День музеев

Cтатьи, История 123 Алевтина Дараган

В середине мая весь цивилизованный мир отмечает День Музеев.

Музей происходит от греческого museum (храм муз). Это научно-просветительское или научно-исследовательское учреждение. Оно может быть государственным, общественным, частным. Культурное предназначение для сбора, хранения, изучения и публичного представления популяризации произведений искусства, предметов истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалов из жизни великий людей и т.д.

Возникновения и развития музеев связаны с одной стороны с потребностью сохранения человечеством исторической памяти, с другой – с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразом музея был древнегреческий Александрийский музей (3 век до н. э.).

В Италии сохранено здание постройки 13 века. В 1905 году городские власти приобрели заброшенный дом с внутренним двориком и преобразовали его в музей Джульетты. Доказательств, что действующие лица, созданные Шекспиром в пьесе «Ромео и Джульетта», существовали нет. Но музей создан и его посещают туристы со всего мира, фотографируются на балконе юной влюбленной.

В России музейное просветительство ведет свое начало от первого российского общедоступного музея «Кунсткамера», открытого в 1714 году.

В столице Австрии в Вене находится один из крупнейший музеев природы в мире. Он основан в 1889 году. В настоящее время там имеется более 30 миллионов экземпляров собранных со всех континентов, в том числе и осколки тунгусского метеорита. Посетители, путешествия по 39 залам различных экспозиций, узнают историю нашей Земли, разнообразие и богатства природы, животного мира от простейших до млекопитающих. Многие экземпляры вымерших или вымирающих животных делают коллекцию бесценной.

Тем не менее, при всем разнообразии видов музеев, самое широкое распространение имеют историко-краеведческие. В шведском городе Фалун музей расположен в 3-этажном здании. У входа, где начинается смотр, стоят увеличенные фото крестьянки и рабочего. Далее идет показ условий жизни разных сословий в различные периоды, начиная с 17 века. Заканчивается экскурсия показом достижений развития техники, науки в наше время.

В Швейцарии сохранено здание постройки 1565 года. В нем жили несколько поколений одной семьи, не делая ремонта. В 1918 году дом купил человек, который бережно, сохраняя все малейшие детали, перенес его на 100 метров от дороги. Собирал мебель и многочисленные предметы быта со всей округи Клостерса, таким образом создал музей местной истории и культуры. В 1925 году он открыл его для посещения. Сейчас в музее насчитывается более 3-х тысяч экземпляров. Посещаемость высокая, т.к. Клостерс курортный город. В нем круглый год проходят соревнования по различным видам спорта. Спортсмены, отдыхающие, туристы приходят группами и в одиночку, осматривают все помещения вплоть до стойла для животных.

Центральный государственный музей Республики Казахстана основан в 30-е годы 19-го века в г. Оренбурге. Там при Неплюевском военном училище был организован «Музей Оренбургского края». Писатель и лексикограф Владимир Даль один из его организаторов. Оренбург в 1920-1925 г.г. был столицей Киргизской АССР (нынешний Казахстан). Поэтому, находившийся там музей получил статус Республиканского. После перенесения столицы в Кзыл-Орду, музей переехал туда, а затем в Алма-Ату. Там фонд музея пополнялся коллекциями из музеев Семиреченской области и казачьего войска. Первоначально музей располагался в здании Туркестанского кафедрального собора. Новое здание построено в 1985 году. Музей насчитывает более двухсот тысяч памятников материальной и духовной культуры.

В Щучинске под историко-краеведческий музей было выделено старейшее здание, где располагалась станичная управа. Вместо ремонта и благословения главного архитектора и акимата его ближайшие жители благополучно разобрали на дрова. Собранные материалы были частично перенесены в Дом культуры, где сейчас находится музей.

Если сравнивать предметы быта, выставленных в историко-краеведческих музеях разных стран, то видно, что предназначение их одно и тоже – только выполнены они разными умельцами в каждом отдельном месте проживания. Не секрет, что современное поколение понятия не имеет, что такое примус, нагревающий утюг, деревянное ведро и т.д.

Особый интерес представляют предметы быта кочевых народов, где проявляется мудрость, изобретательность, предприимчивость, находчивость.

Мудрые руководители сельских школ открывают уголки-музеи, содержание которых рассказывает каждому последующему поколению историю возникновения их населенного пункта, о первых поселенцах, об их обычаях, нравах, одежде, предметах быта. Дети гордятся тем, что в музее хранится память об их давно ушедших родственниках, предметах, которые они оставили после себя.

Музей – это открытая книга. В этом его ценность.