Чем полнее официант, тем больше блюд ему заказывают
Давно известно, что на объем заказов в ресторане влияют самые разные факторы: правильная обстановка, музыка, освещение… А недавно выяснилось, что свою роль может сыграть и внешность официанта, а точнее, его вес.
Психолог Тим Деринг (TimD?ring) из Йенского университета имени Фридриха Шиллера (Германия) и маркетолог, профессор Корнелльского университета (США) Брайан Уонсинк (BrianWansink) провели исследование, в ходе которого они наблюдали в общей сложности 497 примеров общения клиентов с официантами в 60 различных американских ресторанах. При этом наблюдатели приблизительно оценивали пропорции фигуры и ИМТ (индекс массы тела) официантов и клиентов, а также отмечали, что именно и в каком количестве заказывали посетители.
Анализ собранных данных показал, что вес официанта влиял на то, сколько порций заказывали посетители, – чем полнее официант, тем больше объем заказа. К примеру, если ИМТ официанта был выше 25, клиенты в 4 раза чаще брали десерт и на 18% чаще – алкогольные напитки. (ИМТ выше 25 в большинстве случаев считается признаком лишнего веса, хотя существуют некоторые исключения, касающиеся людей с очень развитой мускулатурой). Эта закономерность не зависела от таких факторов, как этническая принадлежность, пол, возраст, вес и рост по отдельности (ИМТ показывает соотношение роста и веса и высчитывается по формуле: вес в килограммах, поделенный на рост в метрах в квадрате).
Исследователи предполагают, что посетители ресторанов больше ели и пили в присутствии полных официантов, поскольку те «задавали социальные нормы» – то есть сам их вид подсознательно воспринимался клиентами как своего рода «разрешение» наедаться вдоволь.
Примечательно, что зачастую рестораторы предпочитают брать на работу стройных официантов. В США некоторые официанты, уволенные из-за лишнего веса, даже подавали в суд на бывших работодателей за дискриминацию.
Брайан Уонсинк руководит Лабораторией психологии питания Корнелльского университета и уже много лет исследует факторы, влияющие на пищевое поведение. Исследования, проведенные его лабораторией, к примеру, показали, что в ресторанах с громкой музыкой и ярким освещением клиенты в среднем съедают больше за меньший промежуток времени, чем посетители аналогичных заведений, в которых поддерживается более спокойная атмосфера – легкая музыка и мягкое освещение.
Еще один интересный эксперимент показал, насколько чувство насыщения зависит от психологических факторов, – посетители, в тарелки которых незаметно подливался суп, в среднем съедали на 73% больше. При этом они не замечали, что съедали больше, и не чувствовали перенасыщения по сравнению с теми, кто ел суп из обычных тарелок.