Если я не тело, то кто же я? / 11

Cтатьи, Психология и саморазвитие 133 Юсуф Крыкбесов

Уважаемый читатель, начало серии статей под аналогичным названием вы найдете в Стабильной газете №№ 26 – 35

Сегодня предлагаю читателю посмотреть на проблемы ума с точки зрения современного вайшнавизма. Александр Геннадьевич Хакимов (Чайтанья Чандра Чарандас) в своей книге «Уровни сознания» пишет: «Что даже тем мудрым людям, которые знают, что не являются этим грубым физическим телом, трудно отличить себя от тонкого тела ума. Такова проблема каждого мыслителя. Мыслитель погружён в умственную деятельность настолько, что ему кажется, что ум – это и есть его истинное Я. Чтобы распознать ум, необходимо понять его функции. Всем в какой-то степени известно, что такое органы чувств, но не все знают, что такое ум, что он более тонок и стоит над чувствами. Человеческая деятельность основывается именно на платформе ума. Биологи полагают, что ум находится в голове человека, на самом деле в голове находится всего лишь мозг. Ум же не имеет биологического происхождения. Мозг – это не ум, а всего лишь офис, где ум работает. Компьютер – это офис, где работает электрическая энергия. Например, он может показывать картинки, печатать буквы, воспроизводить звуки. На самом деле всё это делает управляемое электричество. Распознав функции ума, мы сможем овладеть им и управлять. Если же мы не распознаем его присутствие, то неминуемо окажемся под его полным влиянием, а наше истинное Яидентифицируется, сольётся с ним. Так человек перестанет различать себя и ум. В результате он потеряет управление, потому что независимый, неконтролируемый ум есть источник самообмана, или иллюзии. Постараемся разобраться в его функциях на основе Вед.

Главная функция ума – управление чувствами. У ума есть два способа повлиять на них, это санкальпа и викальпа, принятие и отвержение. Ум принимает всё, что окажется приятным для чувств, а всё, что неприятно, отвергает. Таким образом, ум заботиться исключительно об удовлетворении чувств. Если чувства довольны, то ум тоже доволен. Если же чувства не удовлетворены, то и ум не удовлетворён. Значит его главная функция – служить чувствам. В этом кроется неполноценность ума, потому что удовлетворяя чувства, он может нанести вред здоровью тела или окружающим. Ум не ведает границ наслаждения. Это известный недостаток. Ради услаждения чувств он отвергает даже полезные вещи. Например, люди принимают решение пить алкогольные напитки, курить, принимать наркотики. Они делают это ради каких-то приятных ощущений. При этом они отвергают здоровый образ жизни и поиск Абсолютной Истины. Таковы функции ума и его природный недостаток.

Ум также называют шестым внутренним чувством. В уме могут происходить сложные операции, но основных функций, как мы сказали, всего лишь две: принимать приятное для чувств и отвергать неприятное. В этом отношении ум очень прост. Хотя он может пускаться на самые хитроумные изобретения ради достижения цели, на самом деле всё очень просто. В итоге он хочет угождать чувствам. Так устроен любой, даже очень сложный ум. Всё, что ему нужно понять, — это насколько та или иная вещь может быть приятной или неприятной для чувств. Однако ум способен и на удивительное – может одновременно воспринимать звук, форму, касание, вкус и запах. Поэтому ему свойственны тонкие, смешанные ощущения или необъяснимые чувства. Но в основном ему свойственно чувствовать привязанность или отвращение: «О! Как мне всё это нравится! Я хочу это! Жить без этого не смогу! А это я терпеть не могу, просто ненавижу, не могу видеть и слышать об этом!» Так проявляется двойственность ума и чувств: приятно – неприятно, а это означает: плохо – хорошо, друг – враг, хочу- не хочу. Тогда как для более высокой субстанции таких различий не существует. Значит, если мы видим что-то приятное или неприятное и делаем вывод, что оно хорошо, а другое плохо, мы должны знать, что это говорит ум. На более высоком уровне нет ни плохого, ни хорошего. Это всего лишь перекос вследствие чувственного восприятия.

На самом деле существует истина, которая ни плоха ни хороша, потому что абсолютна. Если ум высвобождается из-под влияния чувств, то он способен осознать единство истины. Но если он подвержен двойственности, то реальную, или духовную жизнь очень будет трудно понять умом. Посмотрите, как ум постоянно сбивается с толку, не сознавая подлинной реальности. Например, из всейпищи он с помощью глаз м языка предпочтет наиболее вкусное, несмотря на то, что она может оказаться вредной. Ему захочется выпить водки, чтобы ощутить опьянение, несмотря на то, что есть риск стать алкоголиком. Он привлечется красивой женщиной и захочет близости с ней, несмотря на то, что женат. Таким образом, уму свойственно принимать и отвергать безостановочно. Он перебирает объекты снова и снова, меняя их в погоне за новизной. Как только чувства пресыщаются одним объектом, ум немедленно отыскивает что-то свеженькое. Эта функция ума называется в Ведах чанчала, то есть «скачущий с объекта на объект». Поэтому ему приходится проводить всю свою жизнь в вечных скитаниях и беспокойствах, так как определить окончательную истину с помощью органов чувств он не в состоянии. Если бы чувства не пресыщались, тогда бы и ум был спокоен и доволен тем, что имеет.

Возвращаясь к могущественным чувствам, мы можем теперь видеть то, насколько они несовершенны у человеческого существа. У животных они развиты гораздо лучше. Зрение орла невозможно сравнить с человеческим. Орёл видит мышь даже с километровой высоты. Собака возьмёт след даже через несколько часов после того, как здесь прошел кто-то. Свинья способна усваивать любые вкусы и переваривать пищу любого сорта. Гепард в погоне за жертвой развивает скорость до ста двадцати километров в час. Летучая мышь свободно ориентируется в полёте при полной темноте. Чувственное восприятие у животных может быть сильнее, чем у человека, но их чувства развиты далеко не одинаково – лишь одно из них превалирует, а другие слабы. Вот почему животные выглядят спокойнее – их ум сосредоточен на чём-то одном. Ум орла сосредоточен в большей степени на способности видеть и замечать, ум собаки – на способности чувствовать запахи, ум коровы – на способности пережёвывать и ощущать вкус. Но человеческий ум получает информацию одновременно из пяти источников в равной степени силы влияния. Его глаза, уши, нос, язык и кожа в равной степени влияют на него. Поэтому ум человека находится в большом беспокойстве, чем у животных, ему приходитсяпостоянно совершать выбор, из того, что предлагают ему все пять органов восприятия.

В Ведах даётся сравнение ума с человеком, которого встречают сразу пять жён, и каждая старается привлечь его только к себе единственной. Как выбрать одну, не ущемляя интересы других? Чтобы справиться с этой задачей, он составляет планы и идёт на ухищрения. Он связывает деятельность чувств со своим воображением, обещая счастья и удовлетворения всем в своё время. Он объединяет все образы и ощущения вместе, комбинирует их и как будто создаёт нечто новое. Ум – великий комбинатор. Например, ум увидел крупицу золота и отдельногору, а ум может создать из этих образов золотую гору. Он создаёт невиданные и неслыханные вещи. Вы видели рог кролика? Или цветы в небе? Ещё можно представить яйцо лошади и многое другое. Ум способен синтезировать и производить новые формы, новые комбинации звуков, запахов, вкусов и т.д. Он склонен думать сразу обо всём на свете и действует как творец всего сущего. Но стоит ли верить золотым горам, созданным умом? На самом деле способность синтезировать дана уму для познания Полного Целого, или Абсолютной Истины, а не для того, чтобы обманывать себя и других. Истинное предназначение ума заключается в том, чтобы связать всё с Богом.

Именно этим отличается человеческое существование от существования животного. Ум человека наделён тонкими энергиями созидания, благодаря которым человек обладает богатым внутренним миром, воображением и способностью создавать образы. Особенно способным ум становится в состоянии любви к Богу и ко всему живому. Любовь он хорошо помнит и всегда ищет. Любовь создаёт в уме не просто образы, а образы реальные и без выдумки. Этим ум человека отличается от других видов жизни, ум которых забывчив, а любовь их полностью располагается только на платформе удовлетворения чувств. Искать любовь для животного или насекомого означает искать еду и секс. Человек имеет более развитое тонкое тело ума, поэтому способен глубже чувствовать, глубже переживать, создавать образы. Его желания и размышления куда тоньше. Поэтому в поисках истинной любви человек обязательно придёт к Богу. Человек живёт более тонкими материальными энергиями, которые могут его вывести на путь духовного поиска. Ведь душа человека как бы плавает внутри этих тонких энергий. Он живёт в измерении ума.

В Ведах говорится, что ум – такая сильная вещь, что легче остановить ураганный ветер голыми руками, чем обуздать ум. Прикажите ему – остановись, хотя бы на пять секунд, помолчи, прекрати желать чего бы то ни было! Да он и на секунду даже не остановится. Оказывается, он очень упрям и крайне силён.На ум влияют органы чувств, аон, в свою очередь, может оказывать влияние на все чувства. Мысли находятся во власти тела, а тело во власти мыслей. Любые мысли имеют свое отражение в грубой материи. Например, в состоянии глубокого гипнотического сна человеку дают съесть лимон, но ему внушено, что это яблоко, и в организме человека будет выделяться яблочная кислота, а не лимонная. Так могущественен ум. Когда он обманывается, то его обман становится реальностью в грубом измерении. Ещё пример. Ум влюблённого человека сам по себе вырабатывает наркотические вещества в кровь, и кавалер ощущает прилив счастья. А ум, ощущающий зависть, побуждает тело вырабатывать яд. Напуганный ум вырабатывает адреналин. Откуда в организме эти вещества? Их производит ум. Поэтому можно сказать, что всё наше физическое тело создано переживаниями, мыслями желаниями нашего ума. Ум и друг живого существа, и его враг. Когда ум под контролем, то он лучший друг, если же он не поддается контролю, то становится злейшим врагом. Любое горе — от ума!

Несмотря на могущество и неистовую силу ума, его нетрудно поставить в неловкое положение. Он силён в наслаждениях, но беспомощен перед фактом страданий. Когда человек испытывает боль и отчаяние, ум обычно обращается к более высокому уровню над ним. И некто, стоящий выше и глубже, оттуда упрекает его так же, как строгий доктор упрекает больного и несчастного человека: «Ты хотел стать успешным и счастливым. Ты многое сделал для этого и многое перепробовал. Ты доказал всем, что твой путь истинный. Но, тем не менее, ты страдаешь. Ты до сих пор так и не понял, кто ты, для чего живёшь и какова твоя конечная цель. Ответь мне. Почему?»

«Я признаю свои ошибки. Я знаю, что ничего не знаю. Помоги мне избавиться от страданий», — в отчаянии признаёт своё несовершенство ум.Такие вопросы посылаются в ум здравым смыслом, когда человек испытывает кризис в своей жизни и не может найти выход с помощью ума. Если человек действовал, только повинуясь позывам ума и чувств, то навсегда бы потерялся в этом мире. Здравый смысл располагается выше ума – как высшая инстанция, которая способна видеть высшую цель жизни, или хотя бы более высокую, чем та, которая есть. Он устанавливает единыенормы и законы для всех, не важно – нравится или не нравится это человеческим эмоциям; то есть он устанавливает закон. Этот здравый смысл Веды называют буддхи, или разумом.

Чтобы переступить этот порог познания себя, необходимо иметь искреннее желание осознать свою духовную природу. Настоящее искреннее желание сопровождается жертвенностью. Чем можно пожертвовать ради этого? Настоящая сила желания будет доказана тогда, когда человек пожертвует ради высшего совершенства своими чувствами и умом. Их нужно оторвать от бессмысленного блуждания в потёмках и догадках и направить глубоко ввысь.

Погружаясь вглубь себя, человек будет открывать внутри себя всё более необъяснимые и сложные явления. Но они сложны и необъяснимы только для ума. Потому человек, пользуясь по привычке своими несовершенными чувствами и умом для того, чтобы что-то понять, лишь попадает в трудное положение. Ведь он же редко обращается к разуму, потому что постоянно занят своими чувственными делами. Разум тоньше и могущественнее ума во много раз. Это означает, что понять его умом очень трудно. Он как родитель, которого трудно понять малым детям. С одной стороны, родители – это помеха для свободной воли детей, но с другой стороны, без поддержки и заботы родителей им не обойтись. Разум находится в особом статусе, обладая особыми полномочиями. Его природа -быть хозяином чувств и ума. В отличие от ума разум не попадает под непосредственное влияние чувств и потому способен адекватно оценивать функции и деятельность ума, наблюдая со стороны, и может выдвигать окончательные решения, основанные на понимании себя целиком. Таким образом, разум оценивает все происходящие события не с позиции «приятного» и «неприятного», а с позиции «благоприятного» и «неблагоприятного». Он всё соизмеряет с потребностями чистого сознания души, которая соседствует выше. Другими словами, разумом управляет не жизнь органов чувств, а жизнь души, то есть высшая цель жизни. Известно, что если у человека отнять высшую цель жизни, то он постепенно утрачивает силу разума (волю) и начинает плыть по течению желаний своих чувств и прихотей ума. Разорвав связь с душой, разум гибнет, подчинившись несовершенным плотским желаниям. Поэтому ради своего спасения он должен получать руководство сверху, от непостижимой и блаженной души, чтобы с помощью её могущественного знания держать под контролем ум и чувства. Разум – это возница колесницы тела человека, крепкие вожжи – это ум, а чувства – это неугомонные кони. Душа – это седок в этой золотой колеснице, и поэтому возница в выборе направления должен руководствоваться именно желаниями души, а не желаниями коней, которые никак не связаны с седоком. Так что хозяйка тела – это душа, а не чувства. Поэтому разум должен быть представителем душив принятии жизненно важных решений.

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Итак, мы рассмотрели уже три уровня сознания: уровень чувств, уровень умаи уровень разума. Если внимание (сознание) человека сосредоточено на чувствах, то у него есть два выбора: Первое – это возможность пользоваться объектами чувств, которые он преобразовывает в предметы своего быта и культуры. Второе – это возможность пользоваться фантазией своего ума. Можно ведь создавать бесконечные творческие комбинации форм, пространства среды, например архитектурные сооружения, прекрасные интерьеры, посуду и мебель, красивые картины, люстры и скульптуры. Другими словами можно бесконечно создавать условия для максимального удовлетворения своих чувств.

Если же душа направляет своё сознание на уровень ума, тогда у человека добавляется ещё один выбор. Первый выбор был только что описан выше – это обратиться вниз, к органам чувств, к их способности ощущать наслаждения и придумывать новые варианты счастья. Новый выбор такой – можно обратиться наверх, к разуму, который не идёт на поводу чувств и ума и который всегда предлагает трудный, жертвенный и подчас героический путь. Разум готов идти на жертву ради блага души. Он хочет идти к высшей цели. Поскольку разум призывает идти по вертикали вверх, а чувства настойчиво тянут по вертикали вниз, то в уме возникает серьезный внутренний конфликт, возникает некая раздвоенность или «разорванность» личности. Из-за того что чувства и разум сильно противоречат друг другу, личность попадает в сложное положение – расчленение на части неестественно для души. Приходят сомнения, и именно в сомнениях, в неспособности принять решение личность теряет себя, теряет свою свободу. Чаще всего в этой борьбе большинство из нас поддается давлению чувственных желаний и, в конце концов, даёт волю чувственным наслаждениям. «Отпуская лошадей», люди выбирают путь деградации лишь потому, что он приятен.

Итак, мы приняли решение поднять своёвнимание, энергию души на уровень буддхи, разума. Когда внимание сосредоточено на разуме, человек обретает ещё большую свободу выбора, потому что обретает способность общаться со своим истинным Я, подходя к осознанию того, что он и есть Душа. Человек может чувствовать вкус вечности своего бытия, получая священные знания сверху, и одновременно он может направить эти знания на ум и чувства в форме руководства. Он как бы пронизывает духовным знанием и блаженством всю структуру личности, объединяя всё в единое настроение, в полное целое. Таким образом, между чувствами, умом и разумом устраняются различия и противоречия. Разум побеждает сложный, противоречивый ум своей цельностью и простотой. Приведём бытовой пример:

«Пей лекарство, и болезнь уйдет», — просит Разум.

«Не могу, вкус отвратительный», — повинуясь сигналу чувств, по-детски отвечает Ум.

«Но ведь ты не выздоровеешь, а значит, будешь страдать».

«Нет, я не хочу страдать. А может выпить другое лекарство, которое вкуснее?» — изворачивается изобретательный Ум.

«От другого лекарства болезнь не уйдет», — настаивает Разум».

«Ну, тогда хотя бы только одну капельку».

«Нет, малой дозой не победить болезнь».

«Тогда что же что делать? Положение-то безвыходное».

«Выход есть – выпей лекарство, и болезнь уйдет».

Выход, оказывается, есть — он в терпении, а не в анализе ощущений. Можно заметить, что разум побеждает ум всего лишь одним неопровержимым аргументом – научным фактом, поэтому все теории ума теряют силу.

«Я умираю, доктор, продлите мне жизнь», — горячо просят Ум и Чувства.

«Это невозможно, каждому отведен свой срок, и потому каждый человек должен умереть», — выносит вердикт холодный Разум врача.

«Как же мне быть? -стенает Ум.

«Вспомни о душе. Ты же Душа, которая на самом деле не умирает. Для тебя не существует, ни рождения, ни смерти».

Серьёзная проблема возникает тогда, когда человек отвергает существование Души. В этом случае Разум полностью теряет свободу выбора. Его выбор остаётся только внизу, где он вынужден просто служить чувствам и уму. Принимая руководство ума, он направляет своё могущество на достижение славы, богатства и власти, чтобы обессмертить себя в этом смертном мире, обессмертить своё материальное имя. Прикрываясь возвышенными сантиментами вроде филантропии, коммунизма, гуманизма и даже альтруизма, он, в конечном счёте, служит тем же чувствам и уму. Поэтому, даже создавая великие цивилизации с помощью материального разума, мы не можем найти в них ни одной счастливой и гармоничной личности, потому что хозяйка, Душа, знающая истинное счастье, была отвергнута и забыта».

Несколько слов об авторе книги «Уровни сознания».А.Г.Хакимов (ЧайтаньяЧандраЧарандас) – известный в России и других странах специалист по ведической культуре, художник, философ, психолог, проповедник. Получил посвящение в традиционной вайшнавской преемственности, является Мастером бхакти-йоги.

Многие годы, путешествуя по всей Индии, России, Западной Европе и странах СНГ, он занимается популяризацией ведического духовного знания. Читает лекции, проводит семинары с самой широкой аудиторией слушателей, принимает участие в беседах за круглым столом с учёными, философами, деятелями культуры, частый гость различных теле- и радиопередач, которые пользуются неизменным успехом благодаря талантливому и доступному изложению сложных философских тем. Природная мудрость в сочетании с любовью и вниманием к людям помогают каждому его слушателю глубже узнать себя, достигнуть понимания с другими, а также найти ответы на сокровенные вопросы о смысле человеческой жизни, об Абсолютной Истине и природе Любви.

В следующей статье попытаюсь рассказать об этой удивительной личности чуть больше.

Продолжение следует…