Когда дети быстро развиваются

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 866 Юсуф Крыкбесов

В предыдущем номере газеты была опубликована моя статья «После шести лет уже поздно» об эффективных методах обучения языкам. Сегодня мы продолжим тему обучения и воспитания, основанных на реальных фактах и событиях. Более того, редакция газеты считает возможным публикацию серии статей на актуальные темы современного образования. Приглашаем читателей газеты принять в этом активное участие.

Есть периоды в жизни детей, когда они могут очень быстро развиваться. Как известно развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Это также можно отнести к степени сознательности, просвещённости, культурности. А слово «развитой» относится к той личности, которая достигла высокой степени развития или духовно зрелая личность. Развитие происходит на основе воспитания и обучения. Воспитание и обучение – это разные понятия. Обучение означает передачу кому-нибудь определённых знаний, умений и навыков. Например, обучить математике или трудовым навыкам. Обучение – это фрагмент воспитания. Воспитание охватывает более широкий спектр понятий и явлений. Например, привитие навыков поведения в обществе, семье или навыков общения с собой. К воспитанию необходимо отнести способность к раскрытию своего духовного и творческого потенциала. Так некоторые психологи установили, что обучение может не способствовать общему развитию детей. А о том, что обучение может не только воспитывать, но и калечить детей, написано много статей.

Каждый из нас учился когда-то в школе и по своему опыту знает, как на уроках в школе отдельные учителя допускали по отношению к нам то, что вызывало детское возмущение и обиду. Всё это формировало общее негативное отношение к школе и учению. Психологи знают, что все комплексы сформированы на основе школьных стрессов и фрустраций. Фрустрация – это сформированное неправильным обучением, стойкое убеждение ребёнка в своей интеллектуальной несостоятельности к изучению отдельных учебных дисциплин. Например, все мы знаем об определённой предрасположенности детей к точным наукам, или же к гуманитарным, или к физическим навыкам и умениям, а также к художественному творчеству. Но школьная программа не учитывала этот очевидный факт. Все должны были пройти экзамен по единому стандарту. Отсюда возникало много проблем школьного образования.

У всех у нас были любимые и нелюбимые учителя. Некоторых из них были просто ненавистными. Разве это не так? Вся детская драма жизни была связана со школой. А если семья тоже становится ареной конфликтов, то это уже личная трагедия ребёнка. Многие из нас могут вспомнить конкретных людей, которые испытали на себе чёрствость и несправедливость к себе со стороны учителей. Мы часто, в кругу школьных друзей, вспоминаем, как была поломана судьба одной девушки, нашей подруги. Первая её любовь оказалась безответной. Это не могло не сказаться на её мировосприятии. До возникновения этого чувства всё шло хорошо. Она хорошо училась, писала стихи, хорошо рисовала. Была внимательным другом и хорошей дочерью. Юношеский максимализм и уязвлённое самолюбие вынудили её допустить одну поведенческую ошибку, которая стала для неё роковой. Комсомольское собрание, исключение её из комсомола, всеобщая обструкция в один миг изменили её судьбу. Рядом не нашлось мудрого человека, который мог бы вовремя раскрыть её глаза на некоторые неизбежные проблемы жизни, которые можно преодолеть. Самая главная проблема для неё заключалась в том, что её отвергла школа. Это было решающим фактором, изменившим её судьбу, направив её движение в негативное русло.

А сколько было исковеркано детских судеб на обыкновенных учебных занятиях. Ведь главными критериями для определения хорошего школьного статуса были образцовое поведение и хорошие отметки. Каждый учитель это знает. Такие «хорошие» ученики не доставляют излишних хлопот и проблем для учителей. Но, к сожалению, мы должны признать, что учительский труд очень напряжённый и стрессогенный. Он также, как и у детей, может вызывать невротические и фрустрационные реакции, связанные с педагогическим бессилием. Например, у учителя нет способности навести порядок в классе и наладить добрые отношения с учениками. Обязательно найдётся ученик, который будет мешать ему в этом. Так у учителя возникает неприязнь, а порой даже ненависть к отдельным нерадивым ученикам. Это и есть первый сигнал о том, что что-то пошло не так, как хотелось бы. Это означает, что надо делать выводы о правильности выбора педагогической профессии и избрать другой вид деятельности. Однако, в советское время это сделать было трудно, так как высшее образование давало очевидные преимущества.

Это сегодня диплом специалиста не имеет такой цены, как раньше. Главный показатель – это эффективность и результативность работы. Особенно это характерно для современного бизнеса. Если ты мастер своего дела, то ты всегда будешь востребован. Сегодня появилось много новых профессий и возможностей зарабатывать достойные деньги, не требующих образовательного диплома. Достаточно пройти краткосрочные курсы и понять основные принципы и методы работы. Ненужных знаний просто нет. Они только отвлекают от главного содержания будущей деятельности. Ученые прогнозируют, что в скором будущем произойдёт полное исчезновение многих традиционных профессий. Появится потребность в совершенно иных специалистах. Возникает справедливый вопрос, о целесообразности получения высшего образования, которое не гарантирует жизненного успеха. Не лучше ли заниматься тем, что подсказывает наша природа. Садхгуру как-то привёл пример о том, как он отдавал свою любимую дочь в школу. Выбрав для своей дочери достойную частную школу, он попросил только о том, чтобы его дочь хорошо питалась, много играла, была радостной и позитивно общалась со своими сверстниками. Он не просил директора дать ей сумму необходимых знаний, умений и навыков в овладении основами наук. Он считал, что это далеко не самое главное. Он рассказывает, что когда она окончила школу, она сама выбрала свою любимую деятельность. Она выбрала танцы. И, как утверждает Садхгуру, в настоящее время она добилась впечатляющих успехов, которые ей дают глубокое удовлетворение жизнью и наполняют её радостью.
Помню мои школьные уроки конца пятидесятых и шестидесятых годов. Учителя, среди которых были и фронтовики, отличались особыми человеческими качествами. Видимо, годы тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, сделали их более чуткими к людям, а тем более к детям.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Василий Григорьевич Чемоданов был одним из них. Он преподавал физику. Высокий, статный мужчина отличался особой интеллигентностью: на нём всегда был красивый, прекрасно выглаженный костюм. Он всегда носил галстук, хорошо гармонирующий с цветом его рубашек. Я не помню, чтобы он срывался на крик и оскорбления. Даже в тех случаях, когда кто-то из ребятишек допускал непозволительное поведение, он отличался сдержанностью и тактичностью. Он был немногословен, но какая-то внутренняя сила проявлялась в его действиях и словах. На его уроках всегда была естественная рабочая тишина, созданная его харизмой. Он говорил негромко, но убедительно. Физика стала одним из любимых дисциплин.

Также никогда не забудутся уроки географии, которые преподавал Вааг Евгений Карлович, наш классный руководитель. В послевоенные годы он прошёл службу в Военно-морских силах страны. Он тоже отличался особыми качествами, характеризующими его как истинного педагога. Особую привлекательную атмосферу создавали его рассказы о морских походах в дальние страны. Наверное, поэтому все мы любили географию. И эта любовь осталась на всю жизнь.

В последние годы мне приходится ежегодно летать на самолетах. Пролетая над некоторыми странами, я никогда не могу уснуть, как это делают другие, а весь полёт внимательно рассматриваю виды из иллюминатора самолёта. Я стараюсь определить, над какой географической территорией мы в настоящее время пролетаем. Особенно меня впечатляют полеты над Гималаями и Индийским океаном. Например, пролетая над западным побережьем Индостана, с Севера на Юг, и наблюдая необыкновенные красоты побережья с десятикилометровой высоты, понимаешь, что когда-то привитый Евгением Карловичем интерес к географии, стал моей страстью.

Учителей-мужчин в наши годы было больше, чем сейчас. Историю нам преподавал также участник войны Данилов Петр Евгеньевич, который также обладал такими качествами, которые вызывали наше уважение. Учителем труда был Божко Иван Степанович, которого мы в шутку называли Иван Стаканыч. Мы его любили за доброту и терпение. Одним из самых любимых учителей был учитель физкультуры, Артемьев Борис Анатольевич. С Борисом Анатольевичем мы позже стали настоящими друзьями. До последних минут его жизни я находился рядом с ним.

Вспоминая своих дорогих учителей, не могу не сказать об учителях русского языка и литературы. Любовь Петровна Кириенко, Людмила Александровна Ишкенова и Раиса Ивановна Кравченко они были педагогами от Бога. Всё, что они говорили и делали, исходило из глубин их сердец. Их любовь к своему делу распространялась и на нас. Мы незаметно для себя заряжались их позитивной энергетикой. Мне было тяжело адекватно воспринимать русский язык, в семь лет я не знал русского языка, так как воспитывался в основном бабушкой и дедушкой. Понадобился целый год активного общения со сверстниками в детском садике и на улице, чтобы меня смогли принять в школу с русским языком обучения. Но любовь к русскому языку и литературе осталась на всю жизнь, благодаря этим прекрасным людям. Раиса Ивановна до последних минут своей жизни поддерживала живую связь со мной и другими своими учениками. Она была учителем-другом. В определённый период моей жизни во мне проснулась тяга к публицистике, и я стал публиковать статьи в местной газете «Луч». После каждой моей статьи Раиса Ивановна звонила мне и выказывала свои замечания. Она искренне радовалась моим успехам. Я не мог её порадовать в школьные годы, но, к счастью, мне удалось это сделать гораздо позже, уже в зрелые годы. Но я всё же, успел ответить взаимностью на любовь этих учителей ещё при их жизни. Однажды Раиса Ивановна на мой вопрос: «Какую отметку Вы мне ставите за статью?». Ответила мне: «Юсуф, сегодня я ставлю тебе пятёрку!» Я тут же позвонил моему бывшему однокласснику Женьке Клименко и похвастался, что мне удалось исправить свои школьные тройки на оценку «пять» спустя сорок лет после окончания школы.

Математику в разные годы нам преподавали Анфиса Ивановна Землякова, Лидия Гавриловна Фидченко, Ольга Альфредовна Запорощенко. Это тоже были необыкновенные личности. Любовь к геометрии мне привили Лидия Гавриловна и Ольга Альфредовна. Только благодаря им, я поверил в свои способности к решению пространственных задач. В итоге я стал учителем черчения и рисования. Я часто сожалею о том, что в подростково-юношеском возрасте так мало уделял внимания домашним заданиям. Можно сказать, я никогда толком их не выполнял, а большей частью списывал у товарищей по классу. Больше всего меня интересовала улица, где проходила вся наша детская жизнь. Футбол, хоккей и лыжи были нашими любимыми играми.

Но я благодарен судьбе, что моими учителями были такие прекрасные люди как Полина Яковлевна Карпиченко, Прасковья Тимофеевна Зенченко, Людмила Григорьевна Поликарпова, Алевтина Марковна Дараган, которые старались с пониманием относиться к нашим проблемам в учёбе, чувствуя, что в конечном итоге жизнь сама определит наши жизненные пути.

Людмила Григорьевна Поликарпова, Алевтина Марковна Дараган и Лидия Гавриловна Фидченко стали сегодня моими настоящими друзьями и коллегами по творчеству. Разве это не свидетельствует о их необыкновенных человеческих качествах. Разве я мог в детстве мечтать об этом?! Ведь эти учителя видели в нас больше, чем обычные учителя. За каждым из нас они умели разглядеть нечто большее, чем успеваемость и поведение. О каждом из названных людей следовало бы написать целые книги. Они этого достойны. И ещё, если бы в то время они знали, что можно было учить нас основам наук другими методами, которые сейчас называют интерактивными, то, мне кажется, мы все без исключения стали бы круглыми отличниками. Притом не прилагая особых усилий. Ведь нашими учителями были педагоги по призванию.

Сегодня хотел бы рассказать о том, как в современных условиях добиться того, чтобы обучение стало воспитывающим, а воспитание обучающим. Я уже говорил в предыдущей статье, что современному образованию трудно решить эту задачу. Особенно наглядно это проявилось в последние месяцы 2020 года. Дистанционное обучение – это информативное обучение. Информация, её запоминание и воспроизведение – это самая важный компонент обучения. Главное даже не запомнить, а вовремя дать правильный ответ, который и есть главный оценочный критерий. Если так будет продолжаться ещё некоторое время, то можно смело утверждать о проблемах системы нашего образования. Вместе с тем, есть надежда, что это будет продолжаться недолго. И когда-нибудь все дети вернутся в школы. Опять возобновятся нормальные условия обучения и воспитания.

Но, к сожалению, считаю, что поводов для оптимизма недостаточно. Ведь преобладание «знаниевого» подхода в обучении полностью исключает из учебного процесса воспитательный компонент. Воспитание в школе стало теоретическим. Слова заменили дела. Учителя стали заложниками современной системы образования и полностью отошли от воспитания. Им просто некогда этим заниматься. Считаю, они буквально погрязли в рутине отчетности. Такова суровая реальность.

Мы знаем, что определённому возрасту соответствует ведущий вид детской деятельности. Однако, такие виды как игра и общение, пронизывают буквально все, без исключения, виды деятельности детей различных возрастных групп и даже взрослых людей. Эти виды деятельности называются самодеятельными, то есть совершаемые без особых волевых усилий, а просто потому, что так нравится делать. Самодеятельность – это такой вид деятельности, которая возникает сама собой, независимо от желания ребёнка. Даже, если ему запрещать это делать, он всё равно будет это делать. Такова сила этой ведущей деятельности. Ему доставляет удовлетворение и радость такая деятельность. Если лишить ребёнка этой деятельности, но он просто не будет нормально развиваться. Попробуйте лишить детей игры и понаблюдайте, что из этого получится. Будет букет проблем. Например, чем отличается самодеятельное искусство от профессионального? Те, кому нравится петь, но по каким–либо причинам они не смогли реализовать свои способности и стать профессиональным певцом, предоставляется возможность сделать это в свободное от основной профессиональной деятельности время. Так поступают многие люди. Разве кто-нибудь заставляет человека заниматься любимым делом? Он это делает добровольно.

Говорят, когда профессиональная деятельность имеет самодеятельные черты, то налицо совпадение природной предрасположенности и профессии. Это большая удача. Учёба тоже может приобрести черты самодеятельности, если соблюсти определённые психолого-педагогические условия. Однако, следует признать, что учёба для большинства детей носит принудительный характер. И в этом заключается самая главная проблема школьного обучения со времён Яна Амоса Коменского.

Классно-урочная система построена таким образом, что дети не могут свободно играть и общаться во время учебных занятий. Это строго запрещено. Для этого есть перемены и свободное от школы время. Но детей так загружают домашними заданиями, что на нормальные игры и общение им не остаётся времени. Нормально развиваются только те дети, которые откровенно плюнули на школьные успехи и полностью отдали себя играм и общению со сверстниками. Как показывает опыт, такие дети впоследствии становятся лидерами общества. Многие известные бизнесмены и руководители сформировали свои лидерские качества на улице, среди сверстников и друзей. Почему так получается? Всё очень просто, школа никогда не уделяла этому важному делу должного внимания. Исключение составляют такие великие личности как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов и некоторые другие педагоги-новаторы недавнего советского прошлого.

Например, известный психолог Л.М.Фридман показал на опыте конкретных учителей как совместить урок, игру и общение. Читатель будет удивлён. Неужели это возможно? Давайте попробуем совместить несовместимые вещи: учёбу, игру и общение. А это вполне реальная вещь. Уверяю вас, дорогой читатель, я тоже имею такой необыкновенный опыт и должен сказать, что это совсем не трудно сделать. Вся проблема только в желании учителя, который должен преодолеть традиционные стереотипы организации учебного процесса. К сожалению, мои многолетние попытки внедрить эту педагогическую концепцию в массовом порядке не увенчались успехом. Только четыре преподавателя Кадетского корпуса усвоили эту систему и стали активно использовать её в своей преподавательской деятельности. Никогда не думал, что данная система обучения даст такие поразительные результаты.

Как-то раз, во время учебного процесса, начальник Кадетского корпуса осуществлял ежедневный обход. Его внимание привлёк шум, доносившийся из учебного кабинета, где в это время я проводил очередное занятие по данной системе. Обычно кадеты, увидев входящего в учебное помещение командира, мгновенно вскакивают по команде «встать, смирно!». На этот раз кадеты были так увлечены учебной деятельностью, что даже не заметили присутствие на уроке начальника. Конечно, вся эта неординарная ситуация вызвала у вновь назначенного начальника амбивалентное чувство, которое выражало его лицо. Пришлось кратко ему объяснить, что это рабочий шум, который свидетельствует о стопроцентной активности и увлечённости кадетов учебной деятельностью. Дав ему вопросы и ответы по отрабатываемой теме, я предложил ему задать любому кадету любые вопросы из представленного перечня. Каково было его удивление, когда он убедился, как точно и убедительно кадеты отвечают на его вопросы. Это было для него откровением. После этого состоялся специальный методический семинар, на котором было принято решении о широком внедрении данной методики в Кадетском корпусе. В результате была проведена серия показных занятий по данной системе. Некоторые преподаватели-офицеры стали использовать на своих занятиях элементы данной методики и добились значительного роста качества знаний и умений кадетов. Обобщив опыт моей работы по интерактивной технологии, заместитель начальника Кадетского корпуса Оборин О.Л. в 2019 году защитил магистерскую диссертацию по теме «Интерактивные методы обучения. Из опыта работы преподавателей Кадетского корпуса». Эта работа оказалась самой лучшей из представленных диссертаций, так как была основана на реальном опыте и реальных достижениях и преимуществах данной педагогической технологии.

Итак, для быстрого развития детей надо создать такие условия, когда дети будут развиваться гармонично и быстро, без стрессов и других негативных вещей, которые характерны современной школе. Я уже говорил, что в государственных учебных заведениях это осуществить очень трудно. И главная причина кроется в нежелании учителей. Хотя закон об образовании позволяет использование педагогами различных форм и методов обучения и воспитания. Гораздо проще использование интерактивных педагогических технологий в частных центрах развития личности. В качестве такой экспериментальной площадки мы выбрали Центр развития личности «New Star». Руководство центра поддержало нас в этом интересном начинании. Но это не означает, что мы закрыты для других таких центров. О реальных результатах нашей деятельности мы будем информировать родительскую общественность. Особенно это коснётся детей начального звена (обучающихся в школе продлённого дня) и дошкольной подготовки. Для того, чтобы родители были осведомлены в вопросах теории и практики мы систематически будем иллюстрировать процесс развития их детей на страницах нашей газеты. Мнения детей, родителей и учителей будут также отражаться на страницах газеты.

Продолжение следует…