Если я не тело, то кто же я?

Cтатьи, Главный материал, Психология и саморазвитие 193 Юсуф Крыкбесов

Уважаемый читатель, это уже пятая статья по этой теме. Начало вы найдете в номерах  №№26 – 29 нашей газеты.

Продолжим разговор о чувствах человека. Мы уже рассмотрели роль в жизни людей таких чувств как вкус, обоняние, осязание, зрение. Осталось рассмотреть последнее чувство. Последнее и самое важное не только для этой жизни, но в большей степени для будущих жизней. Как это ни странно звучит, но это действительно так. Прежде всего, яисхожу из того, что читатель допускает мысль о продолжении нашего индивидуального существования после смерти тела. Раньше разговоры на эту тему считались крамольными и осуждались обществом. Но, к счастью, времена меняются. Сегодня уже официальная наука признаёт этот факт. Возьмём для примера учебное пособие «Основы психологии», автор Л.Д.Столяренко, рекомендованное Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Издательство «Феникс», 2006 год. Рецензентами данного пособия являются: профессор, доктор психологических наук А.И.Галактионов (Институт психологии РАН), профессор, доктор психологических наук Б.Б.Коссов (НИИ высшего образования Госкомитета РФ) и другие. Как видите, авторитеты в эмпирической науке о человеке довольно солидные. Так вот, во второй главе указанного учебного пособия «Психологические концепции», при рассмотрении трансперсонального подхода к человеку Станислава Грофа, можно прочитать: «…По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируютсяиспытавшими их как возвращение в исторические времена и исследование своего духовного и биологического прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Трансперсональные явления включают не только трансценденцию, преодоление временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений. Сюда относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства или опыт полного отождествления с ним, подстройка к сознанию целой группы лиц или расширения сознания дотакой степени, что кажется, будто им охвачено всё человечество…». Хотел бы выделить здесь ключевое понятие «свои воплощения», которое иначе можно назвать другим словом «реинкарнация».

Мне вспоминается начало девяностых годов, когда я впервые познакомился с книгой «Жизнь после смерти» под редакцией профессора П.Гуревича. Приведу текст аннотации: «Правда ли, что человек много раз живет на земле? Существуют ли, кроме нашего,земного, иной «потусторонний» мир? Способен ли умерший человек слышать и воспринимать окружающее?» На эти вопросы пытаются ответить авторы книг (Р.Моуди«Размышления о жизни после смерти», Э.Кюблер-Росс «Весной она вернется», С.Гроф«Сияющие города и адские муки», Л.Уотсон «Ошибка Ромео», К.Ринг «Трагедия ожидания», Р.Баласубраманьян«Что говорит Адвайтаведанта», Г.Альмедер«Реникарнация», Ч.Фиоре, А.Ландсберг«По дороге в Ричмонд»). Книга издана в 1990 году в издательстве «Советский писатель». Автор книги приводит конкретные факты, подтвержденные очевидцами и представителями научной общественности о том, как различные люди, из разных стран, в разное время, вспоминали свои прошлые жизни и описывали ощущения после смерти физического тела. Тогда эта книга произвела на меня и моих близких неизгладимое впечатление.

Вторым источником, изменившим мое мировоззрение, стал трёхтомник написанный теософом А.И.Клизовским «Основы миропонимания новой эпохи». Приведу несколько выдержек из этой книги: «Большинство людей, которые не признают того, что они живут много раз, и которые свою смерть считают концом своего существования, первым и главнымвозражениемпротив доктрины перевоплощения выдвигают то, что они ничего не помнят. Если я жил много раз, то почему я об этом ничего не помню, обыкновенно возражают они. Помнить о своих прошлых жизнях может лишь человек высокого духовного развития, но духовное развитие требует раскрытия «лотоса», раскрытия сознания непрерывности жизни, о Единстве Всего Сущего, о водительствами нас нашими Старшими Братьями, о реальности невидимых миров и т.д.Как может человек, не знающий ничего обо всём этом, не признав все это за истину, знать что-нибудь о себе и помнить что-нибудь о своих прежних жизнях? Лишь для человека, находящегося на правильном пути, стремящегося к познанию высшего знания, не отвергающего Водящую его Руку, наступает однажды такой момент, устанавливаемый Верными Собратьями, когда для него становится доступным понимание многих тайн, в том числе и тайн своих прежних жизней. В телесной же оболочке знать о себе невозможно потому, что наше тело с его проводником сознания – мозгом не разделило наших прежних жизней и наш мозг ничего о них не знает. Весь опыт прежних жизней и знание их находится в «чаше», одной для всех воплощений, которая находясь в непреходящем теле, во время физического существования человека на земле, находится близ сердца его. Несмотря на такую близость к нам нашего высшего проводника сознания, он не может передать своего знания проводнику сознания нашего физического тела, то есть мозгу, благодаря разности вибраций, на которые отвечает наше физическое тело и наше непреходящее тело, или, вернее, проводник нашего физического сознания не в состоянии принять те высокие вибрации, которые могли бы быть ему посланы из непреходящего тела. Во время жизни в физическом теле все впечатления внешней жизни, воспринимаемые нашими органами восприятия через физический проводник сознания – мозг, направляются, как запрос, хозяину и господину всех оболочек – нашему «Эго». Проводник сознания астрального тела – тела чувств и эмоций – отмечает, полученное физическим телом впечатление как приятное или неприятное и направляет его дальше в ментальное тело. Проводник сознания ментального тела, отметив ощущения астрала, направляет его в непреходящее тело. Там зарождается решение, которое как ответ на полученный запрос, в обратном порядке передается в физическое сознание для принятие того или иного действия.Это телеграфирование от физического сознания к непреходящему телу и обратно происходит в жизни человека непрерывно, пока в нем действует сознание. Таким образом, мы получаем ответы лишь на вопросы. О чём вопрос – о том ответ, нет вопроса – нет ответа.

Если человек не только не интересуется тайнами Бытия и высшим познанием, которое он мог бы получить от своего высшего сознания, но, большею частью, отвергает все это, то каким образом к нему может прийти познание каких-нибудь тайн, когда не осознана простая истина, что, для того, чтобы получить ответ, необходим вопрос. Познание всякого знания, вся мудрость Космоса находится в нас самих, но наша неспособность воспользоваться находящейся в нас мудростью зависит тоже от нас самих.

Современный человек, живущий интеллектом, для приобретения познаний должен изучать всевозможные науки, тратя на это десятки лет своей жизни, но духовно развитой человек, развивший свой шестой принцип пути мгновенного озарения, происходящего изнутри, может в один момент приобрести больше знания, нежели из книг за всю свою жизнь. Таким образом, в неспособности нашего ума воспринять то знание, которое находится в нашей душе, лежит причина того, что мы не помним событий из наших прежних жизней. Происходит это, как уже говорилось, благодаря разности вибраций различных проводников сознания различных наших тел. Случайные подъемы вибраций нашего тела до вибраций нашей души бывают во время молитвенного экстаза, во время большой опасности, большой радости или большого горя; также у писателей и художников во время вдохновения, во время которого человеку приходят проблески того знания, которое в данное время человеку необходимо. В сущности, не всё изглаживается из памяти человека, когда он появляется для новой жизни на земле.

В первые годы жизни дети полны воспоминаниями о прежней жизни. Иногда они пытаются рассказать о себе странные вещи, на которые или не обращают внимания, или относятся как к фантазии. Встречая недоверие и часто насмешки взрослых, ребёнок замолкает и больше не рискует рассказывать о себе то, в чём он сам не уверен, боясь повторения насмешек. Мало-помалу события и впечатления новой жизни заполняют собой душу ребёнка, заслоняют и закрывают собой смутные воспоминания прежней жизни. Таким образом, невежество окружающих ребёнка взрослых является причиной того, что ценная и уникальная возможность вместо развития глохнет».

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Я привёл этот отрывок, так как посчитал его очень важным для нас. Также А.И.Клизовский приводит доводы о том, что христианские тексты также свидетельствуют о переселении души. Он пишет: «Так в Евангелии от Матфея, гл.17, стр. 10-13. «И спросили у Него ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, так и сын человеческий пострадает от них, и поступили с ним как хотели; Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе». Евангелие от Иоанна, гл.9, стр. 1-3. «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нём явились дела Божии». Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за грехи, если бы не существовал закон перевоплощения? Многие места из учения Христа становятся туманными и непонятными, если их понимать только буквально, исключив скрытый эзотерический смысл. Вся Нагорная проповедь Христа, до сих пор людьми совершенно не понятая, есть синтез Божественной мудрости, есть истинное оккультное учение, каждая фраза и каждое слово которого, кроме явного смысла, имеет скрытый».

Также обстоит дело и в другой авраамической религии – Исламе.Как пишет уже известная нам АсельАйтжанова, в своей книге «Ислам и веды»: «…Для исследования темы перевоплощения в Исламе обратимся к работе американского ученого С.Роузена «Реинкарнация в мировых религиях»: «В исламских писаниях реинкарнация обозначается словом танасукх, но это слово редко употребляется ортодоксальными мусульманскими философами. Арабские и персидские теологи, подобно своим единомышленникам, иудеям-каббалистам,считают, что переселение души является закономерным следствием грешной или неудавшейся жизни. Исламские приверженцы реинкарнации утверждают, что Коран поддерживает учение о переселении душ, приводя в подтверждение своих слов следующие примеры: «Тому, кто нарушил субботу, Мы сказали: «Будь обезьяной мерзкой, мерзкой и презренной» (2:65). «Тот худший из всех, кто прогневил Аллаха и навлёк на себя Его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью» (5:60). «Аллах даёт вам жизнь от земли, затем вновь обращает вас в землю, и Он вновь даст вам жизнь» (71:17-18). Тайное значение этих и других стихов Корана исследовали такие знаменитые персидские поэты-суфии, как ДжалалуддинРуми, Саади и Хафиз. Живший в X веке Мансур аль-Халладж, один из наиболее известных суфийских мыслителей, памятен также своей глубокой духовной лирикой, темой которой нередко являлось переселение души: «Я сотни раз прорастал травой по берегам стремительных рек. Сотни тысяч лет я рождался и жил во всех телах, что есть на Земле».

Д.Руми поэтически описал реинкарнацию:

Всему, что зрим прообраз есть,
основа есть вне нас,
Она бессмертна, а умрет
лишь то, что видит глаз.
Не жалуйся, что свет погас,
не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они,
а отраженье их.
А какже мы и наша суть?
Едва ли в мир придём,
по лестнице метаморфоз
свершаем свой подъем.
Ты из эфира камнем стал,
ты стал травой потом,
Потом животным – тайна тайн
В чередованье том!
И вот теперь ты человек
ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла –
о, как непрочен он!
Ты станешь ангелом, пройдя
недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей,
а с горней вышиной.

Говоря о ведической концепции реинкарнации, Асель Айтжанова утверждает: «Причина переселения души, согласно ведической теологии, — это прошлая карма и неудовлетворённое желание стать самым главным, которое душа желает реализовать в различных формах жизни, в разных телах. Таким образом, пока у души сохраняется ощущение независимости от Бога и желание стать лучшим, она обречена на перерождение в материальном мире.

Реинкарнация описывается в Бхагавад-гите (2.13): «Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно также после смерти она переходит в другое тело». «В Яджур-веде» (12.36-37) говорится: «О, ученая и терпеливая душа, после странствий в водах и растениях личность попадает в утробу матери и рождается вновь и вновь. О, душа, ты рождаешься в телах растений, деревьев, во всём, что сотворено и одушевлено, и в воде. О, душа, сверкающая подобно Солнцу, после кремации, смешавшись с огнём и землёй для нового рождения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь. О, душа, входя вновь и вновь в лоно, ты безмятежно покоишься в материнском теле, на ребёнок, спящий на руках у матери». В Бхагавад-гите (8.16) Кришна говорит: «Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, — это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, уже никогда не родится здесь». Основной причиной бесконечных перерождений в ведической литературе считается карма – прошлые поступки человека, плоды которых он должен пожинать в настоящем».

Завершая мысли о реинкарнации хотел бы привести слова древнегреческих философов. Платон утверждал, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью». Смерть, согласно Сократу, представляет собой отделение души от тела, высвобождение её из темницы, в которой она находилась, пока длилась земная жизнь. В своей философской книге «О жизни и смерти» П.Гуревич пишет: «Постижение феномена смерти имеет огромное психотерапевтическое значение. Многие современные ученые справедливо считают, что агрессивность и убийства, сопровождающие человеческую историю, есть не что иное, как проявление социальной психопатологии. Отсюда актуальность таких гуманистических программ, которые позволяют избавить человека от переживаний агонии, страха и открыть ему путь к новым ощущениям — к чувству безопасности, уважению к жизни, творчеству… Напомним в заключение мудрую сказку Анатоля Франса. Умирает старый король, мучительно страдая от того, что так и не узнал истории своего народа. Его утешает придворный историк. Стоит ли огорчаться? Судьбы людей так невероятно похожи. «Мой повелитель, историю можно свести к трем словам: люди рождаются, живут и… умирают». Комментируя эту сказку, М. Горький поправил историка. «Нет, — заметил он,-люди рождаются, борются и побеждают!» Смерть не заслоняет ценности и уникальности земной жизни…».

Продолжение следует…