Если я не тело, то кто же я? / 4

Cтатьи, Главный материал, Психология и саморазвитие 4 442 Юсуф Крыкбесов

Напоминаем, это четвертая статья на эту тему. Начало вы найдёте в №№ 26,27,28 нашей газеты.

Я уже коснулся темы жизненной энергии, о её влиянии на здоровье и продолжительность жизни. Теперь поговорим об этом подробней.

Садхгуру высказал очень интересную мысль о жизни. Он сказал, что жизнь человека – это всего лишь взаимодействие времени и энергии. Каждому от рождения отпущено определённое количество времени и жизненной энергии. Всем понятно, что время – та сила, которая не подвластна нашей воле и желанию. Включив свой неумолимый механизм отсчета при нашем рождении, время течёт как река в океан, одном направлении: от рождения к смерти. Время абсолютно нейтрально к нам. Ему нет дела до нас. Оно живёт своей жизнью. Но время можно использовать либо для нашего блага, либо себе во вред. Это зависит от того, как мы соединим время и нашу энергию. Если мы своей энергией заполняем поток времени согласно течению, то время становится полноценным. Оно, как бы, работает на нас и наши интересы. Если же мы не расходуем свою энергию в правильном направлении времени, то оно протекает мимо нас. Мы просто игнорируем его и это непростительное упущение.

Оглядываясь назад, я вынужден признать тот факт, что большая часть моего драгоценного времени было мной упущено впустую. Почему так произошло? Здесь я вынужден прояснить одну характерную особенность нашей энергии, которая проявляется в трёх модусах (качествах) нашего индивидуального бытия. В древних текстах модус или качество бытия, называется гуной. В переводе с санскрита слово гуна переводится как верёвка, которая крепко привязала нас к определённому качеству жизни. В Бхагавад-гите говорится: «Материальная природа состоит из трёх гун: добродетели, страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, О сильнорукийАрджуна, оно обусловливается этими гунами. Гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны, обретают счастье и знание. Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений и вследствие этого, воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности. О сын Бхараты, знай, что темнота, рожденная из невежества, есть причина заблуждения всех живых существ, воплощенных в материальном теле. Следствия этой гуны – безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу».

Итак, вся наша жизнь проходит во взаимодействии этих гун. Качество времени и нашей энергии тоже зависят от гун природы. Свою драгоценную жизненную энергию мы можем направить в гуну невежества. Тогда, она будет растрачиваться на безумие (всё, что вредит человеку: употребление одурманивающих средств, похоть, жестокость, убийство невинных и др.), лень и чрезмерный сон тоже забирает энергию. Время, затраченное на невежество, окрашивается в темный цвет и считается неправильно использованным или потерянным.В главе №18 Бхагавад-гиты говорится, что деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями писаний, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях, считается принадлежащей к гуне невежества. И далее: «А тот, кто постоянно занят деятельностью, противоречащей наставлениям писаний, материалистичный, упрямый, лживый и изощрённый в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный, тот считается действующим в гуне невежества». Итак, деятельность требует определённого количества энергии. Когда эта энергия направляется в гуну невежества, то она направлена не на созидание, а на разрушение. Такая энергия медленно, но верно убивает человека. В этом случае время не приносит удачи, оно забирает отпущенное количество энергии и сокращает жизнь человека. По сути, время – это хладнокровный убийца жизни. Надо понять, что время – это божественная энергия, данная человеку для жизни в этом материальном мире. Мы тоже можем убивать время. По сути, вся наша жизнь – это медленное убийство времени. Нас тоже можно отнести к категории убийц. Можно убивать время, а можно жить в согласии с ним, ценя каждое её мгновение, тем самым не нанося вред себе. А можно даже выйти за пределы времени. Но это уже уровень трансценденции и о ней мы будем говорить позже.

Часто мы задаём вопрос: Почему люди умирают раньше положенного срок? Ответ очевиден: Жизненная энергия исчерпала свои ресурсы, а время без энергии – это отсутствие жизни. Бывает и так, когда энергия ещё осталась, а времени уже нет. Время может укорачиваться от неправильного его использования, а вернее нашего отношения к нему. Вы, наверное, замечали, что творческие люди живут полнокровной и счастливой жизнью и время к ним благосклонно. Время у них полностью заполнено творчеством. Единственным дефицитом для таких людей является время. Им всегда не хватает времени, и они, естественно, относятся к нему с особым благоговением. Это также относится к духовным людям. Всем понятно, что главное, не продолжительность жизни, а её качество или по-другому – гуна. Возраст и внешность человека всего лишь показатель его здоровья.

В этой связи вспомнилась одна притча. В горный абхазский аул поселился человек, по внешнему виду очень старый. Он построил себе хижину и жил в отдалении от всех. Однажды в аул приехал корреспондент известной газеты, который готовил материал о долгожителях Абхазии. Обратившись к жителям аула, корреспондент газеты выяснил, что в ауле проживают два долгожителя, которым уже далеко за сто лет. Первый сказал, что ему сто тридцать лет, второй признался в том, что ему сто пятьдесят лет. На вопрос о том, как они смогли прожить до такого возраста, они оба сказали, что секрет прост: воздержание от излишеств в еде, питье, сне, сексе и физическая активность на чистом горном воздухе. Но они посоветовали гостю встретиться с человеком, который поселился здесь недавно.Они о нём ничего не знают, но по его виду можно предположить, что он гораздо старше их. Придя в хижину этого человека, корреспондент задал ему пару вопросов: «Скажите, пожалуйста, как Вам удалось дожить до такого преклонного возраста? Вы, наверное, не курили, не пили спиртного, много трудились, воздерживались от секса?» Старик ответил, что наоборот он всю жизнь курил, ежедневно напивался до потери памяти. Правда, сексом он уже не занимается более десяти лет. Изумлённый гость спросил его: «Так сколько же Вам тогда лет?Старик ответил: «Завтра мне должно исполниться тридцать лет». Оказалось, что этим «долгожителем» оказался хронический алкоголик и импотент, который не помнит, как оказался в этом ауле. Он убивал время, а теперь время фактически убило его. Вывод: время, которое направлено в гуну невежества убивает нас.

Как мы убиваем время? Предлагаю подумать над этим вопросом. Писания говорят, что время в гуне страсти (вожделении) забирает у нас следующее: здоровье, хорошие отношения и свободу. Давайте тоже подумаем над этим самостоятельно. А время в гуне благости дает нам: знания, постижение своей истинной природы, а значит счастье и свободу от рабской зависимости от своих нескончаемых желаний.В нашей жизни чистых гун не бывает. Они приходят к нам в определенных сочетаниях. Когда преобладает гуна невежества, то человекпроживает напрасную жизнь. Когда преобладает гуна страсти, то человекприходит к разочарованию итогами жизни. Когда преобладает гуна благости, то человек находит успокоение ума и умиротворение.

Итак, мы поняли, что отпущенное нам время и количество жизненной энергии надо использовать в гуне благости. Тогда итогом нашей жизни будет счастье. Эту тему можно продолжать, но я обещал завершить беседу о наших чувствах. Наши чувства также зависят от гун. Можно сказать, что взаимодействие гун природы и есть наша жизнь. Сегодня мы поговорим о таком чувстве, как обоняние. Всем нам хорошо известно, какую роль играет обоняние в животном мире. Нюх и слух для животных – это главные источники информации о внешнем мире. Запахи для человека тоже играют большую роль. Запахи проявляются в трёх гунах. Об этом было сказанов предыдущих статьях, когда мы говорили о чистоте тела. Особенно роль запахов возросла в последнее время. Ученые выяснили роль феромонов.На современном рынке парфюмерной продукции присутствуют товары, которые позиционируются как «содержащие феромоны». Производители такой продукции утверждают, что её использование усиливает привлекательность у противоположного пола «на подсознательном уровне», действуя как фактор-усилитель внимания и интереса.

Помните фильм «Парфюмер»? XVIII век, в Париже родился необычный человек – Жан-Батист Гренуй, он родился в парижской клоаке, под прилавком рыбного рынка. Сброшенный в кучу рыбьей требухи, младенец испытал первый в своей жизни, ни с чем ещё не сравнимый шок. Благодаря невообразимому нервному потрясению, он попытался отторгнуть все внешние запахи. Отверженный обществом, через много лет он решает осуществить свои грандиозные помыслы. Отработав на старого парижского парфюмера Бальдини и оставив ему сотню формул духов, Жан-Батист, одержимый желанием научиться искусству сохранения ароматов, отправляется во французский Грас, откуда вышли лучшие парфюмеры Парижа. Там герой ставит поражающий своей жестокостью и хладнокровием эксперимент — он решает создать единственный и неповторимый аромат, способный влюблять, сводить с ума и подчинять себе толпы людей. Это видится возможным только смешав запахи тринадцати девушек, которых он друг за другом убивает и выбрасывает на улицу. Процедура по «извлечению» из них запаха сопровождалась обёртыванием обнажённого тела жертвы в намазанную животным жиром кожу и отрезанием волос. Жители городка в панике; городская знать, испуганная такими дерзкими преступлениями, пытается спрятать своих дочерей. Архиепископ, призванный народом для покарания убийцы, выносит ему приговор: преступник будет отлучён от церкви навсегда, он никогда не сможет познать таинства святого причастия и никогда не будет прощён. Собрав все необходимые «ингредиенты» для будущих духов, Жан-Батист оказывается пойманным отцом последней жертвы — Лауры. На суде толпа народа требует приговорить убийцу к смертной казни, однако уже через несколько минут они, ошеломлённые ароматом духов, будут преклоняться перед Жаном-Батистом, который станет ангелом и новым мессией в их глазах. Перед восходом на эшафот Греную стоило только вылить каплю духов на белоснежный платок, и весь народ, почувствовав пьянящий аромат, признал убийцу невиновным. «Он невиновен», — прошептал палач, упав на колени; отец последней жертвы признал в нём собственного сына. Запах не только спас жизнь Жана-Батиста, но и спровоцировал массовую оргию на площади с архиепископом во главе. Наутро протрезвевший народ всё-таки отправляется на поиски убийцы. Хватают и казнят последнего работодателя Жана-Батиста, в доме которого нашли остатки волос и одежды жертв. Сам же Гренуй, терзаемый неспособностью любить, отправляется в Париж, где выливает на себя весь флакон духов и оказывается растерзанным безумно влюблённой в него толпой. Происходит это на рынке в центре Парижа.

Как видно из приведенного примера, запахи духов вызвали у людей неудержимое чувство вожделения, которое привело к массовой оргии (половому сношению). Запах, который привел к оргии можно отнести к гуне страсти. О запахах в гуне невежества можно легко догадаться. Всё, что вызывает неприятные ощущения и отвращение, с уверенностью можно отнести к гуне невежества. А запахи в гуне благости всегда отличаются своей чистотой и благородством. Влюбленные мужчины очень тонко чувствуют запахи, исходящие от любимой женщины, и оставляют их в памяти на всю оставшуюся жизнь. Я бы сказал, все наши чувства обостряются, когда приходит влюблённость. Это относится и к женщинам. Хорошо, когда от влюблённых исходит запах благости. Но когда, например, запах невежества примешивается к запахам страсти, то это вызывает обонятельную дисгармонию и растерянность. Неприятный запах может убить, так называемую любовь с первого взгляда. Сколько браков распалось по этой причине.

Сегодня среди молодёжи можно наблюдать такие картины, когда молодые люди стараются заглушить запахи пота туалетной водой.Это особо заметно, когда люди злоупотребляют количеством духов или туалетной воды. Такой коктейль из запахов может скорее отпугнуть, чем привлечь внимание. Очень привлекательно ощущаются еле заметные запахи духов на чистом теле. Запах – это свойство всех материальных объектов. Свой неповторимый запах имеет всё, что окружает нас. Человеческие запахи – это: запахи тела, запахи вещей, окружающие человека.

К особой категории запахов относятся запахи пищи. Расскажу, как я стал вегетарианцем. До этого момента я всю жизнь употреблял в пищу мясо, курицу, рыбу. Но однажды, восемь лет тому назад, в пионерский лагерь «Лесная сказка» приехали люди из разных концов нашей страны и других стран СНГ. Это был вайшнавский фестиваль, который был предназначен для духовных искателей. Мы попали туда, можно сказать, случайно. Меня сразу поразили необыкновенно привлекательныезапахи в помещении столовой, где проходили лекции. В этом же помещении работал буфет с богатым ассортиментом кондитерских изделий привлекательного и аппетитного вида. Рядом расположились места для продажи литературы, благовоний и многое другое. Нам сообщили о том, что готовят здесь вегетарианскую пищу. Для этого был приглашен повар из Омска. Приближалось время обеда. Нас пригласили попробовать вегетарианскую пищу. То, что я испытал, было для меня гастрономическим откровением. От пищи исходил такой запах, который остался в моейобонятельной памяти на всю жизнь. Когда мы попробовали пищу на вкус, то ощутили целую гамму вкусовых впечатлений, которые приятно поразили нас своим разнообразием и тонкостью восприятия. Оказывается, вегетарианская пища, приготовленная по правилам и требованиям Аюрведыи древних рецептов, требует широкого использования всевозможных специй и приправ. Кроме того, пищу предлагают сначала божествам, под определённые мантры. Пища становится освященной, а иначе, как нам пояснили, мы будем есть один лишь грех. Кстати, во всех мировых религиях перед употреблением пищи произносятся молитвы Богу в знак благодарности за предоставленную милость. Такая пища становится очищенной. Вспомните, как в православных храмах освящается пища во время религиозных праздников. Это характерно и для исламских традиций, не говоря уже о буддизме и индуизме. Так вот, спустя некоторое время, мы решили стать вегетарианцами. За восьмилетний период вегетарианства мы с супругой ни разу не пожалели о нашем выборе. Во-первых, сами собой исчезли некоторые проблемы со здоровьем. Во-вторых, повысился жизненный тонус, связанный с активизацией физических и интеллектуально-творческих резервов организма. И, в-третьих, появилась непреодолимая тяга к духовности. Как видите, привлекательный запах пищи трансформировал наши вкусовые и другие предпочтения. Говорят, кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей.

Продолжая разговор о пище, хотел бы привести шлоки из Бхагавад-гиты: «Пища, которую предпочитает каждый человек, бывает трёх видов, в зависимости от трёх гун материальной природы. То же относится и к жертвоприношениям, тапасйе (аскезе)и благотворительности. Теперь послушайте о различи между ними. Пища дорогая тем, кто в гуне добродетели, увеличивает продолжительность жизни, очищает их существование и даёт силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища – сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. Пища слишком горькая, слишком кислая, солёная, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто в гуне страсти. Такая пища вызывает страдания,несчастья и болезни. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в гуне темноты». Надеюсь, есть над чемподумать.

Завершить разговор о запахах хотел бы словами Отца Тихона Оптина

«Баллада о запахах».

На кухне я готовлю завтрак,
Как пахнут кофе и халва!
А может быть, имеют запах
И наши чувства, и слова?

Любовь, к примеру, пахнет розой,
А детский лепет – молоком,
А слово доброе – мимозой,
Ромашкой или васильком…

Словесный мат, простите, смрадом,
И, как невидимый палач,
Он побивает, будто градом,
Росточки счастья и удач.

Какая красочная дыня!
Разрезала , а там — труха…
Наверно, пахнет так гордыня,
Родоначальница греха.

Улыбка пахнет шоколадкой,
И комплимент – конфетой сладкой,
Покой – домашним пирогом,
А гнев – горячим утюгом!

В свободе слышу запах моря,
Так пахнут ветер и цветы,
А если кто друг с другом в ссоре,
Там запах серной кислоты…

Духами пахнет благородство,
Доброжелательность и мир,
А свалкой мусорной уродство,
Обжорство, пьянство и трактир…

Унынье – как тяжёлый камень,
Всегда у мира на виду,
А нежность пахнет лепестками
Цветущей яблони в саду!

Пусть будет счастья добрый запах
И аромат красивых слов!
На кухне я готовлю завтрак –
Печенье, кофе и любовь!

(Продолжение следует)