Зачем нужен чек?
Чек-это такое обыденное явление в нашей жизни, что порой мы не придаём ему должного значения. А вот, когда возникает спорная ситуация или появляется необходимость вернуть товар, мы вдруг вспоминаем, что оказывается чек очень важен и судорожно начинаем его искать. Правда, зачастую наши попытки бывают безуспешны. Зачем же вообще нужен чек? Только ли для того, что бы обезопасить нас как потребителей? Или он имеет более глобальное значение? Об этом и расскажем.
Чек, который нам дают в магазине, грамотно называют фискальным чеком. Что это значит? Посредством этих самых чеков идет учёт того, сколько продавец, то есть предприниматель, реализовал товара, по какой цене и сколько в результате он получил прибыли, а соответственно, становится известно, сколько ему с этого нужно заплатить налогов. Не выдавая чек, продавец уклоняется от налоговых платежей. А налоги, как вам известно, это наше с вами социальное благополучие! Это всего лишь один аспект, но глобальный, о котором мало кто думает, приходя в магазин за продуктами. А иногда находятся и такие «сердобольные», которые добровольно отказываются от чека, как например от билета в автобусе. Последнее тоже далеко не полезный для потребителя факт, но сейчас не об этом. Приходя в магазин, мы не думаем о государственном благополучии, ведь каждому, как говорится, «своя рубашка ближе к телу». В дальнейшем чек может сослужить вам неоценимую службу, если вдруг, по тем или другим причинам, товар вам не подошел или вообще оказался бракованным. Процедуру возврата, конечно, можно произвести без чека, но она будет гораздо сложнее, чем при его наличии.
В п. 1 ст. 33 Закона РК «О защите прав потребителей» говорится, что «Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан применять контрольно-кассовую машину в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан». То есть, если мы заплатили деньги за товар или услугу, нам должны предоставить чек или какой-либо другой документ, подтверждающий нашу покупку. Об этом говорится и в п. 10 ст. 24, которая гласит, что продавец обязан «при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнении работы, оказании услуги)».
А вот ещё интересный момент, указанный в той же статье Закона РК «продавец (изготовитель, исполнитель) размещает в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и его праве обратиться в орган государственных доходов в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин». А значит, что в случае нарушения со стороны продавца,потребитель вправе обратиться в соответствующие органы.
Если же вы были столь неосмотрительны и всё же не взяли чек, или просто выкинули, или просто потеряли его, что бывает довольно часто, то вам придётся заручиться поддержкой свидетелей, точнее их показаний. Этот факт отражён в ст. 18 Закона РК «О защите прав потребителей». Хотя, гораздо легче, всё же, сохранить чек до тех пор, пока в нем есть необходимость. А это — до истечения гарантийного срока для товаров технического назначения и до употребления продуктов продовольственного назначения.
И что ещё немаловажно: в чеке, помимо всего прочего, указана дата покупки. От неё и будет вестись отсчет возможноговозврата. Вам просто необходимо знать, что товар надлежащего качества вы имеете право вернуть только в течение 14 дней с момента покупки. О этом говорится в ст. 14Закона РК «О защите прав потребителей».
Так что теперь знаниями вы вооружены и уже от вас зависит, насколько грамотным вы будете потребителем. Ну, а мы можем только пожелать удачных приобретений.
Г.Г.Хакимова,
ведущий специалист отдела зашиты прав потребителей