Мифы о цифровом поколении разоблачены: молодым интересны Ремарк и родители
Ученые изучили привычки 15-, 25-летних.
Думаете цифровое поколение переселилось в виртуальную реальность и разучилось читать художественную литературу? На самом деле все не так!
Каждый раз, когда представители старшего поколения подобно герою Олега Басилашвили из фильма «Курьер» задаются вопросом «В чьи же руки мы отдадим построенное нами здание?», их охватывает священный ужас. Потому что на молодежь, по их мнению, без слез не взглянешь — совсем непохожи на своих славных предков. Якобы, цифровое поколение переселилось в виртуальную реальность, разучилось читать художественную литературу, считает родителей компьютерными дикарями и без гаджетов жить не может. На самом деле все не так!
Группа российских ученых провела масштабное исследование (изучила 700 анкет подростков в возрасте от 15 до 20 лет, провела 8 фокус групп) и пришла к выводу, что все это мифы, высосанные из пальца. Мы побеседовали с автором исследования кандидатом философских наук Юлией Грязновой, профессором Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, исполнительным директором Российской ассоциации по связям с общественностью.
МИФ №1: ОНИ НЕ ЧИТАЮТ БУМАЖНЫХ КНИГ
— Для меня самым удивительным стало открытие, что молодые люди до сих пор готовы читать тексты, — говорит профессор Грязнова. — Например, 90% процентов подростков заявили, что текст является для них удобным носителем информации. В контрольной группе взрослых похожий показатель — 89%. А вот разглядывать инфографику предпочитают только 50% подростков. Интерес молодого поколения к книгам показывают и американские исследования. Это общемировой тренд.
— Если слухи о смерти текста слишком преувеличены, то кто же тогда перестал читать? Нет ли тут противоречия?
— Тиражи падают потому что молодежь не читает современную литературу. Художественные книги, которые их интересуют, написаны максимум до 60-го года прошлого века. Главный хит — это «Три товарища» Ремарка!
— Почему Ремарк? Они воспринимают себя как потерянное поколение?
— Нет. Здесь мы пришли к еще одному неожиданному выводу, он больше российский, чем мировой. У подростков катастрофический экзистенциальный голод! У них нет картины мира. Они попали в образование, которое нацелено на ЕГЭ, то есть на упражнения. У их родителей, может быть, не было таких образовательных возможностей, советская школа давала специфическое представление о реальности. Но у старшего поколения было заполнено то место в голове, которое называется «картина мира». У молодежи этого нет. Поэтому подростки хватаются за Ремарка, он дает им жизненную опору. Кстати, не только Ремарк. В обойме русская классика — Толстой с «Войной и миром», Достоевский с «Преступлением и наказанием». Нынешние дети считают, что это написано про них.
МИФ №2: ЖИТЬ НЕ МОГУТ БЕЗ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ
— Разве можно испытывать такой голод в информационную эпоху, когда в поисковой системе ты получишь десятки вариантов ответов на любые вопросы?
— Подождите! Информированность не решает ваших внутренних проблем. Никакая поисковая система не даст ответа на вопрос, как жить.
— Вы пишите о том, что поколение старших и подростки живут в совершено разных мирах. Повестка дня взрослых практически полностью заимствована из выпусков новостей СМИ, а молодежь события во внешнем мире почти не интересуют…
— Это общий тренд — молодые люди принялись выстраивать собственные миры, у каждого он уникальный и неповторимый. Поэтому мы не имеем больше общей повестки. События, которые попадают в топ-5 новостей Яндекса, с интересами молодых не соприкасаются. Подростки из жизненного потока для себя выбирают другие события.
— Какие, например?
— Просим молодого человека выделить главное событие года. Причем общественное-политическое, а не личное. Он отвечает про юбилей какого-то нишевого журнала, о котором большинство людей никогда не слышало. А там украинский кризис в разгаре, смертник теракт устроил, экономический коллапс нагрянул, рубль упал… Но для него ничего более грандиозного в мире не произошло. Этот журнал и есть его жизнь. Взрослые так не отвечают. Они перечисляют, как на уроке политинформации: война на Ближнем Востоке, допинг-скандал на Олимпиаде, миграционный кризис в Европе — их волнует все, что показывают в теленовостях. Отчасти, это отражение собственного небогатого внутреннего мира. Взрослые неспособны строить вселенную собственного «Я». Они выросли в другую эпоху, когда общая норма была правилом, и они до сих пор стараются ее придерживаться. А для нового поколения нет общей нормы, они не боятся быть непохожими на других. Поэтому с ними очень сложно разговаривать: вам нужно найти общий язык с дико разрозненной аудиторией, у которой очень разные и непонятные для вас интересы.
МИФ №3: МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ СТРАШНЫЙ КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
— Это ситуация классического конфликта поколений или сегодня это непонимание приобретает новые характерные черты?
— Конфликта отцов и детей в тургеневском понимании у нас сегодня нет в силу того, что мы имеем не очень конфликтных детей. Война поколений возникает, когда старшие имеют одну норму, а младшие стремятся насадить свою. А поскольку новое поколение не ориентировано на жесткий кодекс, оно терпимо относится к отцам. Для них родители очень важны.
— Почему?
— Потому что молодые боятся будущего, оно у них очень неопределенное. Соответственно базовой ценностью подростков является семья, как единственный оплот и убежище. Практически во всех группах, которые мы анкетировали, семья среди ценностей железно оказалась на первом месте. И только для представителей двух профессий она не важна: это программисты и те, кто относит себя к сфере искусства. У них среди приоритетов семья на 5-6 позиции. Айтишники просто уверены в себе, считают, что наступило их время. А люди искусства исходно прикреплены к вечным ценностям, они разговаривают с вечностью и материальный мир их не волнует. Остальные испытывают страх перед будущим и воспринимают семью, как островок спокойствия и безопасности. Но это ни в коем случае не возвращение традиционных семейных ценностей!
— В каком же виде она будет существовать?
— В очень разных формах. У нас с вами будет расти количество суррогатных и однополых семей; семей с одним родителем; домов, где детей воспитывает только папа; брачных союзов, которые исповедуют доктрину «чайлд-фри»…
— Какое же это безопасное убежище, когда все типы семей, которые вы перечислили, сталкиваются либо с неприятием общества, либо с финансовым давлением, если мы говорим о родителях-одиночках?
— Какая разница? Семья — это ваш родной человек — он и есть убежище! А что думает общество про моего родного человека, молодым людям абсолютно все равно.
МИФ №4: МОЛОДЕЖЬ ПОМЕШАНА НА ГАДЖЕТАХ
— Еще один неожиданный результат исследования: у молодых оказалось меньше гаджетов, чем у взрослых. У первых в среднем 2,7 электронных устройства на человека, у вторых — 7. Как это объяснить?
— Молодые действительно не представляют свою жизнь без гаджетов. Но у них к ним чисто прагматическое отношение. А зачем больше? Функционально два устройства позволяют им делать все: это большой компьютер для работы и телефон. Производители электронных книжек с подростками обломались: они читают только в бумажном формате. Более того, они готовы переплачивать за бумажную книгу, мотивируя, что «100 рублей все равно не деньги». И у молодых по отношению к гаджетам нет идеи престижа. Они уже не общество потребления, во всяком случае многие из них.
МИФ №5: ФАНАТЫ СОЦСЕТЕЙ
Согласно распространенному мнению, классические дружеские отношения между людьми умирают. Собраться с мужиками в гараже или организовать девичник — все это в прошлом. «Молодое поколение предпочитают общаться в соцсетях!» — уверенно заявляют взрослые и снова… попадают пальцем в небо.
— Современные подростки и молодые люди вовсе не потеряли вкус к реальному общению, — утверждает Юлия Грязнова. — Потребность в этом высока. Они встречаются со своими друзьями как минимум раз в неделю. При этом мы исключаем здесь тех, с кем они учатся ежедневно. Социальные сети и мессенджеры молодежь использует рационально: они нужны, чтобы связываться с теми, кто далеко, либо когда необходимо быстро обменяться информацией.
— Чем вы объясните то, что наши казалось бы «незыблемые» представления о молодых оказались ложными?
— Потому что взрослые видят иное поведение, но пытаются его объяснить, исходя из собственной позиции. Это порочная практика. Вам любой антрополог скажет, что про чужое сообщество невозможно судить по себе. Именно так и рождаются мифы. Надо понять, в чем состоит внутренняя позиция. И мы, когда начинали это исследование, решили, что не будем делать выводы за детей, лучше спросим их самих.
— Дайте практический совет, что нужно делать, чтобы взрослым было легче найти общий язык с детьми?
— Что делает людей едиными? Общие знания и представления. Надо жить их жизнью. Поменьше пялиться в телик, который они не смотрят. Заинтересованно посмотреть вместе с ними фильмы, на которые они западают или выпуск новостей, ведущих блогеров. И если вы удержите себя от соблазна убедить ребенка, что это все полная фигня, то у вас образуется единое понятийное пространство, и вы начнете понимать, чем они живут.
Ярослав Коробатов
Источник: https://www.samara.kp.ru/daily/26759.7/3789107/