Как, защищая ребенка от одних рисков, мы подвергаем его другим

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 166

— Риск не привыкнуть к рискам (и не выработать устойчивость характера)

Родители следят за детьми так пристально и так охотно раздают советы, поскольку они хотят оградить своих детей от боли и ошибок. Они могут волноваться, что страшный или болезненный опыт заставит детей бояться будущих рисков. Конечно, слишком травматический опыт может навредить ребёнку до конца жизни, но неудачи на это не способны, и большинство из них имеет как раз обратный эффект.

Исследование Элен Сэндсетер показывает, что «травматические падения с высоты детей от 5 до 9 лет связаны с отсутствием страха высоты в 18 лет», и что «количество разлук до 9 лет обратно пропорционально частоте симптомов боязни разлуки в 18 лет». Из собранных данных Сэндсетер заключает, что «пугающий» опыт не делает детей более беспокойными, наоборот, он тренирует и успокаивает детей, они привыкают к риску и ошибкам, получая «антифобные прививки».

Даже если у риска есть отрицательный результат, последствия этого оказываются не такими уж плохими. Когда ребёнок падает с велосипеда и царапает коленку, он узнаёт, что это больно – но ненадолго. Время лечит все раны, а некоторым ранам и не требуется много времени. В результате он снова взбирается на велосипед, зная, что оцарапанные коленки – не такая уж беда, и бояться их не стоит. Он получает прививку против будущих тревог в этой области и становится более выносливым.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

В отсутствие таких знаний, полученных на собственном опыте – и речь не только о физическом опыте, но и о финансовом, академическом, эмоциональном, социальном – страхи могут начать неконтролируемо расти в воображении, и превратиться в парализующие фобии. Без знакомства с небольшими шишками, порезами и неудачами, связанными с рисками, дети не привыкают к ним и не учат механизмы рациональной оценки и управления риском. Они теряют возможность различать опасность и нечто незнакомое. Они не могут понять, насколько велик потенциал их выносливости.

В результате мы получаем избегающих риска невротических взрослых, сжимающихся от перспективы браться за задачу, в успешном выполнении которой они не уверены, и совершенно опускающих руки при неудаче. Как пишет Сэндсетер, «наш страх того, что дети пострадают от безобидных травм может вылиться в боящихся детей с высоким уровнем психических патологий». И действительно, количество психических расстройств, от депрессий до беспокойств, растёт среди молодых людей – возможно, именно из-за этого.