Экспертное мнение

Новости, Новости Казахстана 1 567

Достойные ответы на сложные вызовы

Международная ситуация сегодня претерпевает высокий динамизм. Очень часто его сводят к конкретным персоналиям и проблемам в отношениях между конкретными странами.В то время как реальной причиной происходящего являются тектонические процессы в мировой экономике, торговле, технологических укладах. Возникла новая реальность.

Казахстан находится в мейнстриме мировых процессов. И сегодня у нас просто нет времени на то, чтобы развиваться и адаптироваться медленно. Поэтому была принята модель ускоряющейся модернизации. Начиная с 1991 года, Казахстан переживает процесс тройной модернизации -экономическая, институциональная и ментальная.

На самом деле во многих странах существует определенный дисбаланс между тем, как в идеале должно развиваться общество с учетом общего посыла и уровня развития стран-мировых лидеров, с одной стороны, и тем, как оно движется в реальности с учетом инертности, консерватизма, сохранения пережитков прошлого, иждивенчества и патернализма.

Санкционная политика, торговые войны, нестабильность на Ближнем Востоке свидетельствуют об ужесточении глобальной конкуренции. Усилился технологический разрыв между развитыми и развивающимися странами, растет дистанция между богатыми и беднейшими государствами. Нарастает конкуренция за инвестиции, технологии и знания.В этих условиях губительно цепляться за старые стереотипы. В ближайшие десятилетия возможно полностью изживут себя нынешние модели высшего образования – так называемое «дипломное образование».Сейчас настолько высок динамизм изменений на рынке труда, что требования к компетенциям меняются постоянно. Приходит цифровая экономика, новейшие технологии. Главным сейчас становятся навыки и умения, способность ориентироваться в современных технологиях. И самое главное –производить добавленную стоимость. Профессионалы, специалисты должны будут ориентироваться на создание уникальных продуктов.

В Казахстане понимание новой повестки диктовало необходимость индустриально-инновационного развития страны, начиная с государственных программ ГПФИИР-1, ГПИИР-2, Нурлы жол. В 2012 году была утверждена Концепция инновационного развития до 2020 года, согласно которой в стране продвигаются технологии смарт-городов, реализуются флагманские инновационные проекты. Так программа Нурлы жол создает новую транспортную, инфраструктурную реальность. Во-первых, она создает качественную транспортную сеть между ключевыми городами. Ускоряются транспортные потоки, транзакции.Во-вторых, укрепляются региональные точки роста, городские агломерации.В-третьих, расширяется социальная инфраструктура.Создается каркас новой экономики в виде инфраструктуры, транспортной и логистической сети.

Нурлы жол стал фактором встраивания Казахстана в глобальный проект «Один пояс – Один путь». Сегодня стоит задача по сопряжению с данным проектом Евразийского экономического союза.

Среди глобальных вызовов модернизация территории – это только часть того, что нам предстоит пережить. Выделяется целый ряд вызовов развитию, на которые мы должны ответить:

— каким образом мы будем производить энергию, обеспечивать чистую окружающую среду, перерабатывать отходы;

— как мы встроимся в глобальные производственные цепочки, учитывая то, что меняется сама природа промышленности и производящих сил;

— как будет воспроизводиться наше общество, какой общественный договор будет заключен, какова будет преемственность поколений, политическая система, государственные услуги;

— каким будет наше интеллектуальное общество, что мы будем использовать для того, чтобы стимулировать мыслительные технологии, добавленную стоимость;

— как мы будем снимать социальные и территориальные дисбалансы, сумеем ли создать крепкий средний класс как основу стратегической долгосрочной стабильности общества;

— как мы будем сохранять национально-культурную идентичность, развивать казахский язык, культуру, продвигать свои ценности в условиях всеобщей универсализации;

— каким образом Казахстан будет влиять на геополитическую повестку, когда мир состоялся, на дворе XXI век, чтобы сохранить свои ценности, самобытный мир и в тоже время эффективно сотрудничать, не допуская того, чтобы переступали через его национальные интересы;

— какие отраслевые политики мы будем проводить, кого будем привлекать и какие ценности будем продвигать на внешнем поле;
— чем будет привлекателен Казахстан. Сможем ли мы справиться с дефицитом профессионалов и специалистов и встроиться в новые профили компетенций;

— какой будет система управления в нашем обществе, насколько мы должны снижать или увеличивать роль государства в тех или иных процессах.

Глава государства постоянно задает большую повестку, которая должна вывести страну на высокий уровень развития.Поставленная им цель вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран мира, пять институциональных реформ, масштабная Модернизация – 3.0,новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции,модернизация общественного сознания,социальные инициативы это ответы Казахстана на глобальные вызовы за счет рывка в инновационном развитии, реализации смелых институциональных реформ и интеграции с миром.

Успешное проведение Всемирной выставки ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» также стало нашим ответом на ряд глобальных вызовов. Казахстан стал участником глобальной дискуссии в поисках ответов на один из самых волнующих вызовов, стоящим перед человечеством – мир новой чистой энергии. В то время как исчерпаемая энергетика уходит в прошлое, готов ли мир к новым решениям?

Все эти программы и проекты нацелены на то, чтобы изменить технологический уклад казахстанской экономики. Сейчас, когда мы находимся уже во втором десятилетии XXI века, мы видим, что единственной правильной идейной доктриной может быть только прагматизм.В свое время и мы уповали на ресурсы, думая,что нефть нам поможет. На определенном этапе нефтяные ресурсы действительно способствовали притоку капитала в экономику. Однако произошел перегрев экономики и рынков. Главный вопрос заключается в способности правильно осваивать денежные средства.Только заливание экономики деньгами не делает добро.Все, что делалось и делается сейчас в Казахстане – это шаги к тому, чтобы общество развивалось, поднимался человеческий капитал. Чтобы мы обладали необходимыми навыками работать в условиях новой экономики.Чтобы у нас были общие ценности.Чтобы мы находили достойные ответы на сложные вызовы значимые для страны в целом и отдельного ее гражданина.

Современность ставит перед нами очень много вопросов. Уже то важно, что мы имеем возможность формулировать и слышать вопросы друг друга. Казахстан находится в процессе поиска ответов на глобальные вызовы. И от предстоящего уже 11 – го Астанинского экономического форума Казахстан ожидает, что АЭФ в очередной раз поможет нам держать руку на пульсе. В этом наш главный интерес. Астанинский экономический форум – это уже состоявшаяся площадка. АЭФ стал центром притяжения экспертов со всего мира. Важным является, что на АЭФ не только обсуждается, но и формируется повестка не только для экономики, но и политики.

Особенность подхода АЭФ в том, что здесь могут собираться как действующие, так и бывшие политики.Это очень важно, учитывая то, что в соответствии с электоральными процессами политики могут покидать свой пост. Однако у них остаются знания, навыки, связи, которые могли бы служить развитию глобального диалога.

В этом отношении важно подчеркнуть, что АЭФ стал площадкой, на которой возник ряд крупных проектов, в том числе, такой как G-Global. Площадка, которая нацелена на то, чтобы в мире возникла возможность собирать разных людей из разных стран и разных профессий. Такая коммуникационная платформа. Подобно тому, как собираются лидеры крупных стран в рамках G7/G20, так и глобальное общество получило возможность выражать свои чаяния, мысли, суждения, обмена мнениями и поиском решений.Вместе с тем G-Global это также форма нашего участия в международном экспертном сообществе. Известно, что аналитические центры и научные круги стран G20 вносят важный вклад в диалог G20 через ThinkTank20 (Т-20) – двадцатку «мозговых» центров. В свою очередь АЭФ часть глобального диалога G-Global с участием ведущих Think Tank.

11-й Астанинский экономический форум, проводя свой ребрендинг, заявлен как Global Challenges Sammit 2018.Это первое масштабное мероприятие по проблематике глобальных вызовов в центрально-азиатском регионе и в мире, объединяющее на одной площадке мировую технологическую элиту. Содержательным центром 11-го Астанинского экономического форума станет Стратегическая сессия Global Challenges Sammit 2018 с ведущими международными экспертами.Она суммирует все идеи и сформирует повестку глобальных технологических прорывов в Казахстанена ближайшие годы.

Трансформация АЭФ как ведущего евразийского экономического конгресса в мировой GlobalChallengesSammit – свидетельство нового статуса Казахстана в международном дискурсе о возможностях и рисках мирового развития.

Шаукенова Зарема,
директор Казахстанского института стратегических исследований
при Президенте Республики Казахстан (KAZISS), член-корреспондент НАН РК

Мир глобальной стратегии

Тема: Социальное измерение будущего Большой Евразии

Умение адекватно реагировать на глобальные вызовы характеризует устойчивость и динамичность системы в условиях изменения характеристик внешней среды. Отражением этой тенденции стала трансформация площадки Астанинского экономического форума (АЭФ) как ведущего евразийского экономического конгресса в мировой Global Challenges Summit. Переформатирование АЭФ – это не дань моде, а возможность ускорить поиск новых возможностей и «точек развития» в столкновении множества экспертных мнений по поводу широкого спектра вопросов, от которых зависит инновационный рывок в развитии Казахстана.

Второй трек Саммита будет посвящен рассмотрению вопросов глобальной стратегии. Один из них звучит следующим образом: «Постоянно ускоряющийся темп глобальных изменений требует новых решений, однако, подойдут ли для их разработки традиционные стратегии?». Попробуем рассмотреть его сквозь призму интеграционных процессов на Евразийском пространстве.

Вопрос интеграции приобретает новое звучание в условиях усложнения внешних условий среды. Это создает не только проблемы, но и новые возможности. Сегодня появляется большой потенциал сотрудничества не только исключительно в экономической сфере, но и в других направлениях, таких как технологическое, инфраструктурное, энергетическое, цифровое развитие.Государства могут сотрудничать в вопросах совместного решения вопросов экологии, миграции, ресурсного обеспечения.

Рассматривая процессы интеграции, активно идущие на Евразийском пространстве, можно увидеть, что правительства стран находятся в поиске новых форматов интеграционных образований, в которых соперничество плавно бы перетекало в сотрудничество. К примеру, активно продвигаемый сегодня термин «Большая Евразия», который включает в себя идею «интеграции интеграций» и дополняет и обогащает инициативу Китая по созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути на Евразийском суперконтиненте, претендует на модель устойчивого многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства цивилизаций.

Выступая в июне 2016 года на пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отметил, что «дезинтеграция и экономический изоляционизм не решат ни одной из внутренних проблем». Большой потенциал заложен в сопряжении экономических пространств ЕС и ЕАЭС, в нахождении и формировании общих точек экономического роста между ЕАЭС и АСЕАН. «Интеграция интеграций избавит мир от повторения таких ситуаций, когда отдельные страны оказались перед искусственным выбором: с кем и как им ассоциироваться и сотрудничать. В первую очередь нужно выработать взаимоприемлемые принципы, на основе которых будет строиться взаимодействие интеграций. Центральным здесь должен быть абсолютный приоритет экономического прагматизма над любыми проявлениями политической конъюнктуры» – подчеркнул в своем выступлении Президент Казахстана.

Но как и при подготовке любых мегапроектов, правительства стран должны учитывать один из важнейших факторов – готовность населения стран к интеграции как в составе одного интеграционного образования, так и к «интеграции интеграций». Общественная поддержка в век информационного общества становится весомым социокультурным фактором, от которого будет зависеть будущее многостороннего диалога на пространстве Большой Евразии.

Если обратить фокус внимания на казахстанские реалии, то периодические замеры общественного мнения говорят о следующих тенденциях.

Первое. Подавляющее большинство населения Казахстана не склонно к изоляционистским настроениям и демонстрирует открытость не только к евразийскому направлению интеграции, но и к другим векторам. По данным социологических исследований, проведенных Институтом Евразийской интеграции в 2017 году (опрошено 2000 респондентов), 43% населения считали, что Казахстану наиболее выгодно сотрудничать со странами Евразийского экономического союза, треть опрошенных — с Китаем, еще треть поддерживали Европейское направление сотрудничества (респонденты могли выбрать два ответа). Эта тенденция была замечена и в более ранних опросах (2013-14 гг.).

Рис. 1. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, С КАКИМИ СТРАНАМИ НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНО СОТРУДНИЧАТЬ КАЗАХСТАНУ?
(респонденты могли выбрать два варианта ответа)

Второе. Пока в общественном мнении в отношении интеграционных процессов превалирует прагматизм. Среди населения доминирует мнение, что участие в экономической интеграции – необходимое условие для развития Казахстана. Так, анализ фокус-групп показывает, что в отношении ЕАЭС казахстанцы руководствуются прагматическими установками. С одной стороны, присутствует понимание, что участие в экономической интеграции – необходимое условие для развития Казахстана, которое дает толчок развитию здоровой конкуренции, открывает границы для передвижения капиталов, товаров и услуг. С другой – даже наличие определенных разногласий между государствами и определенных рисков расценивается как «болезни роста», которые со временем исчезнут. Также позитивное восприятие обусловлено устойчивым мнением о том, что евразийская интеграция строится на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы.

Третье. Для прогнозирования вектора общественного мнения в отношении «интеграции интеграций» можно опираться на реалии социальной поддержки уже существующего интеграционного образования — ЕАЭС. В казахстанском обществе фиксируется высокий уровень поддержки участия страны в Евразийском интеграционном проекте. 86,4% опрошенного населения и 98% экспертов одобряют участие Казахстана в ЕАЭС. Этот уровень остается высоким на протяжении уже четырех лет, так замеры 2014 года показывали уровень одобрения среди населения 84,8%. Высокий уровень поддержки фиксируется и замерами и других исследовательских структур. К примеру, по данным ежегодного мониторинга, проводимого в рамках проекта «Интеграционный барометр» Евразийского Банка развития, уровень поддержки казахстанцами участия в ЕАЭС в 2012-2017 гг. отмечается в пределах 73%-84% (надо отметить методологическую разницу в замерах, в опросах Института не включались нейтральные варианты ответов).

Рис. 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ БАРОМЕТР ЕВРАЗИЙСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ: УРОВЕНЬ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА К ЕАЭС (2012-2017)

Общественная поддержка базируется на уверенности, что участие в Евразийском экономическом союзе выгодно для Казахстана
Хотя за период своего существования ЕАЭС пока не прояснил для населения выгод участия Казахстана в этом интеграционном образовании, это не преломляет общего положительного тренда общественной поддержки/

Четвертое. Интеграционная открытость населения выражается и в том, что казахстанцы не имеют ничего против того, чтобы ЕАЭС расширялся и к нему присоединялись новые участники. Данные мониторинга, проводимого в рамках проекта «Интеграционный барометр» Евразийского Банка развития, показывают, что большинством жителей стран ЕАЭС (пять стран) приветствуется расширение числа участников этого интеграционного образования.

В тоже время, в условиях развития информационного общества, роста влияния новых коммуникативных технологий, социальных сетей, появляется угроза роста дезинтеграционных настроений. Возрастает риск, что экономический потенциал интеграционных процессов может остаться нереализованным, если исчезнет существующее социальное, культурное притяжение между теми или иными народами на Евразийском пространстве. Так, к примеру, опросы фиксировали сравнительно низкий уровень поддержки участия в ЕАЭС среди населения Армении (снижение с 56% до 46% в 2015–2016 годах и с корректировкой вверх до 50% в 2017-м) . Эти общественные настроения нашли отражение в риторике оппозиционных сил, которые выдвигают требования выхода из ЕАЭС.

Дезинтеграционные настроения могут стать новым глобальным вызовом на фоне усложнения геополитической обстановки, активизации санкционных войн, обострения двусторонних отношений в разных частях континента. Состояние общественных настроений в силах как способствовать реализации интеграционного потенциала, так и стать барьером. Это должно быть принято во внимание правительствами государств при формировании государственной коммуникативной политики, транслируемой как внутрь стран, так и вовне.

Взаимопроникновение информационных пространств делает возможным почти мгновенное «вирусное» распространение негативной информации, транслируемой знаковыми представителями одного государства в отношении другого. Это может стать катализатором распада десятилетиями складывавшихся добрососедских отношений.

Эти риски по-новому высвечивают вопрос о необходимости выработки единого ценностно-нормативного подхода к коммуникативной политике в формате Большой Евразии, создания единого этического кодекса, не допускающего и осуждающего дезинтеграционные и изоляционистские выпады и месседжи. Актуализируетсянеобходимость вести информационную работу, избегая эмоционально-оценочных суждений и негативных коннотаций, а базируясь исключительно на нейтрально-правовом рассмотрении возникающих межгосударственных проблем и трений. И в этом плане Казахстан может поделиться богатым опытом сохранения баланса и стабильности в полиэтничном государстве, когда с одной стороны в коммуникативной политике практикуется взвешенный и осторожный подход к тонкой и деликатной теме межэтнических отношений, с другой — предусматриваются правовые нормы, не допускающие разжигание межнациональной розни.
Поэтому ответ на поставленный в начале статьи вопрос может звучать следующим образом – хотя появляются новые, неизвестные ранее вызовы, ответы на них вполне возможно найти в богатом опыте социокультурного, правового, институционального развития различных государств.

Туреханова Ботагоз Кабыкеновна,
директор Департамента социологических исследований
Института Евразийской интеграции

Развитие среднего бизнеса — магистральное направление будущего экономического роста

Ежегодный Астанинский экономический форум выходит на новую траекторию развития.За прошедшее время форум серьёзно укрепил свой авторитет, стал признанной дискуссионной площадкой мирового уровня, открытой для прямого заинтересованного диалога участников по актуальным вопросам современности. На полях форума проходят встречи видных общественных и политических деятелей, представителей зарубежных государств, деловых и экспертных кругов из Казахстана и многих других стран.

В рамках XI Астанинского экономического форума предстоит обсудить происходящие глобальные изменения по одиннадцати трекам, которые сегодня ассоциируются с новыми вызовами и рисками для мировой экономики.

Обсуждение в рамках трека «Мир единой экономики» затронет один из ключевых вызовов реальности — рост экономического неравенства в глобальном масштабе, которое может привести к замедлению технологического обновления отраслей экономики,снижению глобальной конкурентоспособности страны, падению способности адаптации частного сектора к новым условиям.

Экономическое неравенство углубляет разрыв между бедным и богатыми, что ведет к исчезновению среднего класса.

Основным генератором среднего класса является средний бизнес, который более активный и быстрее реагирует на изменения, в отличие от крупного.

В последние годы эксперты МВФ, ВЭФ, ООН отмечают прирост среднего класса в странах с формирующейся экономикой, что обеспечит снижение неравенства в доходах в будущем.

В Казахстане за последние 5-8 лет реформы Правительства направлены на создание благоприятного делового климата,и прежде всего условий макроэкономического характера, устойчивого развития экономики, стабильной социальной системы.

На сегодня вклад МСБ в ВВП страны составил 27,1%. Порядка 30% всего экономического активного населения страны уже работает в сегменте МСБ.

Однако, остается открытым на сегодняшний день вопрос по повышению продуктивности среднего бизнеса и его удельного веса в ВВП страны.

Сегодня в стране работает 1146 тысяч субъектов предпринимательства, из них субъектов среднего бизнеса –2 618 единиц, что составляет 0,2 %.

Количество предприятий среднего бизнеса в стране стабильно росло на протяжении многих лет. Однако, за последние три года наблюдается резкое снижение доли активного среднего бизнеса (до 0,2 % в общем количестве субъектов МСП). Число жизнеспособных предприятий среднего бизнеса сократилось на 9,6%. Этот тренд объясняется тем, что более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и предпочитают сразу же реинвестировать прибыль. Но, относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже в ближайшем будущем, когда потребуются внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.

Снижение числа средних предприятий привело и к другой проблеме. На сегодняшний день банковская система испытывает объективную нехватку качественных заемщиков, в роли которых мог бы выступить средний бизнес.

За 2017 год средние предприятия заработали всего порядка 4 трлн. тг. В тот же период малое предпринимательство значительно увеличило темпы генерации прибыли (порядка 14 трлн.тг).

Соотношение среднего и малого бизнеса остается на несопоставимом уровне (0,2% и 18,2% соответственно в общем количестве субъектов МСП).

Для устранения проблем в развитии среднего предпринимательства в Казахстане реализуется комплекс следующих мероприятий.
Так, в рамках решения задач, поставленных Главой государства в своем послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» по формированию новой модели роста,внедрено проектное управление по всем наиболее важным направлениям экономики, определены приоритетные направления вовлечения среднего бизнеса для решения задач и достижения индикаторов,определенных долгосрочной Стратегией — 2025.

Для этого во всех регионах разработаны и реализуются планы по выявлению и использованию внутренних резервов по обеспечению структурной трансформации экономики и качественного и сбалансированного экономического роста.

Вместе с тем,существующие диспропорции в структуре казахстанского бизнеса обусловлены следующими основными причинами:

— рост геополитической напряженности во всем мире;

— отсутствие принципиальных отличий между инструментами поддержки среднего бизнеса и малого предпринимательства;

— отсутствие механизмов стимулирования перехода малых предприятий в категорию средних;

— наличие административных барьеров;

— узкий рынок (небольшая численность населения, гигантская территория,сложная логистика);

— низкий уровень доступности к государственным закупкам;

— отсутствие дешевых кредитов;

— недостаток квалифицированных кадров.

Обсуждение на площадке АЭФ приоритетных направлений вовлечения среднего бизнеса в реализацию задач по проведению технологической модернизации, цифровизации, повышению продуктивной деятельности и бизнес- компетенций,внедрению принципов «зеленой экономики», стимулированию деловой активности, позволит выработать единую политику, направленную на развитие среднего бизнеса в стране.

Д.Гафятуллина,
и.о.заместителя директора
АО «Институт экономических исследований»

АЭФ: поиск ответа на глобальные вызовы

Несмотря на то, что в 2017 году был рост глобальной экономики, начиная с 2018 года прогнозы большинства экспертов на текущий год и предстоящий период менее оптимистичны.

Ближайшие годы станут достаточно сложными не только в мировой экономике, но в глобальной политике и международных отношениях. Отдельным государствам также придется столкнуться с серьёзными вызовами в политическом развитии, выстраивании отношений с зарубежными партнёрами.

Протекционистская политика США, напряженность на Корейском полуострове и Ближнем Востоке будут сдерживать рост глобальной торговли. Будущее мировой экономики будет во многом зависеть от двух принципиальных вопросов: адаптации мировой экономики к новой растущей роли Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и ряда других стран, а также создания новой системы глобального экономического управления.

От предстоящего 17-19 мая Астанинского экономического форума (АЭФ) Казахстан ожидает, что он поможет держать руку на«глобальномпульсе». В этом заключается главный интерес нашей страны.

Казахстанские эксперты и политики с большим интересом ожидают финальных сессий АЭФ 19 мая, которые, как предполагаются, смогут суммировать все идеи форума и помогутопределить повестку развития нашей страны на предстоящие 2019-20-е гг.

В этой связи, следует отметить обозначившиеся важные глобальные вызовы.

В мире уже накоплен «критический пакет» новых технологий. Мы стоим на границе перехода мировой экономики на новую технологическую платформу. Быстрый прогресс в технологических инновациях приведет к тому, что уже в среднесрочной перспективе (5-7 лет)инновации станут основным конкурентным преимуществом в мире. Уже очевидно, что в числе выигравших от технологического прогресса в первую очередь окажутся развитые страны.

Начавшийся технологический и цифровой разрыв между развивающимися и развитыми странами будет еще больше фрагментировать мировую экономику,в которой темпы и драйверы роста будут расходиться.Среди развивающихся стран «локомотивами» роста станут только те, которые смогут быстро и успешно провести технологическую модернизацию, поддержать продвижение своей продукции на мировых рынках.
Ускорение автоматизации и роботизация уже сейчас обесценили модель экономического роста, на которую исторически полагались многие страны с дешевой рабочей силой. Именно из-за этого с каждым годом разрыв между отстающими и лидерами становится все больше, и отстающие страны обладают все меньшими конкурентными преимуществами для его преодоления. Наличие природных ресурсов и выгодное географическое положение остаются тем немногим, на что могут опереться отстающие страны.

Нарастает геополитическое противостояние, небывалые ранее по масштабам санкционные войны. Среди проблем мирового уровня, имеющих важное значение для Казахстана — противостояние России и Запада. На Казахстан оказывают опосредованное влияние антироссийские санкции, новый пакет которых начал действовать с начала 2018 года.

При этом, перед Казахстаном стоит задача сохранения баланса между ключевыми игроками.Астана выступает в качестве союзника и партнёра России по евразийской интеграции, медиатора в сирийском конфликте, а также автора ряда миротворческих инициатив, имеющего налаженные и поступательно развивающиеся отношения с ЕС и США. Казахстану в очередной раз предстоит тест на реализацию оптимальной стратегии по взаимодействию с ключевыми факторами как на внешнем контуре (Россия и Китай), так и на глобальном уровне (США, ЕС, мусульманский мир).

Существенно возросли факторы нестабильности в ключевом для мирового энергетического рынка регионе – Ближнем Востоке.Затяжной сирийский кризис все больше поляризует мировые и региональные державы и поглощает все больше ресурсов мирового сообщества. Риски для ближневосточного процесса несет сложно предсказуемая стратегия США. В частности, признав Иерусалим столицей Израиля Вашингтон увеличил риски обострения арабо-израильского конфликта. Абсолютное большинство ближневосточных союзников США осудило действия Вашингтона. Турция все более стремится отойти от влияния США и пересматривает отношения с ЕС, рискуя быть также вовлеченной в конфронтацию со своими западными союзниками и партнерами.

Нарастает тревога в связи с угрозами США выйти из ядерной сделки с Ираном, другим системообразующим игроком в регионе. В этой связи не может не вызывать беспокойство нарастающее противостояние Саудовской Аравии и Ирана, которое наряду с экономической конкуренцией, обуславливается политико-идеологическим противостоянием.

Собственно немаловажен для ближневосточного региона и мира в целом начавшийся политический транзит в Саудовской Аравии. Поскольку КСА служит своеобразным ориентиром для арабских монархий и также, по сути системообразующий (осевой)игрок на Ближнем Востоке.

Таким образом, в течение ближайших двух лет в мире и в регионе может наблюдаться существенная политическая турбулентность, что создаст дополнительные риски для Казахстана. Казахстану необходимо будет выстраивать свою политику в условиях масштабных геоэкономических дисбалансов. Наша страна находится в процессе активного поиска ответов на глобальные вызовы.

Одним из ответов на эти вызовы является стратегия упреждения рисков и угроз. В частности, выдвижение миротворческих инициатив и активизация Астаны как площадки для обсуждения важнейших проблем международных отношений и безопасности в Азии. Площадка АЭФ находится в ряду важных инструментов поиска сбалансированной стратегии национального развития на предстоящий период.

Кушкумбаев Санат,
заместитель директора КИСИ при Президенте РК,
доктор политических наук

Экономический рост Казахстана в условиях формирования новых глобальных трендов

В отчете «Мир в 2050 году. Долгосрочный прогноз: как изменится мировой экономический порядок к 2050 году?» компании PWC представлены прогнозы долгосрочных трендов экономического роста на горизонте до 2050 года, в анализ вошли32 крупнейшие экономики мира, на которые приходится около 85% мирового ВВП.

Главными драйверами роста мирового ВВП по-прежнему останутся страны, не входящие в ОЭСР, но в ближайшие десятилетия разница в темпах роста будет существенно сокращаться. Параллельно, в ближайшие 50 лет произойдут серьезные изменения в структуре мировой экономики.

В случае отсутствия сильных шоков или серьёзных изменений национальных политик продолжат усиливаться диспропорции, которые могут подорвать глобальный экономический рост.

С этих позиций,проведение17-19 мая 2018 года Астанинского Экономического Форума открывает новые экспертные возможности для гармонизации экономической политики Казахстана с новыми глобальными трендами.

В преддверии Форума особый интерес экспертного сообщества вызывает один из основных треков дискуссионной площадки Форума -«МИР ЕДИНОЙ ЭКОНОМИКИ», которым открывается первый день АЭФ.

Специальный круглый стол посвящен фундаментальной для развития Казахстана теме «Налоговая и бюджетная политика в условиях глобальных экономических вызовов». Анонс этого мероприятия отражает высокую степень актуальности и своевременность поднимаемых в рамках круглого стола вопросов.

Замедление экономического роста стран мира в предыдущие годы и снижение цен на энергоносители увеличивают конкуренцию за рынки и стимулируют защитные меры. Перерастет ли это в более серьезную спираль протекционизма, либо в какой-то момент остановится — вопрос. Сложившаяся на сегодня тенденция говорит о том, что правительства стран должны быть готовы к глобальным изменениям.
Как сегодня соотносится макроэкономическая политика Казахстана с новыми глобальными вызовами? Именно с этих позиций можно рассмотреть результаты контрциклической антикризисной политики Казахстана последних лет.

Завершение глобального сырьевого суперцикла изменило параметры мирового энергетического рынка и негативно повлияло на динамику стран с нефтяной экономикой. Казахстан не был исключением.

Последевальвационного шока 2015 года потребовалась адаптация всех макроэкономических агентов к новым ценовым и спросовым параметрам рынка. Домохозяйства и бизнес снизили свои расходы на потребление и инвестиции, и перешли к смене своих стратегий развития.

С целью поддержания экономического роста, государством была реализована активная контрциклическая политика стимулирования совокупного внутреннего спроса с использованием финансовых средств, накопленных в Национальном Фонде.

2017 год показал эффективность применяемой экономической политики. Валовый внутренний продукт Казахстана в 2017 году вырос на 4,0%, опережая динамику мировой экономики и стран торговых партнеров.

Стабильная динамика экономического развития продолжается в 2018 году. Рост ВВП в первом квартале2018 года составил 4,1% к соответствующему периоду 2017 года (3,6%). Поддержку росту экономики оказали:повышение инвестиционного спроса, восстановление внутреннего потребления.Обрабатывающая промышленность в январе-марте 2018 выросла на 6,2%.

Инфляция с начала года составила 1,8%,что ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года.Национальный банк РК постепенно снизил базовую ставку с 17% в феврале 2016 года до 9,25%в апреле 2018 года. Это благоприятно повлияло на инвестиционные процессы. Инвестиции в основной капитал выросли на 39,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Валовые международные резервы и активы Национального фонда Казахстана составили на конец марта 2018 года 90,4 млрд. долларов США.

Как мы видим, итоги первого квартала 2018 года свидетельствуют, что экономика Казахстана уверенно вышла на траекторию устойчивого роста.

Какими мы видим ближайшие перспективы? В 2018 году динамика мировой экономики показывает растущий тренд. Согласно прогнозу МВФ в 2018 и 2019 гг. мировая экономика вырастет на 3,9%. Устойчивый рост внешнего спроса поддержит экономический рост Казахстана. Улучшается ситуация на глобальном энергетическом рынке. В целом, указанные внешние факторы будут оказывать поддержку экономическому росту страны.

Но, появляются новые глобальные вызовы, которые создают риски для развития экономики Казахстана и требуют проведения адекватной экономической политики. Мир быстро меняется и растет. Как не потерять и нарастить свои позиции и свой потенциал в этих условиях?Что делает Казахстан?

На мой взгляд, в Казахстане впервые посмотрели на эту проблему системно, и четко взаимоувязали две стратегические задачи: обеспечить рост экспорта на внешние рынки и поддержать его ростом инвестиций.

Почему это так важно? Надо принять как данность, что Казахстан в терминах «экономикс» — это малая и открытая экономика с ограниченным внутренним рынком.

Поэтому, чтобы нам расти,надо производить больше товаров и услуг и экспортировать их на внешние рынки.Вопрос в том, что и как мы хотим экспортировать?

Доля экспорта товаров и услуг в ВВП Казахстана, даже не смотря на падение экспорта в период 2014-2016гг., составляла более 30%. Это достаточно высокий уровень,он выше аналогичных показателей большинства крупных развитых и развивающихся экономик.

С одной стороны- это хорошо, т.к. указывает на высокую степень открытости казахстанской экономики, ее встроенности в глобальный мир. С другой стороны,это свидетельствует о значительной чувствительности казахстанской экономики к рискам, связанным с нефтяной структурой экспорта.

Недостаточно диверсифицированная экспортная корзина создает условия для значительных ценовых шоков, которые негативно отражаются на экономике страны. Мы прошличерез это и в 2008-2009 гг., и в 2014-2016 гг.

Именно для преодоления этих рисков Президентом Казахстана Назарбаевым Н.А. поставлена задача,увеличить несырьевой казахстанский экспорт к 2025 году в 2 раза по сравнению с 2015 годом.

С этой целью с 2018 года реализуется Национальная экспортная стратегия, в рамках которой выработаны меры:

• по поддержке и устранению барьеров для экспортеров,

• определена перспективная «экспортная корзина»,

• реализуютсямеры по расширению перспективных рынков сбыта для продукции,

• ведется работа по формированию «единого окна» для экспортеров.

В целях дальнейшего облегчения выхода экспортеров на внешние рынки,с 2018 года в стране начал действовать новый Таможенный Кодекс, который:

• уменьшит коррупционные риски,

• сократит время таможенного оформления с 24 часов до 4 часов,

• сократит срок оформления декларации с 75 минут до 1 минуты (по «зеленому» коридору),

• сократит срок завершения транзита с 24 часов до 4 часов, срок досмотра при транзите с 10 дней до 5 дней.

Это облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, повысит транзитный и экспортный потенциал, окажет поддержку отечественным товаропроизводителям.

Самое главное, открытие потенциала внешних рынков, создает более привлекательные условия для притока внутренних и внешних инвестиций в отрасли несырьевого экспорта.

Если есть гарантированные рынки сбыта, почему бы не вкладывать инвестиции в эти производства в Казахстане?

Именно в поддержку этого процесса с 2018 года реализуется программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия» на 2018-2022 годы, которая направлена на максимальное привлечение частных инвестиций и увеличение роли банковского сектора в финансировании экономики.

Одновременно,идет процесс по кардинальному улучшению бизнес среды:

• сокращены виды отчетности и зафиксирован их закрытый список,

• снижены фронтальные издержки на открытие и ведение бизнеса,

• пересмотрена система государственного контроля и надзора.

Изменения позволят войти в топ-30 стран по легкости ведения бизнеса, вывести из-под государственного контроля 20 из 114 сфер предпринимательской деятельности, отменить 108 из 544 контрольных и надзорных функций госорганов, сократить формы отчетности на 30%.

Не сомневаюсь, что реализация этих ключевых направлений экономической политики позволит обеспечить рост казахстанской экономики на уровне 3,8 – 4,2% в 2018- 2022 гг.

Алпысбаева С.Н.,
Доктор экономических наук, профессор,
Директор Центра макроэкономических исследований и прогнозирования
АО Институт экономических исследований, Астана

Астанинский экономический форум 2018: города определяют развитие стран

Урбанизация одна из современных тенденций развития человечества. Города являются двигателями экономического роста и процветания государств.

Опыт развитых стран демонстрирует прямую зависимость между высокими уровнями доходов и развитием крупных городов. Именно урбанизация ведет к трансформации экономики стран из аграрной в индустриальную, а затем – в постиндустриальную.

Концентрация людей, ресурсов, знаний и навыков, экономической деятельности в городах создает благоприятную среду для развития диверсифицированной структуры экономики.

По итогам 2016 года более половины населения земли проживало в городах, а это 4 млрд. чел., уровень урбанизации – 54%. Высокий уровень урбанизации характерен развитым странам: Япония – 94%, Австралия – 90%, Голландия – 91%, США – 82%, Южная Корея – 83%.
Интенсивный рост городского населения привел к развитию пригородных зон или формированию городских агломераций во многих странах мира.

Если, в 1950 году в мире было 2 крупных города с населением свыше 10 млн. чел. (Токио и Нью-Йорк), то по оценкам в 2017 году их количество возросло до 37. По прогнозам экспертов города будут продолжать расти. В ближайшие 20 лет в города переедут 2 млрд. человек.

По прогнозам ООН к 2030 году в городское население мир составит 60%, а к 2050 году 67%.

В рамках АЭФ 2018 запланирован отдельный трек – Мир городов.

Одной из дискуссий будет «Видение городов в 2050». Сегодня наиболее развитые города разрабатывают долгосрочные форсайты своего будущего. В процессе дискусии, спикеры постараются ответить на вопрос – Какова технология этих форсайтов и каковы уроки этих усилий для городов мира?

Модератором будет выступать Энтони Таунсенд, автор книги «Умные города: большие данные, хакеры общества и поиск новой утопии».
Процессы урбанизации, протекающие, в мире не обошли стороной и Казахстан. Наиболее активно процесс урбанизации протекал с 1960 по 1990 годы, увеличившись с 44% до 56%. В период с 1990 года по 2000 год численность городского населения сократилась с 9 588,9 тыс. чел. до 8 405,4 тыс. чел. А уровень урбанизации за этот период вырос на 0,5 процентных пункта, составив в 2000 году 56,5%.А в 2014 году численность городского населения страны достигла показателей 90-го года и составила 9 635,3 тыс. чел.

В последние годы процесс урбанизации в Казахстане принял активный характер. Развитие центров экономического роста способствовало притоку трудовых мигрантов из сельской местности. В 2017 году численность городского населения страны достигла 10 336,8 тыс. чел., а уровень урбанизации составил 57,3%.

Если сопоставлять 1999 год с 2017 годом, то наибольший рост численности городского населения зафиксирован в городах Астана (в 3,2 раза), Шымкент (в 2,6 раза), Актобе (в 1,9 раза) и Алматы (в 1,6 раза).

Также одним из интересных мероприятий ожидается сессия «Urbantech в сформировавшихся городах и городах с нуля», в качествеспикеров выступят – Дэвид Голдсмит, футуролог, бизнес стратег, Рикардо Альварес, кандидат наук City Design and Development Group в Департаменте городских исследований и планирования, исследователь с Senseable City Lab в Massachusetts Institute of Technology (MIT), Аким Астаны Асет Исекешев и др.

Несмотря на то, что такие города по техническому оснащению зачастую опережают урбанистические центры, которые развивались на протяжении столетий и только начинают интегрировать «умные» решения в свою среду, они также сталкиваются с рядом неожиданных проблем. На данной сессии будет найден ответ на вопрос – Как эволюционирует концепция «умных» городов и как она будет выглядеть в ближайшем будущем?

Казахстан принимает меры по недопущению признаков ложной урбанизации, когда происходит хаотичное расширение городской территорий. Выработана соответствующая политика развития городских агломераций в Казахстане.

В «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства обозначил задачу формирования точек роста в агломерациях с центрами в городах Астана, Алматы, Актобе и Шымкент.

В Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира поставлена задача формирования в стране агломераций мирового уровня.

В Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года изложены основные подходы управляемой урбанизации и формированию агломераций.

В реализацию Прогнозной схемы разработана Программа развития регионов до 2020 года, где изложены основные направления и меры по развитию четырех агломераций, городов второго уровня.

Еще одним из примечательных мероприятий будет Круглый стол на тему «Влияние электромобилей на окружающий мир». Будущее городов и планеты будет сильно зависеть от успешности внедрения новых поколений электромобилей: чистых, эффективных, быстрых и удобных транспортных средств. Эксперты полагают, что с их помощью можно будет наконец справиться с бесконечными заторами и проблемой качества воздуха в городах. Однако не станет ли их удобство причиной для людей массово пересаживаться в автономные электромобили и стимулом для появления новых транспортных проблем?

Города определяют структуру экономики страны и становятся двигателями экономического роста.

По мере дальнейшей урбанизации экономические показатели страны все теснее будут связаны с функционированием городов и системой городского управления.

Так, 94% всех оказанных услуг в стране приходится на долю городов.

В четырех агломерациях и областных центрах, гг. Семей и Туркестан производится 40% промышленной продукции страны.

47% от всего объема инвестиций в основной капитал по стране приходится на четыре агломерации и областные центры, а также гг. Семей и Туркестан.

96% розничного и оптового товарооборота приходится на городскую местность.

По итогам 2016 года на долю городов Астана и Алматы приходилось 31% от всего объема произведенной в стране инновационной продукции.
Формирование агломераций, как ключевой формы территориальной организации Казахстана с низкой плотностью населения является одним из приоритетных направлений региональной политики страны.

Формирование агломераций мирового уровня ускорит процесс интеграции страны в мировые цепочки добавленных стоимостей.

Развитие агломераций и городов должно,так или иначе, способствовать повышению благосостояния граждан, качества и условий жизни.

В связи с этим особенно интересным, как для казахстанских, так и для иностранных участников АЭФ будет мероприятие «Городские рейтинги качества жизни в Казахстане».

Города имеют огромный потенциал к изменению мира в лучшую сторону. Занимая только 3% поверхности планеты, эти динамичные и сложные организмы концентрируют лучшие в мире знания, ресурсы и способность к инновациям. Они также представляют собой дома для миллионов амбициозных молодых людей. Вопрос остается открытым, смогут ли страны мира воспользоваться потенциалом городов на пути к достижению устойчивого развития?

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что тема агломерационного развития, урбанизации, развития городов может внести свой вклад в обеспечение экономического роста.

Казахстан, как и развитые страны, должен продолжить оказывать поддержку городам и искать способы решения, как традиционных городских проблем, так и относительно новых вопросов, связанныхс конкурентоспособностью, экологической устойчивостьюи развитием инноваций.

Нигметов К.К.
Директор Центра региональных исследований
АО «Институт экономических исследований»
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан