Чем раньше, тем лучше

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 3 032 Юсуф Крыкбесов

Когда дети быстро развиваются.

Говорят, всему своё время. Это действительно так. Особенно это важно для обучения. Мы непростительно недооцениваем дошкольный возраст, считая, что обучение следует начинать с шести-семи лет. Однако, факты свидетельствуют о том, что обучение можно начинать с младенческого возраста.

Мы думаем, что для обучения необходимы специальные условия. И прежде всего – это касается развития речи ребёнка. И это главная наша ошибка. Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения древних ведических писаний. Там говорится, что родившийся ребёнок не чистая доска, на которой общество пишет историю его жизни. Та история, которая написана в этом рождении, всего лишь маленький и незначительный отрезок в длинной цепи его личной истории. Это прекрасно отражено в таком понятии как реинкарнация. Более того, представители глубинной психологии доказали это на своих сеансах регрессивного гипноза. Если кого интересует этот вопрос, то можете легко найти необходимую научную информацию в интернете. Сейчас это легко делается.

Но, к сожалению, реальная педагогическая практика отстает от науки о человеке и его возможностях. Мы отстали в этом вопросе от передовой науки. Мы ждём, когда это признают соответствующие научные круги и государственные органы. Мы ждём, когда появятся соответствующие указания сверху. Мы полностью обусловились формальной системой образования. Я уже писал о причинах такого явления и пытался убедить читателя о безвыходности из этой тупиковой ситуации. И это действительно так. Всё, что вошло в сложившуюся образовательную систему, она и сформировывала определённые стереотипы, которые практически невозможно изменить. Поэтому, трезво рассудив, я понял о бесполезности обращения к школе и учителям. Единственным адресатом могут стать только разумные родители. Каждый родитель хотел бы видеть своих детей счастливыми и мечтает о том, что их дети как можно раньше раскрыли бы свои способности и таланты к учёбе. Только родители могут помочь своим любимым детям в этом центральном жизненном вопросе. В вопросе их будущего счастья и жизненных успехов.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Кто может им помочь в этом вопросе? По моему глубокому убеждению, решить эту проблему могут только частные центры развития личности или домашнее образование. И это надо делать с двух-, трёхлетнего возраста в специальных частных школах, а домашнее образование можно начинать ещё раньше. Говоря об обучении в таком раннем возрасте, я ни в коем случае не имею в виду традиционную систему образования, где во главу угла ставятся знания, умения и навыки. Любой здравомыслящий человек скажет, что это большая глупость – лишать детей очень короткого детства. Однако, предлагаемая система обучения с раннего детства вовсе не предполагает обучение в традиционном понимании. Если сказать очень коротко, то, скорее всего, это не обучение, а воспитывающее обучение. На первом месте ставятся воспитательные задачи. Надо воспитывать качества, которые будут способствовать успешному обучению. Речь идёт о такой системе, которая естественным образом будет формировать необходимые качества в контексте ведущих видов деятельности растущего ребёнка.

Мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это та среда, которая позволит провести необходимые педагогические воздействия, не нарушая логику естественного развития детей. Давайте поразмыслим. Почему дети приходят в школу с разными интеллектуально-волевыми стартовыми возможностями? Кому-то из детей школа с первых минут начинает нравиться, и они легко адаптируются к новым условиям. Большинству же детей этот адаптационный процесс так и остаётся затянувшейся, хронической проблемой на весь период обучения. Почему так происходит? Ответ очевиден: таких неадаптационных детей в своё время не научили навыкам общения, которое предполагает обучение. Поэтому, речь пойдёт не об обучении знаниям, а скорее навыкам и умениям оптимального общения, которое предполагает раннее взаимообучение.

Наблюдая за поведением детей во время игр, мы можем заметить, что дети постоянно учатся друг у друга. И происходит это без участия взрослых. Такова природа детского развития и взаиморазвития. Дети, играя и общаясь, получают огромный пласт необходимой жизненной информации. Так происходит всегда. Не учитывать это – большая педагогическая ошибка. Мы живём в плену большой иллюзии, думая, что воспитанием и обучением занимаются родители и воспитатели. Скорее всего, мы только пытаемся корректировать процесс обучения, думая, что всё находится под нашим контролем. К сожалению, от взора родителей и воспитателей скрываются глубинные процессы, которые не видны на поверхностном уровне. К таким явлениям можно отнести разницу в умственных способностях детей. Это зависит от многих факторов. Психологи и опытные учителя скажут, что это генная предрасположенность. Конечно, другого объяснения просто не существует. Поэтому, в древних восточных культурах людей делили на варны (уклад жизни) и касты (социальная дифференциация или стратификация). Например, в Индии таких каст было четыре: браманическая каста (мудрецы), кшатрийская (воины и правители), каста вайшьев (крестьян и торговцев) и шудр (наёмные рабочие). Также была внекастовая прослойка людей, которых называли чандалами или неприкасаемыми. Кастовая принадлежность определялась при рождении ребёнка в той или иной семье. Это объяснялось их кармой (судьбой), которая полностью зависела от прошлых поступков человека.

Здесь необходимо учесть, что под прошлыми поступками подразумеваются те дела и действия, которые были совершены ими в прошлых жизнях. Иначе этот закон можно назвать законом причинно-следственной связи. Если этот закон нарушался, то в обществе происходили социальные катастрофы. Соблюдение этого закона, в контексте рассматриваемой проблемы, заключалось в том, что дети, родившиеся в той или иной семье априорно обладают врожденными качествами к той деятельности, которой традиционно занимаются их родители. Так было и в средневековой Европе. Сапожник обучал своих детей стать сапожниками, а пивовар обучал своих сыновей пивоваренному делу. В современной Европе еще сохранились такие семейные династии, которым несколько сотен лет. Однако, времена меняются и на повестку дня поставлен вопрос о равных свободах и равных возможностях. Каждый имеет право на определённые свободы. Каждый может получить образование вне зависимости от социального статуса. История показала, что великими людьми также становились выходцы из бедных семей.

Вместе с тем, мы должны признать тот очевидный факт, что дети рождаются с разными интеллектуальными возможностями. И это уже заметно в раннем детском возрасте. Тогда почему великие педагоги-новаторы считают, что это не помеха для успешного обучения детей с различными стартовыми возможностями. Они на своём педагогическом опыте доказали, стартовое различие проявлено только на поверхностном, видимом уровне. Фактически каждый психически здоровый ребёнок имеет большой умственно-творческий потенциал, который находится на более глубоком уровне сознания. Надо актуализировать его, вывести на поверхностный уровень, чтобы он стал заметным. Это прекрасно продемонстрировал А.Ривин. Он даже не подозревал о таком педагогическом феномене. Это проявилось в процессе обучения в разновозрастной группе. Обстоятельства вынудили его использовать педагогическую модель с опорой на помощь самих детей, их природную целесообразность. И он с удивлением обнаружил, что всё происходит по кем-то написанному сценарию. Он просто попал в точку успеха, можно сказать, случайным образом. Скорее всего, он действовал, положившись на свою интуицию. И она его не подвела. Ещё раз подтверждается тезис о том, что великие открытия делаются интуитивно. Драма кастовой разобщённости в образовании заключена именно в этом: детей из низких каст как бы оставляют в непробуждённом состоянии. Им не дают возможности полноценного развития. Следовательно, всё зависит от понимания этого важного вопроса родителями и педагогами.

Я уже писал о некоторых позитивных особенностях разновозрастного обучения. К тому же это прекрасно доказал А.Ривин. Наша задача состоит в том, чтобы разъяснить основные принципы организации учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества. Не поняв их, приступать к обучению очень опасно. Можно допустить ошибки. Когда мы говорим об обучении детей раннего возраста, мы должны иметь в виду, что важным для детей и педагогов является главная парадигма обучения: обучение – это всего лишь вспомогательный элемент игровой деятельности. Главное не обучать, а направлять развитие в сторону формирования нужных качеств, в процессе игрового общения, которые позже помогут детям легко проявлять эти качества в школьном возрасте. Учителям начальных классов не надо прилагать усилия по привитию учебных навыков. Они успешно сформированы на уровне дошкольного образования. Вот о чём идёт речь.

А теперь подумаем: разве трудно вдумчивым педагогам дошкольного образования вплести в структуру и ткань детских игр развивающие элементы. Развивающие игры должны быть интерактивными. Что значит интерактивными? Это означает, что игры должны быть как взаимодействие детей между собой. Желательно межвозрастное взаимодействие. Это значительно ускорит процесс развития. Ещё раз хотел бы повторить, что всё должно происходить как в реальной жизни. Ничего искусственного, всё натурально, как в жизни.

Итак, прорисовывается первый принцип такого обучения — природосообразность. Природа мудра, она знает свои законы и если не мешать, то всё будет происходить, как ею задумано. Главное – не мешать природе. Не надо выдумывать каких-то искусственных методов и технологий. Задача родителей и педагогов направить драматургию детских игр в нужное русло. Чтобы игра была не просто игрой, а была игрой со смыслом, но игрой.

Продолжение следует…