Если я не тело, то кто же я? / 10

Cтатьи, Психология и саморазвитие 116 Юсуф Крыкбесов

Уважаемый читатель, начало серии статей под аналогичным названием вы найдете в Стабильной газете №№ 26 — 34

Предыдущую статью я закончил словами: «Слушая объяснения ума, мы начинаем думать, что понимаем, о чём речь. На самом деле, понять это означает — почувствовать. Понять можно лишь на своем опыте. Иначе слово окажется только словом, ничего не значащим звуком». Опыт спонтанного пробуждения от сна ума мы проиллюстрировали на примере жизни Экхарта Толле.

Сегодня, для более убедительного подтверждения фактов пробуждения хотел бы рассказать о Роберте Адамсе. По своим мировоззренческим принципам Роберта Адамса можно отнести к Адвайта Веданте. Являясь преподавателем самопознания, мне было всегда интересно знать, как успокаивают ум представители других духовных традиций. Я специально взял для примера представителей современного Запада, как более близкой и понятной нам культуры.

Роберт Адамс родился 21 января 1928 года в Манхэттене и вырос в Нью-Йорке (США). Адамс утверждал, что, как он мог себя помнить, у него были видения белого волосатого бородатого человека, сидящего у его кровати, который был ростом около двух футов и который разговаривал с ним на языке, который он не понимал. Он сказал родителям, но они думали, что он играет в игры. Позже он узнает, что этот человек был видением своего будущего гуру Шри РаманаМахарши. В возрасте семи лет отец Адамса умер, и посещения внезапно прекратились. Адамс сказал, что тогда он развил сиддхи (мистические способности), когда всякий раз, когда он чего-то хотел, от конфеты до скрипки, всё, что ему нужно было сделать, это трижды сказать имя объекта, и желаемый объект появлялся откуда-то.

Адамс утверждал, что имел глубокое духовное пробуждение в возрасте четырнадцати лет. Это был заключительный экзамен по математике.Как обычно, он говорил «Бог» три раза, но с феноменальным и непреднамеренным исходом: «Вместо того, чтобы отвечать на вопросы, комната заполнилась светом, в тысячу раз ярче Солнца. Это было похоже на атомную бомбу, но это был не горящий свет. Это было красивое, яркое, сияющее, теплое свечение. Вся комната, всё-всё было погружено в свет. Все дети, казалось, были мириадами частиц света. Я обнаружил, что таю в сияющее существо, в сознание. Я слился в сознание. Я понял, что не был моим телом. То, что казалось моим телом, не было реальным. Я вышел за пределы света в чистое сияющее сознание. Я стал вездесущим. Моя индивидуальность слилась в чистое абсолютное блаженство. Я расширился. Я стал вселенной. Чувство неописуемо. Это было полное блаженство, полная радость. Следующее, что я вспомнил — это учитель, который трясет меня. Все дети ушли. Я был единственным, кто остался в классе. Я вернулся к сознанию человека. Это чувство никогда меня не покидало».

Когда Адамсу было 12 лет, его мать водила его по врачам-психиатрам, так как считала, что Роберт не такой как все подростки. Вот, что Роберт Адамс рассказывал об этом на встречах с его учениками: «Когда мне было двенадцать лет, я спрашивал свою маму: «Что я здесь делаю? Мне здесь не место. Почему я здесь?». И моя мама говорила: «Ты здесь для того, чтобы быть таким, как все остальные. Ты здесь для того, чтобы получить работу, иметь профессию, чтобы идти в этот мир и сделать что-то из себя». И у нее была привычка задавать встречный вопрос: «Ты знаешь, чем ты хочешь быть, когда вырастешь?». И я отвечал: «Ничем».

Вскоре после этого опыта Адамс отправился в школьную библиотеку, чтобы сделать книжный отчет. Пройдя через раздел философии, он наткнулся на книгу о мастерах йоги. Не имея представления о том, что такое йога, он открыл книгу и впервые увидел фотографию Бхагавана Шри РаманаМахарши, которого он вспомнил, когда был маленьким ребёнком. В 1946 году,имея 14 000 долларов наследования от недавно умершей тети, Адамс отправился в Индию к его гуру Шри РаманаМахарши. В Индии он пробыл семнадцать лет. Вернувшись в США он стал проводить встречи с духовными искателями.

Хотел бы привести отрывок его беседы с учениками.«Те, кто пришли на встречу подобно этой, вернётся и станет учеником. Из каждых пяти учеников, которые приходят, один станет преданным.Такой вид встреч не для всех. Потому что это сильно ранит ваше Эго. Это заставляет чувствовать, что ваша злость, сомнения, подозрения, разочарования, зависть, жалость – не существует. Всё это охотилось за вами годами и от вас зависит избавление от этого. Это заставляет вас осознать, что ваша собственность, ваше имущество, забота о себе, представление о Боге, представление о мире или вселенной, о вашей работе, о ваших любимых – всё это ерунда. Большинству людей не нравится это слышать. Людям нравится, когда им рассказывают о том, к чему они привыкли. Вам нравится, когда говорят, что вы далеко пойдете в жизни, вы станете успешным бухгалтером или медсестрой, вы заработаете много денег, у вас будет хорошая семья. Но этот мир не такой. У вас неправильная концепция мира, в котороммы живём. Какая разница, что с вами происходит, если вы не осознаёте, кто вы. Я говорю не просто о сухих знаниях. Я знаю, что большинство из вас прочитали все написанные книги.Но это всё – сухие знания. Вся идея в том, чтобы сделать это живым воплощением знаний. А большинство людей не хотят тратить свои усилия, чтобы сделать это. Здесь, на Западе, они привыкли что-то покупать, оплачивать своими наличными деньгами и получать товар. Ноздесь это так не работает. Первый шаг в духовном пробуждении – это осознать, что вы в неведении. И что это не оскорбление. У меня было много людей, которые ушли, услышав это. Поэтому я говорю: «Божественное неведение». Вы должны осознать это в первую очередь, со всем смирением. Вы в Божественном неведении — это означает, что на самом деле вы ничего не понимаете. Все ваши концептуальные идеи, все ваши предубеждения, все, что вы выучили, будучи мальчиком или девочкой, все ваши представления с мыслями, чувствами и эмоциями по сути ложны. Все они ошибочны и должны быть превзойдены. Единственный способ начать это превосходить – признаться себе: «Я в Божественном неведении». Я действительно не знаю, что есть что. Я действительно ничего не знаю. Я не знаю, что есть что. Например, мы не знаем, что такое человеческое существо. Мы понятие не имеем, что это такое. Оно просто появляется при рождении. И мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. Мы не знаем, что такое собака. Откуда она появилась, откуда она прибыла. Мы знаем, что у неё четыре ноги, и мы называем её собакой, поскольку мы даём ей имя собака… Точно так же как кто-то дал вам имя Марк, Джон… Но, что такое это в действительности? Мы не знаем, чтотакое дерево. Мы дали этому название «дерево», но, что это в действительности мы не знаем. У него есть листья. Некоторые деревья дают апельсины, некоторые яблоки. Почему? Какова их цель?Откуда они появились изначально? Что появилось первым дерево или семя? Мы не знаем. Мы понятия не имеем. Мы не знаем, что такое Солнце, что такое Луна, что такое звёзды. Да, мы знаем, что Солнце даёт тепло, свет. Но понятия не имеем, что это такое на самом деле. Почему оно существует? Почему что-либо существует? Почему существуем мы? Мы понятия не имеем. Нас воспитывают в мире следствий. С раннего детства мы начинаем откликаться на следствия. Мы воспитываем ревность, злость, недоверие, зависть, страх. Все эти чувства развиваются в раннем возрасте. И мы не знаем почему. Мы ведём себя соответственно. Мы сами создаём себе проблемы. Мы пытаемся их решить и проводим всю жизнь, решая проблемы. Сами того не зная, мы оглядываемся, а нам уже восемьдесят, девяносто. Пора уже уходить, а где мы? Мы понятия не имеем. Есть такие люди, которые думают, что свершили что-то в материальном плане. Мы думаем, что совершаем добрые дела. Мы стали успешными в бизнесе, в международных делах и политике. И все равно нам приходиться в какой-то момент жизни оставить это. Всё ради чего мы так тяжело работали – не остаётся с нами. Ничего не остаётся. Когда приходит время покидать тело, всё уходит. Мы остаёмся одни. Поэтому, разве это не говорит о том, что мы должны найти ответы на вопросы жизни. О чём жизнь? Неужели не стоит пойти за этим. Ведь если мы найдём ответы, мы станем свободными. А если мы продолжим увлекаться своими делами, потерями, приобретениями, радостями, горестями, болезнями, здоровьем, то будем напрасно терять драгоценное время. Это правда, пока вы считаете себя телом, то будете перерождаться снова и снова. Вы будете перерождаться у родителей, которых вы покинули. Иначе говоря, перед вашей смертью, если она существует, если вы преисполнены сомнений и злости, враждебности и жадности, ревности и так далее, то вы переродитесь у родителей с такими же качествами. И увас опять будут эти качества. Вам придётся их отработать. Но конечная истина в том, что ничего из того, о чём я говорю – не реально. Это лишь для тех заблуждающихся людей, которые считают себя телом. Реинкарнации не существует. Перерождения не существует, Смерти не существует. Все эти негативные качества, которые я упомянул, — не существуют. Но пока вы считаете, что ваше тело реально, эти качества будут приходить к вам. Они приходят ко всем, кто считает себя телом. Вам следует перестать читать так много книг, перестать бегать по стольким учителям и встречам. Я не пытаюсь сказать вам, чтобы вы приходили сюда постоянно. Я пытаюсь сказать вам следующее: найдите учителя, который подходит вам по уровню вашего развития. Будь это одна из главных религий в буддизме. Это может быть всё, что угодно. Если вам это идёт – практикуйте. Практикуйте, практикуйте и становитесь живым воплощением учения. Но ходить от учителя к учителю, ходить от одной встречи на другую и ничего не практиковать – это никуда вас не приведёт. Подумайте об этом.

Мои собственные переживания пришли ко мне, возможно, в последней жизни. Или когда-то перед тем как я принял это тело, которое существуеткороткий миг. Я, скорее всего, интенсивно занимался садханой (духовной практикой). Иначе, почему я родился и увидел РамануМахарши, будучи ещё младенцем. Почему меня привело в Индию? И почему у меня были личные переживания, во время которыхтерялась индивидуальность, и я сливался с бесконечным сознанием? Я не просил эти переживания. Я не просил, чтобы сидеть сегодня тут. Всё просто происходит. Чтобы не происходило в ваших переживаниях – не боритесь с этим. Вы можете сказать: «Но, Роберт, у меня ужасные переживания» – без разницы: не боритесь с вашими переживаниями. Просто, наблюдайте их, смотрите на них, не реагируйте на них. Не делайте ничего. Ум и ваше тело будут делать, то, что они должны делать. Не реагируйте на свою злость, не реагируйте на свои сомнения. Меняйте свой ум, как можно быстрее. Когда в ваш ум приходят сомнения, когда к вам приходит злость, когда к вам приходят страхи – не развлекайте их. Начинайте читать мантру, спойте духовную песню, повторяйте джапу (молитвы). Делайте то, что не можете не делать. чтобы избавиться от ситуации в данный момент. А потом продолжайте более глубокие духовные практики. Не развлекайте страхи, сомнения, злость. Лучше, конечно, задать себе вопрос: «К кому это приходит? Кто злится?». Кто-то появится и скажет: «Я здесь!». Держитесь «Я», не отпускайте его. Найдите его источник. Где оно возникло? Кто его породил? Если вы по-настоящему отследите «Я», до его источника, то обнаружите, что злости никогда не было. Это нормально, это ничего не значит. Никто не может вас обидеть, пока вы не станете уязвимым. Не важно то, что кто-то говорит или делает или то, что вы считаете они делают. Это не проблема. Ваша реакция – это проблема. Ощущение, что что-то неправильно. Что может быть неправильно? Если бы вы знали, кто вы — вы бы смеялись. Весь мир стал бы смешным. Итак, всё, что я могу для вас сделать – это признаться в своём переживании. И когда я использую местоимение «Я», я говорю о сознании, о всеприсутствии. Всё становится истинным «Я», когда я говорю «Я». Это включает всё. Поэтому я признаюсь вам, что я не есть тело или ум. Я не являюсь никакими переживаниями, я — не есть мир. Я не являюсь чем-то, что вы можете увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или почувствовать.Я – абсолютная реальность, я – сознание, я – бесконечная разумность, я – сат (вечность, чит (знание), ананда (блаженство). Я – нирвана, пустота. Я – любовь – чистое осознавание, радость, блаженство. Я – есть ТО! Я – есть! Это – истинное «Я»! И больше нет ничего. Станьте радостными, возрадуйтесь. Оставайтесь центрированным. «Вчера»- никогда не существовало. «Завтра» – никогда не наступит. Единственный момент, который у вас есть – это момент «сейчас». То, что вы думаете о себе сейчас – определяет, что произойдёт с вами завтра. Тогда зачем играть в эти игры? Как я сказал, перестаньте читать книги. Перестаньте так часто ходить на встречи. Проводите время наедине с собой. Когда находитесь на сатсанге, ищите истинное «Я». Узнайте, кто вы есть, и вы станете самым счастливым человеком на земле.

Всё является сознанием, всё, всё есть сознание. Некоторые из нас не могут это почувствовать по той причине, что мы поглощены собой. Я не имею в виду истинное «Я». Я имею в виду «Эго». Мы настолько поглощены нашими делами и так сильно стараемся стать просветлёнными, что никогда им не станем. Вопрос не в том, чтобы пытаться стать просветлённым. Знаете ли вы, что в действительности нет такого слова. Кто просветлён, что такое самореализация? Это концепции, слова. Нет такого слова. Тогда то, чем мы пытаемся стать – не существует. Как мы можем когда-нибудь этим стать? Вы уже являетесь тем, что существует. Вы никогда не можете стать тем, что не существует. Чем, думаете, вы являетесь? Вы можете сказать по своим мыслительным шаблонам. О чём вы думаете большую часть дня? Например, о чём вы думали сегодня утром, как только открыли глаза? Вы волновались о своём завтраке. Вас беспокоило, то чтобы слишком не растолстеть или слишком не похудеть? Вас беспокоили ваши волосы или другой человек? Вы думали о ваших соседях, которые пытались вас обидеть? Или о том, что кто-то обманул вас? Или о том, что кто-то что-то украл у вас десять лет тому назад, и вы не можете выбросить это из головы? О чём вы думаете целый день?Вот, что затягивает вас обратно. Просто, научитесь ловить себя. Какие бы обстоятельства не возникали,ловите себя, задавая вопрос: «К кому это приходит?» Даже, если вам приходиться делать это тысячу раз в день. Это нормально. Это лучше, чем вы размышляете о мыслях тысячу раз в день. Не так ли? Ловите себя: «К кому это приходит? Ко мне?» Держитесь за «Я». Что такое «Я»? Кто этот «Я»? Спросите себя, а отслеживаю я «Я» до источника? Задайте себе вопрос: «Как возникло «Я»? Откуда оно возникло изначально? Тогда ваш ум станет неподвижным, может быть только на несколько секунд и затем придёт другая мысль. Практикуйте ту же процедуру: «К кому это приходит?». Вы можете делать и другое. Вы можете спросить себя: «Какая разница, что со мной происходит. В действительности я вечный, бессмертный. На самом деле я никогда не рождался и не могу умереть. Тогда какая разница, что видится на этот раз? Только кажется, что я прохожу через то, что я кармически должен пройти. Почему я должен с этим бороться? Когда вы перестаёте бороться – вы выиграли битву. Поскольку, когда вы прекращаете бороться – ваш ум снова успокаивается. А когда ваш ум успокаивается, вы автоматически становитесь вашим истинным «Я». Затем вы забываете о том, что вы пытались стать самореализованным, пытаться стать просветлённым. Вы забывается обо всех этих терминах. Вы просто пребываете в вашем истинном «Я». Это всё, что вы должны делать.Ваше истинное «Я» означает тихий ум. Это определение вашего истинного «Я», тихий и спокойный ум. Когда ваш ум успокоен – вы в блаженстве. У вас есть любовь, сострадание, мудрость. Когда ваш ум шумный – у вас есть сомнения, подозрения, злость, жадность, ревность. Выбор за вами. Неважно, насколько глубоки самскары (впечатления прошлого), эти склонности. Вырывайте их одну за одной, задавая себе вопрос: «К кому они приходят? И отслеживая «Я-нить», до её завершения. И вы будете свободными!».

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Конечно, трудно понять человека, который уже живёт в истинном «Я». Как и ЭкхартТолле он пришел к этому, благодаря духовной практике в прошлых жизнях. Веды утверждают, что наши духовные достижения в прошлых жизнях, являются стартовой площадкой для продолжения духовного восхождения в этой жизни. Поэтому, в какой-то момент жизни накопленное благочестие «взрывается» в виде мгновенного просветления. У ЭкхартаТолле это случилось в двадцать девять лет, а у Роберта Адамса гораздо раньше. Важно понять, что малейшие усилия на этом пути имеют непреходящее значение. В вайшнавской традиции это называется пуньей. Пунья – накопленное духовное богатство за многие наши жизни. Она ждёт своего качественного скачка-взрыва, который можно назвать духовной трансформацией. Отличительной особенностью адвайтистов является их категоричность в определении тела и ума. Так как это временные явления, они относят их к несуществующим.Всё, что относится к материальному миру – это иллюзия. Поэтому так трудно воспринимать эти идеи простому человеку. Ведь об этом говорят те люди, которые пришли к этому на своём личном опыте. Они рекомендуют простой метод: надо постоянно задавать себе вопросы. Например, нас кто-то оскорбил. Естественно, последует реакция в виде психосоматической боли. Это значит, мы в ответ мгновенно как-то отреагируем. Именно в этот момент мы должны задать себе вопрос: «Кто отреагировал на оскорбление?» Затем выясняется, что это реакции ума и эго. Тогда необходимо выяснить, а кто это – мои ум и эго? Выясняем, что это никоим образом не относитсяко мне. Ведь я – не тело и ум. Я – это то, что никогда не может реагировать на внешние раздражители. Я пребываю в вечном блаженстве. Это означает, что есть два «Я». Одно истинное, а другое ложное, созданное умом. Когда мы в течение дня постоянно задаём себе эти вопросы, мы постепенно вырабатываем привычку — контролировать свои реакции. Когда-нибудь настанет такой момент, когда это станет привычкой. Согласитесь, знать, что я вечная частичка Единого Сущего даёт надежду и оптимизм. На самом деле, не надо куда-то стремиться, что-то искать. Всё уже изначально есть. Зачем искать то, что у вас уже есть. Надо просто утвердиться в этом убеждении. Меня смущает утверждение, что, сливаясь с Абсолютным сознанием, мы теряем свою индивидуальность и становимся Вездесущими. Налицо идентификация себя с Богом. В вайшнавизме таких людей называтмайявади, но это уже отдельная тема.В целом, практика адвайты даёт промежуточный результат, который заключается в стойком убеждении, что мы – это не тело и не ум.

Продолжение следует….