Если я не тело, то кто же я?

Cтатьи, Главный материал, Психология и саморазвитие 329 Юсуф Крыкбесов

Две мои статьи (Стабильная газета №26 от 6.08.2020 г. и №27 от 13.08.2020 г.) о сути человека,думаю, вызвали среди читателей неоднозначные реакции. Во-первых, многие, наверное, будут возмущены тем, что автор статьи сам всю свою сознательную жизнь прожил в постоянном поиске наслаждений. Во-вторых, всё, о чем он говорит в статье, абсолютно неприемлемо для большинства людей нашего времени. Все хотят наслаждаться и брать от жизни всё. Никто из читателей не собирается менять свой привычный образ жизни. В-третьих, для того, чтобы учить других, надо самому быть примером и образцом праведности.Полностью принимаю предполагаемую критику в свой адрес. Кроме того, я даже был бы благодарен авторам таких высказываний. Всё сказанное обо мне – чистая правда.

Следует сказать, что действительно, большую часть своей жизни я был далек от праведности. Вспоминая прошлое, меня часто мучают сожаления и угрызения совести из-за тех или иных своих необдуманных поступков, которые доставили определённым людям боль и неприятности. Если бы это продолжалось, я бы, наверное, посчитал свою жизнь никчемной и пустой. Но со мной произошли некоторые изменения, которые коренным образом перевернули мою жизнь. И я благодарен судьбе за такую удачу. Говорят, всему своё время. Согласен, но время можно упустить и это зависит только от нас. Времени у меня и моих сверстников практически не осталось.Мои духовные наставники показали мне, что сожалеть о прошлом – значит застрять в прошлом. А строить планы на будущее уже поздно.

Остаётся одно, постараться сосредоточиться на настоящем. Настоящее – это единственное место, где мы можем ещё что-то сделать для себя и других. Настоящее диктует: получил знания и опыт – поделись с другими. Особенно это важно, когда знания и опыт переданы по цепи ученической преемственности, а не являются моими досужими вымыслами, обусловленными моим болезненно раздутым эго. Моих собственных мыслей и открытий не может быть в принципе. Можно сказать, что чужие мысли прошли через мою личность и окрасились в цвет моей индивидуальности. Иммануил Кант назвал этот процесс апперцепцией. Мне может казаться, что я сам додумался до всего этого. Так работает иллюзорная энергия моего ложного «Я». Это и есть та сила, которая заинтересована в моём неведении относительно моей истинной природы.Вся наша жизнь – сплошная учёба. Нас учат все: наши родители, школа и все, кто встречаются на нашем пути. Можно задать вопрос: «Какое самое важное дело в нашей жизни? Ответ: то дело, которое ты делаешь сейчас. А кто самый важный человек для тебя? Ответ: тот, кто сейчас перед тобой. А какое самое важное время? Ответ: настоящий момент». Пророки и святые люди получили знания и опыт от Высших сил и своих духовных наставников, и передали нам через свои наставления. Говорят, у духовных истин три источника: шастры (писания), гуру (учитель) и садху (святой). Ученическая преемственность означает, что знания должны передаваться без искажения: от учителя к ученику, а ученик, впоследствии учитель, — своему ученику и т.д. До письменности вся информация хранилась в памяти. Поэтому, таких уникальных личностей было мало. Их называли представителями жреческой или брахманской касты.

Например, доктор философских наук Асель Айтжанова в своей монографии «Эзотерика вед и исламский мистицизм» пишет: «Проблема невозможности постижения внутреннего смысла Корана собственным разумом решалась в исламском мистицизме благодаря обращению к наставнику-пиру, принадлежавшему к цепи ученической преемственности, восходящей к Пророку Мухаммеду. Такая цепочка называлась силсила. Каждый учитель этой цепи должен был оставить письменное разрешение иршад наиболее продвинутому своему ученику вести последующие поколения мистиков. И только при наличии такого принципа передачи духовного знания считалось авторитетным. С течением времени в суфизме образовались многие линии преемственности, оформившиеся как самостоятельные тарикаты – традиции, призванные передавать духовные знания».

В Индии низшим кастам запрещалось прикасаться к духовным знаниям под угрозой смерти. Сегодня мы живём в эпоху всеобщей деградации, называемой Кали-югой. Это особая эпоха, которая даёт возможность любому человеку из любой касты прикоснуться к духовным знаниям. Эту милость пролил на нас Шри Чайтанья Махапрабху, великий реформатор духовной традиции Индии. Он дал духовный метод, который не ограничивается границами одной страны. Каждый человек мира может использовать эти методы духовной трансформации. Иначе общество будет обречено на постепенное вымирание и исчезновение. Исторических примеров предостаточно. В начале советского времени в нашей стране представители высших сословий были физически уничтожены или изгнаны. Результаты этого сказались, прежде всего, на социально-политическом состоянии страны. Естественная стратификация общества была разрушена. Так называемые социальные лифты были открыты для низших слоев общества, что и явилось причиной катастрофических и трагических событий нашей истории. «Шариковы» стали учить«Преображенских»новым правилам жизни. Оказался перевёрнутым главный принцип социального устройства и ноги стали управлять головой.Результат: миллионы людей были уничтожены из-за жестокого невежества «ног».

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

В предыдущей статье мы рассмотрели вопрос о влиянии таких чувств как вкус и осязание, а также их физические компоненты – язык и гениталии. Выяснили, что их прямое назначение – удовлетворять такие потребности как еда, общение и продолжение рода. Все органы чувств должны функционировать согласно их прямому назначению, как это происходит в животном мире. Животный мир – это своего рода ориентир. Норму и патологию легко определить по этим критериям. Если, например, язык и рот использовать не по назначению, то возникает патологическая ситуация. Так же это касается и других органов чувств. Обратите внимание на требования традиционных культур на этот вопрос. Считается, что самыми грязными местами в теле человека являются рот и анус. Поэтому, такое явление как поцелуй всегда считалось неприличным явлением. При поцелуе происходит взаимообмен бактериями,микробами, находящимися во рту. Например, пародонтоз или кариес имеет свойство также передаваться через поцелуй.

В недавнем прошлом у казахов проявлением любви и нежности считалось ласковое и легкое обнюхивание головы любимой девушки или ребенка, сопровождавшимися определёнными нежными горловыми звуками. В индийских духовных фильмах вы никогда не увидите поцелуев. Вместо поцелуев проявлением любви считалось нежное объятие. Есть много таких примеров из других культур. Например, в древнем Вавилоне публичные поцелуи карались самым суровым образом. Женщине, которую видели целующейся на людях, грозило отрезание ушей, а мужчина мог лишиться верхней губы. В XVIII веке, когда бушевали эпидемии чумы, бешенства, сифилиса, европейские врачи предостерегали пациентов: «Никогда не целуйте уста того, о чьем здравии вы не ведаете доподлинно». В Восточной Азии поцелуи в качестве приветствия распространены не так широко, как поклоны, хотя в течение XX века европейский обычай целоваться при встрече проник даже в Японию и Китай. Инуиты (эскимосы) в условиях арктической стужи боятся во время поцелуев обморозить губы. Вместо этого они трутся носами, приветствуя друг друга. На юго-востоке Индии и в Лапландии вместо поцелуя принято уважительно прижаться носом к щеке своего визави и при этом сделать глубокий, прочувствованный вздох. Следовательно, можно сделать вывод: современный любовный поцелуй – это способ распространения болезней. Сегодня самыми востребованными медицинскими работниками считаются стоматологи и дантисты. В наше непростое время этот факт надо иметь в виду и уберечь себя от многих проблем. Однако, здесь могут вступить в противоречие импульс наслаждения и инстинкт самосохранения. Вся наша жизнь – это борьба этих начал.

Перейдем к рассмотрению одного из важнейших, с точки зрения информативности, чувства – зрения. Говорят, что через глаза человек получает до 80% информации о внешнем мире. Одновременно глаза являются окнами в мир и зеркалом души. Зрение – это чувство, глаза – орган чувства — зрения. Зрение имеет более тонкую природу и может функционировать без глаз он является субстратом для глаз. Глаза – это материальный орган зрения и без зрения абсолютно бесполезны. Вся современная цивилизация построена на принципе магнита и железа. Говорят, зрение как магнит притягивает такие объекты чувств как: форма (силуэт), форма имеет свои компоненты: линии (мягкие – грубые), рельеф (выпуклость – вогнутость), цвет (чистый -грязный, приятный – неприятный) и другие зрительные впечатления. Определённые сочетания всех этих составляющих создают целостный зрительный образ, который притягивается чувствами или отвергаются. Вспомните, откуда это выражение «Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение…» и далее «Подобно тому, как лодку уносит сильным ветром, так и одно единственное чувство, завладевающее человеком, способно унести прочь его разум». Конечно, этот текст из Бхагавад-гиты. Интересен диалог между Кришной и Арджуной: «…О потомок Вришны, что же принуждает человека поступать греховно даже помимо его воли, будто его влечет какая-то сила?». «…Кришна сказал: «Это лишь вожделение, Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти и переходит затем в гнев, оно – греховный всепожирающий враг этого мира. Как огонь скрыт дымом, как зеркало покрыто пылью, как зародыш сокрыт во чреве матери, так и живое существо в различной степени покрыто вожделением. Таким образом, чистое сознание мудрого живого существа покрывается его вечным врагом – вожделением, которое никогда не удовлетворяется и пылает, как огонь. Чувства, ум и разум – пристанище вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение. Поэтому, о Арджуна, лучший из Бхарат, сначала обуздай этот великий символ греха – вожделение, управляя своими чувствами, и срази этого врага знания и постижения души». В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «вожделение» означает сильное чувственное влечение; страстное желание чего-нибудь.Выходит вожделение – сильное влечение, которое уносит разум человека прочь. Смысл этих авторитетных текстов полностью согласуются. Но как обуздать этот великий символ греха — вожделение? Например, в Псалме 38 Давид говорит: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною».

Приведу одну притчу о мудреце, который многие годы медитировал в горной пещере, полностью успокоив свой ум. Но однажды в его пещеру заглянула влюблённая пара и, не заметив мудреца, стали предаваться любовным утехам. Услышав звуки телесной любви, мудрец приоткрыл глаза. Увиденное привело его в ярость. Не раздумывая, он тут же испепелил их огнем. Закрыв глаза, он продолжил свою медитацию, однако картины увиденного стали навязчиво всплывать перед его глазами, не давая сосредоточиться на медитации. Он ничего не мог с этим поделать. В конце концов, он пришёл к мысли, что ему надо жениться.Иначе, возникшее вожделение не даст ему успокоить возбужденный ум. В известном произведении Шримад Бхагаватам есть история об Аджамиле. Кто желает, могут ознакомиться с этой историей о силе вожделения, которое перевернуло жизнь человеку. Аджамила всего один раз увидел в лесу сцену любви и попал под влияние вожделения, которое и погубило его. Однако, Аждамила был спасён от ада, произнеся всего одну чудодейственную фразу. К этой истории мы ещё вернемся. Итак, становится ясно, что наши глаза – это тот канал, через который беспрепятственно проникает в наши умы вожделение. Мне вспомнился фильм «Отец Сергий» по одноименной повести Л.Н.Толстого. Главный герой фильма князь Степан Касатский, офицер, пылкий, гордый юноша — большой поклонник царя. Касатский собирается жениться, но в последний момент узнаёт от невесты, что она была любовницей императора. Князь глубоко разочарован в светской жизни, он принимает монашеский обет и покидает столицу. Вера в Бога должна была спасти душу, но страсти и мирские соблазны не покидают Касатского. Отец Сергий (это имя принял Касатский) ведёт отшельнический образ жизни, строго придерживаясь устава и усмиряя плоть. Решив, что и этого недостаточно — он удаляется из монастыря, становится затворником и живёт в пещере. Слухи о бывшем красавце-офицере, принявшем постриг, доходят до компании, отдыхавшей неподалёку от пещеры монаха. Красивая развратная женщина пытается соблазнить его, и отец Сергий вынужден отрубить себе палец, чтобы не поддаться её чарам. Проходит ещё время, и ему всё-таки не удаётся избежать греха. Слабоумная дочь местного купца, которую привели к отшельнику для лечения молитвой, соблазняет монаха. Отец Сергий уходит из кельи, берёт котомку и отправляется бродяжничать и просить милостыню. Приведенные примеры, убеждают нас в том, что своими силами вожделение не победить. Для этого необходимо обратиться к тем людям, которые уже сами прошли испытания плотью под мудрым руководством духовных наставников. Современное общество потребления построено на этой особенности наших чувств. Индустрия вожделения приобрела невиданные масштабы. Красота вещей – это главный объект привлечения чувств потребителя. Точно также внешняя красота людей стала магнитом для привлечения наших чувств.

В семнадцатом веке в Италии возник новый стиль в искусстве, который назвали «барокко». Итальянское слово «барокко» означает причудливость, необычность, привлекательность. Если в пятнадцатом веке итальянский гуманист Пико дела Мирандола утверждал, что человек всемогущ и может владеть чем пожелает, то в семнадцатом веке французский мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь «мыслящий тростник» и удел его трагичен, так как, находясь на грани «двух бездн – бесконечности и небытия, он не способен своим разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то средним между всем и ничем». Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречие между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: всё необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности. Обманчивая иллюзорность для привлечения взора стала ведущим мотивом в искусстве. Обратите внимание на такие слова, как обманчивость и иллюзорность. Обман и иллюзия стали принципами современной жизни. Разве сегодня эти принципы не используются для привлечения покупателей. Эти же принципы широко стали использоваться для привлечения внимания мужчин. Красота современных женщин стала иллюзорной и искусственной. Любые формы, силуэты, цвета стали возможными по желанию заказчиков.

Возникает вопрос: как сохранить контроль над своими чувствами в мире, где всё привлекает и зазывает? Практически это стало невозможным. Известный духовный наставник Саи Баба говорит своим студентам о том, что необходимо беречь свои глаза от непроизвольного созерцания объектов зрительного восприятия. Чтобы не впускать в свой ум вожделение, надо избегать всего, что может привести к беспокойству ума. Он постоянно просил: «Не смотрите на плохое, а смотрите на хорошее, не слушайте плохое, а слушайте о хорошем». Прекрасно понимая, что смотреть на что-либо – это очень опасно. Зрительные впечатления очень глубоко проникают в наши умы и не дают нам покоя годами, а может быть и всю жизнь. Об этом хорошо известно современным менеджерам визуальной индустрии всех уровней. Цифровая цивилизация полностью захватила человечество своей паутиной. По сути, ничего плохого в этом нет. Но при условии соблюдения определённых культурных требований. Цифровые технологии можно использовать как для высоких, так и для низких целей. Всё зависит от уровня сознания человека.

(Продолжение следует)