Сегодняшние школьники: найдут работу или будут жить на пособие?

Cтатьи, Психология и саморазвитие 1 333

Многим не нравится сравнение школы с камерой хранения детей — родители школьников наивно считают, что знания школа все-таки дает. А вот пригодятся ли эти знания в будущем? Есть ли шансы, что школьные программы будут меняться и соответствовать реальной обстановке на рынке труда? Правда ли, что вскоре мы уже не сможем пугать нерадивых учеников «Дворником будешь!» — потому что дворников не останется?

Ритм нашей жизни не идет ни в какое сравнение с размеренным, налаженным бытом наших предков. Общество изменилось настолько сильно, что проверенные годами рецепты «как правильно жить» от наших бабушек и прабабушек просто неактуальны. Их рецепты с трудом работали при воспитании нашего поколения. Тем более они не могут сработать на наших детях.

Давайте вернемся примерно на столетие назад. Возьмем сельскую местность, где проживала большая часть населения. Как жила типичная крестьянская семья? «Поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз», — и шестилетний ребенок является полноценной трудовой единицей. Маме не надо думать о его образовании, о его самореализации, о том, чтобы раскрыть личностный потенциал. У них «все хорошо»: в шесть лет он уже мужчина, второй мужчина в семье, возит хворост. И всю жизнь так проживет.

А если речь заходит о людях, мечтавших для своих детей о чем-то большем, чем тяжелая крестьянская судьба, например о дворянах? Бытовую технику им заменяли кухарка и горничная. Ребенку находили даже не репетиторов, а нанимали иностранных гувернеров с постоянным проживанием. И после домашнего образования дети шли в элитный лицей с высокооплачиваемым преподавательским составом.

Что делать с детьми в Советском Союзе, было совершенно понятно: ребенок окончит школу, окончит вуз и после этого непременно будет уважаемым членом общества. К сожалению, сейчас окончание любого российского вуза никаких гарантий никому не дает. А мечтающим поступить в Гарвард российская школа мало чем поможет.

У родителей, желающих успеха и счастья своим детям, есть проблема: мир меняется слишком быстро. Как помочь своему чаду успешно адаптироваться?

Когда рабочих заменят роботы

Современные технологии существенно отличаются от того, что было двадцать лет назад. А еще через двадцать лет нашим детям предстоит жить в мире, где физический труд почти полностью будет делегирован технике. Пойти работать дворником или таксистом никто не сможет, даже если захочет.

Уже сегодня есть заводы, где два оператора заменяют тысячи рабочих, производственный процесс полностью автоматизирован. Ряд профессий скоро просто исчезнет, как недавно на наших глазах исчезли телеграфисты или машинистки, копировавшие тысячи документов на печатных машинках.

Как только роботы подешевеют за счет массового производства, любой предприниматель, конечно, предпочтет купить послушно работающего в три смены, никогда не болеющего и не требующего отпуска робота.

Люди, которые не сумеют стать интеллектуально развитыми и творческими, будут доживать на пособия, потому что простой неквалифицированной физической работы для них практически не останется.

Когда людей заменят компьютерные программы

Благодаря IT там, где раньше требовалась тысяча бухгалтеров, хватит и пяти, но высококвалифицированных. Остальное за людей посчитает компьютер. Благодаря автоматизации и внедрению систем электронного правительства существенно уменьшится необходимость в чиновниках. Количество рабочих мест с рутинным нетворческим трудом, ранее считавшимся интеллектуальным, сократится в десятки раз за счет внедрения компьютерных программ.

Очевидно, что наши государственные мужи не могут заранее просчитать изменение структуры рынка труда. Они не способны подготовиться к новому миру, где львиную долю работы будут выполнять роботы и компьютерные программы. Эта тенденция уже хорошо видна в западных странах, где огромное количество людей стали безработными. Выпускники университетов в этих странах также часто не могут найти себе работу по специальности, указанной в дипломе.

Либо благодаря нам наши дети получат образование, актуальное в новом мире, либо мы с помощью школы потратим их детство на приобретение знаний и умений, которые через пятнадцать лет не помогут им найти хоть какую-нибудь работу и прокормить себя.

Да, отдельные гениальные молодые люди «сами пробьются». Но как быть уверенным, что ваш ребенок войдет в их число? Поэтому я предпочитаю превентивно дать своим детям востребованные в современном мире знания, навыки и умения.

Почему не стоит ждать перемен от современной школы?

Многие уверены, что школа постепенно адаптируется к изменениям, происходящим вокруг. Однако зададимся вопросом: а зачем школе, собственно, меняться?

Если рассматривать министерство образования как бизнес-структуру (а это самый трезвый и реалистичный взгляд на вещи), то его чиновники работают просто отлично. Заказчик платит деньги за желаемый результат, они годами четко и в соответствии с «техзаданием» выдают оплаченный продукт. Какие же две функции выполняет школа по заказу и за деньги государства?

Во-первых, дети не должны мешать родителям трудиться на государство (если не работать бюджетником, то хотя бы платить налоги). Для этого они помещаются под присмотр в течение рабочего дня, оставаясь в «целости и сохранности». Школе принципиально все равно, сможет ли ребенок в реальной жизни использовать знания, полученные им за партой. Главная ее ответственность — лишь за физическую безопасность детей.

Во-вторых, выпускники школы должны занять пустующие рабочие места. Но кого не хватает государству? Ответ: рабочих и бюджетников. Говоря совсем откровенно, школа призвана выпустить стандартных социализированных «роботов», способных заменить мелких чиновников и чернорабочих.

В свете вышеописанных целей и задач легко понять подходы и методы, царящие в школе. Повсеместно практикуемый способ преподавания не нагружает детей интеллектуально. Скорее, наоборот — отбивает всякую охоту учиться и снижает познавательную активность.

Школьная программа, мягко говоря, устарела, а получаемые навыки и знания совершенно не соответствуют реально необходимым в жизни. И уж тем более не соответствуют требованиям, предъявляемым к соискателю высокооплачиваемой должности.

Основные силы учителей уходят на приучение детей:
— к автоматическому послушанию;
— к работе ровно по звонку;
— к механическому повторению изученного материала.

Начало, перерывы, окончание работы жестко регламентированы — и на заводе, и в школе. Все дети должны быть одинаковыми, они изучают одинаковые дисциплины с одинаковой скоростью. Проявление личностных особенностей ребенка, как правило, находится под запретом или порицается.

Так государству за одиннадцать лет из примерно 90% детей удается сформировать социализированных «роботов», согласных ежедневно заниматься физической работой либо рутинным псевдоинтеллектуальным трудом за скромную зарплату бюджетника.
Государству вовсе не нужно, чтобы все 100% выпускников стали предпринимателями, руководителями или даже просто успешными людьми. Основная масса населения должна пойти на поля, на заводы, работать мелкими чиновниками, учителями или кем-то еще за бюджетные деньги.

Теперь, внимание, вопрос: совпадают ли интересы государства с вашими личными интересами и интересами ваших детей? Вы хотите, чтобы ваши дети работали, получая небольшую зарплату от государства?

Мой выбор другой: я взяла ответственность за дальнейшую счастливую жизнь детей на себя, поэтому плачу деньги репетиторам и получаю то, чего хочу я. Если за обучение моих детей платит государство — оно получает то, что хочет, то есть людей с конвейера и для конвейера.

Автор: Ольга Юрковская
https://stressa.net/post/segodnyashnie-shkolniki-najdut-rabotu-ili-budut-zhit-na-posobie



Добавить комментарий