. То есть государственным органом на занятие вакантной должности, не являющейся низовой, проводится внутренний конкурс среди действующих государственных служащих данного государственного органа, в случае отсутствия кандидатов, рекомендованных конкурсной комиссией на занятие вакантной должности, проводится внутренний конкурс среди государственных служащих всех государственных органов. И только при отсутствии кандидатов среди всех государственных служащих, рекомендованных на занятие вакантной должности, не являющейся низовой, проводится общий конкурс, в котором могут участвовать все желающие. Таким образом, карьерное планирование госслужащего строится с учетом его компетенций и накопленного опыта. Введение института внутренних конкурсов положительно повлияло на качество отбора кадров и карьерное продвижение государственных служащих. В данной системе каждый служащий проходит все этапы государственной службы начиная с низовых должностей, накапливая опыт и знания.
Сегодня каждый гражданин нашей страны при условии соответствия установленным требованиям в порядке общего конкурса имеет возможность поступать на низовые государственные должности, для чего необходимо преодолеть три этапа конкурсного отбора: тестирование на знание законов, оценку личных компетенций и собеседование в государственном органе. Для обеспечения открытости и объективности процедуры собеседования на заседаниях конкурсных комиссий присутствуют наблюдатели, тем самым повышается доверие граждан к объективности оценки кандидатов на занятие государственных должностей.
Система первоначального отбора на государственную службу требует не только наличие конкретных знаний по законодательству, но и необходимых компетенций.
В соответствии с 4 шагом Плана нации впервые поступившие на государственную службу проходят трехмесячный испытательный срок, на данный период за ними закрепляются наставники. Наставничество позволяет молодым специалистам освоить необходимые методы и навыки эффективной работы, повысить профессиональный уровень.
Серьезный акцент сделан и на регулярное обучение государственных служащих. Каждый государственный служащий минимум раз в три года повышает свою квалификацию. Впервые поступившие на государственную службу также проходят курсы переподготовки, это позволяет подготовить молодых специалистов к эффективному исполнению своих функциональных обязанностей. Кроме того, у каждого государственного служащего есть возможность совершенствовать свои знания в Высшей школе государственной политики «Назарбаев Университета», Академии государственного управления при Президенте страны, учиться в ведущих учебных заведениях зарубежья по государственным программам, сохраняя при этом стаж и место работы.
Одним из видов обучения является стажировка государственных служащих, проводимая в целях приобретения государственными служащими профессиональных знаний и опыта вне места постоянной работы. В целом стажировка способствует повышению профессиональной планки служащих, закладывает прочную основу для роста и развития служащих.
Таким образом, сегодня на законодательном уровне созданы все необходимые условия для функционирования эффективного государственного аппарата, обеспечивающего всестороннее развитие и справедливое продвижение государственных служащих по карьерной лестнице.
Л.Ж. Мешелова,
руководитель Единой службы управления персоналом (кадровая служба)
аппарата акима Бурабайского района Акмолинской области