Если я не тело, то кто же я? / 9

Cтатьи, Психология и саморазвитие 119 Юсуф Крыкбесов

Уважаемый читатель, начало серии статей под аналогичным названием вы найдете в Стабильной газете №№26 — 33

Французский мыслительРене Декарт высказал такую философскую фразу: «Я мыслю, следовательно, существую». Однако, с ведической точки зрения корректней было бы сказать: «Мне мыслится». Так как мысли приходят к нам не по нашему заказу. Они живут самостоятельной жизнью и не зависят от нашей прихоти. Иначе, никто бы не впускал к себе в ум негатив в виде мыслей-сомнений, мыслей-сожалений, мыслей-страхов, которые отравляют нам жизнь, постоянной сменой настроений, вопреки нашим желаниям.

Все мы знаем о такой неожиданной смене настроений. Особенно заметно это у людей, предрасположенных к депрессии. Самое страшное, что они сами не могут ничего сделать с таким навязчивым болезненным состоянием, которое буквально пожирает их изнутри. Это и есть одно из проявлений автопилотного режима мыслительных процессов. Кого интересует более подробный механизм возникновения мыслей, могут обратиться к книге нашего казахстанского ученого ДосымаОмарова «Единая основа мировых религий». Д.Омаров считает, что мысленный поток сконцентрирован на поверхностном уровне нашего сознания. По его мнению, начеловека воздействуют три уровня сознания. Первый — поверхностное сознание – своего рода граница между внутренним и внешним миром. На этом уровне человек не может осознать себя из-за плотного слоя мыслительных процессов и эмоций. Этот поверхностный уровень сознания действует только при жизни мозга в данном теле. Затем он срезается вместе с исчезновением физического тела. Второй уровень сознания называется подсознанием. Этот уровень сознания имеет более глубокую и длительную историю. Именно с этим слоем сознания имеют дело специалисты по регрессивному гипнозу. В подсознании хранятся прошлые впечатления в виде узелков памяти. Карл Густав Юнг говорил, что в нас живет тот, кому миллионы лет. Он использовал для этого такие понятия как комплексы, архетипы, индивидуальное и коллективное бессознательное. По сути дела этот слой сознания сохраняется до тех пор, пока человек не доходит до следующего, третьего, уровня сознания – сверхсознания. Уровень сверхсознания означает выход за пределы двойственности этого мира. Это уже не материальный уровень.

Так вот, основной поток неконтролируемых мыслей и эмоций исходит из подсознания, когда узелки памяти по определённым обусловленным причинам всплывают на поверхностный уровень сознания и создают соответствующие им настроения. Также мысли и эмоции приходят к нам из внешнего мира в виде спонтанных желаний, провоцируемых созерцаемыми объектами чувств. Например, я всегда удивлялся такому психическому феномену как влюбленность. Почему из многих девушек мне понравилась именно эта. Конечно, первое, что меня всегда привлекало это внешние характеристики. С возрастом я стал замечать, что мои эстетические идеалы и вкусы меняются вместе с жизненным опытом и модой на стандарты женской красоты. Помню свою первую любовь в начальных классах. Пересматривая старые фотографии, я обнаружил интересное наблюдение: первая любовь осталась в памяти как определенный стандарт на всю жизнь. Видимо, подсознание хранит в себе эти впечатления не одну жизнь. Спонтанная влюбленность означает, что я «вспомнил и узнал» свою любовь из далекого прошлого, увидев её заново через несколько жизней, и снова влюбился в неё. Другой пример из моей жизни. Я часто в юности страдал от внезапной смены настроений. Особенно это остро ощущалось после длительных праздников с употреблением вина. Вспоминая отдельные моменты праздничного общения, у меня часто возникало ощущение стыда и сожалений о моих словах и действиях. Говорят, стыд – это гнев, направленный на себя. Даже через многие годы, по неизвестным причинам, эти воспоминания всплывают в моей памяти, вызывая стыд.

Есть такие понятия как совесть и стыд, а также совестливость и стыдливость. По моему личному опыту я понял, что стыд и совесть -взаимозависимые явления. Стыд можно назвать эмоцией совести, тогда как совесть есть моральный регулятор сверхсознания, который принадлежит моему истинному «Я». Оно не сформировано коллективным бессознательным или воспитанием. Оно всегда пребывает в нашем сознании. У каждого из нас совесть либо бодрствует, либо находится в полуспящем состоянии. Говорят, что круглым сиротой можно назвать того, у кого нет ни стыда, ни совести. Также можно назвать такого человека моральным сиротой. Стыд не зависит от моей воли, он возникает сам собой и ранит меня в самое сердце. Эту эмоцию невозможно удалить из памяти, пока она не исчерпает свои энергетические ресурсы. Или же от него можно избавиться только в том случае, когда мой ум затихает в безмолвии. Мы уже говорили, что это возможно только в результате активной духовной практики. Например, постоянная медитация может полностью успокоить ум. И как позитивное следствие, возникает ощущения свободы от происков беспокойного ума.

Помню как в десятилетнем возрасте, находясь в доме у моего друга, я увидел на полу маленький перочинный ножичек. Он мне очень понравился и я, не задумываясь, положил его себе в карман. Моральная расплата наступила очень быстро. Украденный мною ножичек принадлежал старшему брату моего друга. На вопрос о том, почему я взял эту вещь, я ответил, что нашел его на полу, что вызвало у всех иронический смех и осуждение. Этот случай по сей день будоражит мою совесть. Конечно, в жизни было ещё много случаев, когда стыд приходил, как непрошеный гость и задевал моё самолюбие. Вывод таков, есть чувства и эмоции, которые возникают из глубин подсознания как реакции, на те или иные мои действия в настоящем или в прошлом. А есть мысли, которые возникают из внешнего мира, как реакции на восприятие объектов чувств.

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Итак, поток мыслей и эмоций возникают в наших умах самопроизвольно. Если исходить из того, что ум – это характеристика нашей личности, то тогда соединить такие понятия как личность и ум становится вполне логичным делом. Личность – это ум. Нет ума – нет личности. Приведу пример с фактами прекращения умственной деятельности во время клинической смерти или летаргического сна. Фактически такая личность перестаёт существовать. Однако, всем очевидно, что при этом, тело продолжает жить, но человек не может, находясь в таком состоянии, проявлять признаки адекватной умственнойактивности. Значит, как личность она исчезла?Ведь нельзя назвать личностью того, кто выпал из социальных отношений и связей. Как учит нас современная социология, личность – это социально детерминированный индивид. Индивида без личности нельзя назвать человеком.

Как-то в девяностые годы в телепередаче «Взгляд» показали существо, которое было обнаружено в пустыне Туркмении. Оно было поймано в волчьей стае. По внешним данным это было человеческое существо, но по сути это было животное. Оно так и не смогло адаптироваться в человеческой среде. Попытки ученых восстановить речь и другие качества человека не увенчались успехом. Конечно, какие-то умственные действия происходили в его мозге, но в основном это были действия, связанные с условными рефлексами, характерными для животных. Это означает, что наличие вполне здорового, по физическим характеристикам, мозга не может быть гарантией стать человеком. У всех животных тоже есть мозг и у них также происходят определённые мыслительные процессы. Тогда почему из них никогда нельзя сделать человека. Становится понятным выражение: «Человек – это социальное животное». Да, с этим нельзя не согласиться.

Если человек находится на уровне первичных потребностей таких как еда, секс, сон и защита, то такого человека можно назвать социальным животным. Но стоит человеку подняться до второго, более высокого уровня, когда к первичным потребностям прибавятся такие потребности как знания, творчество и возвышенные эмоции. Это уже человеческий уровень. Такого человекаможно назвать человеческой личностью. Но если человеку посчастливится подняться на такой уровень, где ведущими потребностями будут такие потребности души как вечность, мудрость и счастье, то это уже уровень святости. Это удел немногих счастливчиков. Для того, чтобы подняться до такого уровня надо очень долго практиковать духовность под руководством мудрого наставника, который уже поднялся на этот уровень. Альберт Эйнштейн говорил: «Нельзя решить проблему,находясь на том уровне, на котором она возникла». Для этого надо ухватиться за руку того, кто уже имеет опыт преодоления этого уровня. Такими людьми для нас являются наши духовные учителя. Поэтому так важна роль учителя во всех мировых религиях. К сожалению, на этом пути могут ожидать и разочарования. Роль духовного наставника может исполнять особо чистая Душа. В практике вайшнавизма этому моменту предшествует многолетняя учеба и практика. Есть определённые критерии выбора духовного учителя. Но это уже другая тема.

Как свидетельствуют факты, сегодня всё чаще и чаще встречаются люди, которые считаются пробужденными или просветлёнными. Социальные сети заполнены информацией о таких людях. Даже появились определённые платные курсы по быстрому обучению просветлению. Приведу в качестве примера личность ЭкхартаТолле, духовного лидера современности, автора бестселлера«Сила момента в сейчас» и других книг. Однажды он сделал потрясающее открытие: наша душевная боль, наши страхи и беспокойства вообще не имеют под собой реальной причины. Они результат грандиозной ошибки, под влиянием которой находится все человечество. Эта ошибка состоит в том, что мы подменили себя настоящих ложным, иллюзорным, искусственным «Я». Настоящее «Я» не способно страдать. Оно призвано существовать в радости и любви. Страдает ложное «Я», называемое ещё Эго. Это умозрительная, искусственная конструкция, которая создана оторванными от реальности построениями нашего собственного ума. Мы можем избавиться от этого ложного «Я», просто сбросив с себя, как ненужный груз. И вместе с ним избавиться от боли, недовольства и страданий. Мы можем в любой момент прийти к нашему подлинному «Я», живущему в счастливом состоянии радости и восторга бытия. Мы можем освободиться от пут, которыми сковали нас мертвые умственные построения, создающие реальность, где страдания неизбежны. ЭкхартТолле показывает путь освобождения от страданий и боли всем, кто стал страдать. Кто изнурён вечными тяготами жизни и бессмысленностью существования. Он убедительно показывает, что великая награда нас ждёт после такого освобождения. Когда мы входим в волшебную дверь, которая находится в нас самих. Как только мы входим в эту дверь, ложное Эго просто рушится, открывая нам доступ к «Я» настоящему. Иногда Эго рушится мгновенно сама собой, не вынеся тяжести боли и страданий. Так произошло и с ЭкхартомТолле.

Однажды он, двадцатидевятилетний аспирант Кембриджского университета, проснулся утром в состоянии невыносимого страха, отчаяния и душевной боли. Сколько он себя помнил, эта боль преследовала его везде и всюду, приводя к депрессии и даже к мыслям о самоубийстве. В то утро страдания достигли своего апогея. Экхарт почувствовал глубочайшее отвращение к самому себе и окружающему миру. Всё казалось ужасным, отвратительным, бессмысленным. Он подумал, что больше не в состоянии жить с самим с собой. И тут же у него возник вопрос: «Кто же этот Я, с которым он не может жить? Неужели этих «Я» два? А может только одно из них настоящее?». Вслед за этой мыслью Экхарт почувствовал, что его словно втягивает в какую-то воронку, пустоту. Какой-то голос сказал: «Не сопротивляйся». Дальше он ничего не помнил. А когда проснулся, то увидел, что мир вокруг стал совсем другим. То, что недавно казалось постыдным и отвратительным вдруг оказалось новым, свежим, удивительно прекрасным. Все вызывало восторг и ощущение счастья. Что же изменилось? Лишь то, что между ним и миром больше не стояло ложное «Я» с потоком мыслей и эмоций. От подлинной реальности его больше не отделяли иллюзорные умственные построения. Большинство людей, считающих, что знают жизнь, знают лишь представления ума о жизни. Но они очень далеки от подлинной реальности. В то утро для ЭкхартаТолле рухнули все ложные представления ума, рухнуло Эго. Он проснулся просветленным духовным учителем. В одночасье произошла глубочайшая трансформация его личности, то, что он сам называет пробуждением, освобождением от неосознанности, спасением. Он неожиданно увидел мир не через призму страданий, присущих ему, а таким, каким мир является на самом деле. Но то, что случилось с ним, является скорее исключением. По его собственным словам большинству людей для пробуждения следует потрудиться.

Следующие за этим знаменательным событием годы он провел в пристальном изучении трудов различных духовных учителей и разных путей просветления. Все они согласовывались с тем, что произошло с ним. Ему удалось то, на что способны поистине великие духовные учителя: простым, понятным, доступным языком изложить суть процесса просветления. Он не придерживается какой-то определенной религии. И вместе с тем его учение содержит то, что лежит в основе всех религий. Он очень редко употребляет слово Бог, просто потому, что, по его мнению,оно слишком затерто. И ещё потому, что религиозные представления о Боге далеки от истины. Большинство людей употребляют слово Бог, просто не понимая, о чём они говорят. Многие считают, что Бог это личность подобная человеку. Или, что Бог – это внешняя по отношению к человеку сила. Эти искаженные представления о Боге способны лишь запутать нас и увести от просветления. Потому, вместо слова Бог ЭкхартТолле употребляет слово Сущее. Как обозначение некой живой, творящей, сознательной, всепроникающей силы, которая есть все, что существует в мироздании. Неотъемлемой частью которой, является и человек. Но Толле считает, что мы вполне можем употреблять слово Бог, если оно нам больше нравится. Только не наделяя Его какими-то личными характеристиками и не передавая в своем представлении о Боге никаких конкретных форм.

Учение ЭкхартаТолле показывает, как отрыть в самом себе подлинное «Я» и благодаря этому получить доступ к подлинной жизни. Жизни в свете, любви, радости, счастья. Это возможно для каждого. Для этого даже не нужны учителя. Он говорит, что не собирается нас учить. Его задача лишь в том, чтобы показать каждому из нас, что мы подобны нищим, сидящим на ящиках с золотом, но не подозревающим об этом. У каждого из нас есть такой собственный ящик с золотом – ключ к настоящей богатой во всех отношениях, приносящей настоящее удовлетворение, радости и счастья жизни. И нам нужен лишь прохожий, который вместо того, чтобы дать подаяние, укажет на этот ящик. Он отводит себе роль такого прохожего. Но его слова ничего не будут значить для нас, если мы не попытаемся самостоятельно открыть свой ящик с золотом и воспользоваться этим богатством. Он сам постоянно говорит о том, что слова очень мало значат и почти ничего не объясняют. Слово мёд – это вовсе ни сам мёд. И сколько ни говори халва, во рту слаще не станет. Это всем известно. Точно также со слово Бог, Сущее и со всеми другими словами. Это лишь обозначения, символы, которые не будут значить для вас ровным счётом ничего, пока вы сами не попытаетесь на своем опыте почувствовать, что это такое. Это наш ум, оторванный от реальности, предлагает различные объяснения.

Слушая объяснения ума, мы начинаем думать, что понимаем, о чём речь. Но самом деле, понять это означает — почувствовать. Понять можно лишь на своем опыте. Иначе слово окажется только словом, ничего не значащим звуком.

Продолжение следует…