Как мы будем переходить на всеобщее декларирование

Новости, Новости Казахстана 5 248

Предусмотрено два этапа вхождения в систему декларирования.
На конференции в Алматы по актуальным вопросам налогообложения Комитет госдоходов представил информацию об этапах вхождения в систему декларирования и способах предоставлении информации, сообщает Zakon.kz.

Как рассказала директор департамента методологии КГД МФ РК Толганай Ботаканова, декларированию подлежат все совершеннолетние граждане, оралманы, лица, имеющие вид на жительство. Несовершеннолетние подлежат декларированию, если у них на праве собственности зарегистрировано имущество: недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия и т.д. Также, если у несовершеннолетних имеются накопления свыше 40 минимальных заработных плат.
Иностранцы подлежат декларированию в случае, если имеют имущество на территории РК или провели сделки, подлежащие госрегистрации, а также если получили доходы, которые не были обложены налогом у источника выплат.

«Система всеобщего декларирования означает, что на данном этапе мы должны зарегистрировать все имущество, которое имеется, фиксация этого имущества происходит через представление первоначальной декларации. Она называется декларация об активах и обязательствах. То есть в первоначальной декларации нужно указать все имущество, которое есть на праве собственности и также нужно отразить все свои обязательства перед другими лицами или свои требования (если вам кто-то должен), — пояснила Т.Ботаканова. — Затем представляется ежегодная декларация. Таким образом, производится ежегодный мониторинг состояния активов данного лица».

По ее словам, в первоначальной декларации нужно отразить всю имеющуюся недвижимость: квартиры, дома, земельные участки, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия, доли в долевом строительстве, паи в инвестфондах, наличные денежные средства (можно указать только сумму в пределах 160 минимальных зарплат – это около 4 млн тенге).

«Почему такое ограничение? Первоначальная декларация будет являться исходным документом, от которого впоследствии при контроле мы будем отталкиваться. Если у вас есть свыше этой суммы, то ее нужно внести на банковский счет, чтобы вы потом могли доказать, что у вас эти деньги были. Также необходимо указать сведения о депозитах и кредитах. Указывать нужно только по зарубежным банкам, потому что по казахстанским банкам данные мы можем получить, — рассказала руководитель департамента. — Также нужно указать задолженность других лиц перед вами, если она превышает 4 млн тенге. Если вы кому-то должны свыше этой суммы, тоже нужно указать, но должны быть этому подтверждающие документы. При желании можно указать культурные ценности, драгоценные камни, ювелирные изделия и другие предметы, содержащие драгоценные камни при условии, что их стоимость также превышает 4 млн тенге. Должны быть документы, подтверждающие стоимость этого имущества. Можно также указать произведения искусства и антиквариат при том же условии».

Она также отметила, что предполагается два вида декларации: краткая и расширенная. Краткая декларация – это упрощенная форма на одном листе, в которой нужно просто ответить на вопросы.
Эту декларацию вправе представлять физические лица, которые в течение года получали доход, подлежащий налогообложению источником выплат (работодателем) или вообще не получали никаких доходов, не являлись госслужащими, депутатами, судьями, крупными участниками банка, индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой: нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, и не отчуждали в течение года имущество, подлежащее государственной регистрации.

«То есть, если вы работаете в ТОО, получаете зарплату, которая облагается налогом, больше вы ничего не получали в течение года, не приобретали и не продавали имущество, то вправе представить краткую декларацию. Ее могут представить пенсионеры, студенты, те, кто получает соцпособия. По нашим расчетам, около 8 млн человек (70%) будут представлять декларацию в упрощенном порядке», — пояснила представитель Комитета госдоходов.

Расширенная декларация представляется всеми остальными лицами, в ней нужно отражать доходы, полученные за год, в том числе если вы являетесь индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой. Имущество, права или сделки, которые подлежат госрегистрации, если вы приобретали это имущество или отчуждали в течение года.

Расходы на приобретение имущества, если вы приобретали квартиру, машину, то вы должны указать, что был факт такого приобретения или продажи. Госслужащие дополнительно должны указывать источники расходов на такое имущество, за счет каких средств оно было приобретено или кто-то ему его безвозмездно передал.

Предусмотрено два этапа вхождения в систему декларирования: с 1 января 2017 года – государственные служащие, депутаты, судьи, работники нацкомпаний и госпредприятий. На втором этапе — с 1 января 2020 года – все остальные физические лица.

Сроки представления деклараций: на бумажном носителе — не позднее 15 июля, в электронном формате – не позднее 15 сентября.

Лариса Черненко



Добавить комментарий