Наш городской кинотеатр
Вот что пишет Александр Чудаков в своем известном романе-идиллии «Ложится мгла на старые ступени»: «…Переулок выводил к Ленинской, бывшей Дворянской, к центру. На углу стоял городской кинотеатр имени Сакко и Ванцетти. Был еще железнодорожный — имени Клары Цеткин. Говорили: пойдем в Кларку, пойдем к Ссакам. Ссаки располагались в длинном приземистом здании, но внутри с высокими потолками — бывшем оптовом амбаре-складе купца Сапогова. Кинотеатр был знаменит тем, что из него трудно было выйти. Огромные двустворчатые двери в торце заколотили — там висел экран, выход сделали через узкую боковую дверь, раньше через нее входили-выходили грузчики и конторщики Сапогова. Рассчитанная на тридцать человек, она не могла быстро выпустить пятьсот. Народ давился, Антона раз сильно поприжали, мама перестала пускать его одного. Но шел замечательный фильм «Трактористы», все друзья говорили про Ваню Курского, распевали: «Здравствуй, милая моя, я тебя дождалси», Антон упрашивал пустить. Ходатаем выступил Василий Илларионович, заявивший, что не сходя с места сей секунд скажет Антону точно, когда скоро конец фильма.
— Но вы же, Вася, кажется, не смотрели этот фильм? — осторожно удивилась мама.
— А зачем смотреть? Как пойдут строем трактора и трактористы запоют что-нибудь хором, шапку в охапку — и на выход.
Антон вернулся невредимым. Но мама все же поинтересовалась:
— Шли строем трактора? Не шли? А как же ты? — мама еще раз обеспокоенно оглядела Антона.
— Не трактора, а танки. Тоже строем, во весь экран. Я сразу и догадался. И все песню пели: «Сверкая блеском стали, когда нас в бой пошлет товарищ Сталин».
В Ссаках же смотрели и «Тарзана», а по второму и третьему разу бегали в Кларку. Преподаватель английского Атист Крышевич, бывший дипломат, попавший в Чебачинск (Щучинск автор романа называет Чебачинском) после добровольного присоединения Латвии, еще до войны читал в лондонской «Таймс», что крик Тарзана в джунглях — это наложенные друг на друга записи воя гиены, криков бабуинов и птицы марабу. Атисту мы верили — после того, как он сказал, что «На Дерибасовской открылася пивная» поется на мотив популярного во всей Латинской Америке аргентинского танго «Эль чокло», которое он там везде слышал. Но дело было в том, что Борька Корма без помощи бабуинов воспроизводил этот крик со всеми его дикими руладами с абсолютной точностью. Потом Антон видел другие фильмы на этот сюжет. Старый ему нравился больше. То, что делают новые Тарзаны, овладевшие современным оружием, в боевиках делает любой Сталлоне. А в «Тарзане» с Вейсмюллером была прекрасная ностальгическая идея: сила и ловкость сына природы побеждают технику, слоны оказываются сильнее машин, а тот, кто разговаривает с животными на их языке, — непобедим.
Городской кинотеатр — он же клуб и городской театр — был известен еще историей с занавесом. Его подарила Чебачинску певица Куляш Байсеитова,вернувшись с прославившей ее первой декады казахского искусства в 36-м году в Москве (Антону очень нравилась еезнаменитая песня с припевом: «Га-ку, га-ку, га-га-га-га-га!», той самой, на которой всплыл и Джамбул.
Занавес был огромный, вишневого рытого бархата. И вдруг он пропал. Сапоговские пудовые замки на мощных пробоях железных дверей оказались целы: кто-то ухитрился снять и унести большой тяжелый занавес после спектакля Омского драматического театра, пока актеры разгримировывались в десяти метрах, за сценой.
Недели через две егерь Оглотков, мотаясь по Степи по своим егерским делам, заехал в цыганский табор, недавно раскинутый возлеобластного центра, в ста верстах от Чебачинска. Цыгане поразили Оглоткова роскошными бархатными шароварами бордового цвета, которые носили все мужчины табора; зрелище —умереть не встать. Табор был тот самый, что стоял недавно под Чебачинском, у Каменухи. Нарядили следствие, цыгане божились и целовали кресты, что купили материю у других цыган,которые теперь гуляют в Степи далеко-далеко. Фамилия у всех в таборе была одна: Безлюдских…».
Александр Чудаков родился в Щучинске в 1938 году. Наше поколение младше его на десять лет и наши детские впечатления несколько отличаются от тех, которые описаны в книге. Пока мы подрастали, кинотеатр был подвергнут некоторому ремонту.Для удобства выхода зрителей была прорублена вторая дверь.Экран был перевешен на противоположную сторону. На месте больших двухстворчатых торцовых дверей была пристроена кинобудка для аппаратуры и работы киномеханика. Зрительный зал был разделен двумя продольными и двумя поперечными проходами между зрительскими местами. В одном ряду было около двадцати мест, а рядов было более двадцати. Вместимость зала составляла более четырёхсот мест. В зрительном зале всегда была своя иерархия посадки зрителей. На передних и средних рядах располагались добропорядочные зрители, а на последних рядах те, которых к таковым отнести было сложно. Самый последний ряд был сплошным и там, обычно располагались зрители, которые создавали, мягко говоря, своеобразную провинциальную атмосферу. Например, когда неожиданно рвалась киноплёнка, из задних рядов раздавались возмущенные возгласы: «Сапожники…!!!» или фразы еще покруче. Иной раз на задних рядах курили, распивали спиртные напитки. Никто не делал им замечания по известным причинам. Качественный состав этой публики не позволял этого делать без определённых последствий. В основном эти задние ряды заполнялись любителями подурачиться. Особенно ярко это проявлялось на дневных сеансах, где основной состав зрителей состоял из детей и подростков. На вечерних сеансах эти ряды также заполняли молодые люди с определенными наклонностями. Но были и те, кто использовал это время для поцелуев и обнимашек, так как на улице было холодно, особенно в зимние холодные вечера. Однако, во время взрослых сеансов такое поведение часто пресекалось. Как рассказывал нам наш любимый учитель физкультуры Юрий Кузьмич Хомулло, такое беспардонное поведение молодых людей однажды было пресечено им в решительной форме. Взяв хулиганов за ворот, он вывел их из зала, вытолкнув их через боковую дверь на улицу. Его старшие ученики, зная, что последствия могут быть плачевными, быстро организовались и гурьбой сопроводили своего учителя и его супругу Эльвиру Константиновну до самого их дома. Благо они жили недалеко. Так что, кинотеатр был своеобразным местным «пяточком», где с утра до вечера тусовалась местная молодежь. Рашит Миниханов и Николай Бойко вспоминают об одном случае, когда в полной тишине зала, в самый неподходящий момент, раздался громкий звук катящейся по наклонной плоскости пола пустой бутылки из-под вина. Естественно, такая неожиданность вызвала в зале смех.
Там, где раньше была кинобудка, расположился кабинет директора кинотеатра, дверь из которой выходила в кассовый зал. Во время премьеры нового фильма зал был полон. И очередь за билетами выходила на улицу. Две кассы работали в полную нагрузку. В левой кассе продавали билеты на более поздние сеансы, а в правой на ближайший сеанс. Мне не припоминается, чтобы сеансы отменяли из-за отсутствия зрителя. Вход в кинозал проходил через небольшой зал ожиданий. На стенах этого зала всегда висели фотографии известных актеров советского кино и другая интересная информация. Это было особое место. Здесь можно было тихо пообщаться, ознакомиться с новинками кино и просто окунуться в мир киноискусства. Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств важнейшим является кино» висела на правой стене зрительного зала и каждый знал её наизусть.В северо-восточной части зала ожидания располагалась небольшая художественная мастерская. Запомнилась художник-оформитель кинотеатра: высокая, аристократической внешности женщина. Кто она, как её имя, к сожалению, не помню. Афиши в её исполнении были маленькими шедеврами кинорекламного искусства. Она рисовала фрагменты сцен из фильмов, которые включали портреты актеров. Меня посей день мучает вопрос: почему такой талантливый человек не пошел дальше в своем творчестве? Мне кажется, что она также работала художником-оформителем и в Доме культуры. Позже художниками кинотеатра работали также наши близкие друзья:Любовь Шелепова, Рашит Миниханов, Сейсен Баймагамбетов.И не случайно. Оба потом окончили высшие учебные заведения. Рашит стал дизайнером, а Сейсен учителем черчения и рисования. Вспоминая то время, Рашит Миниханов констатирует, что художник-оформитель была довольно популярная профессия. Почти накаждом заводе и предприятии был свой художник-оформитель. Многие были очень популярны и их творческие работы часто печатались на страницах газеты «Луч». К таким художникам можно отнести Валентина Пролубникова, его сына Владимира.Оформительской деятельностью занимался и известный художник Гариф Сулейманов. Сегодня необходимость в них отпала из-за широкого использования компьютерных технологий.
Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!В 1970 году, в бытность директора И.Т.Лозенко, были прорублены две входные двери с противоположной выходу продольной стены. Вместо маленького зала ожидания была пристроена просторная галерея, где работал буфет. Зимой 1971 года в городе негде стало проводить танцевальные вечера для молодежи. Почему-то в Доме культуры они не проводились. Видимо, был ремонт. Предприимчивый Иван Трофимович Лозенкопредложил нам организовать платные танцы. Хорошей музыкальной аппаратуры у нас не было. Киномеханик Александр Деменко предложил использовать «кинаповские»усилитель и колонки, те, что обычно использовались для демонстраций кинофильмов. Электрические гитары нам изготовил Рашит Миниханов. Наша музыкальная группа состояла из трёх человек. На ударных инструментах играли Александр Капаев и Абай Кожахметов, на солирующей и аккомпанирующей гитарах пришлось попеременно играть мне, Рашиту и Мурату Крыкбесову, Владимиру Глазебному. Билеты продавались по 30 копеек. На танцы иногда собиралось до ста человек.
В разные годы директорами кинотеатра были: Сергиенко Григорий Порфирьевич, Лозенко Иван Трофимович, Халепа Любовь Васильевна,Ибраев ШамшиденЖаканович и другие. Сергиенко Г.П. работал директором с 1958 по 1963 годы. Затем он возглавлял киносеть. При нём были построены два типовых кинотеатра. Кинотеатры «Рассвет» по улице Морозова и «Восток» в поселке Боровое.
Самыми важными людьми для нас были кассиры и контролеры.На всю жизнь запомнилась мне Рыбинцева Евгения Александровна. Мы звали её тетей Женей. Добрая и внимательная она вызывала к себе глубокое уважение. Многих из нас она знала по именам и фамилиям. Также тепло вспоминаются:тетя Поля (к сожалению, фамилию не помню), Зенченко Лидия Ивановна, Лащ Татьяна, Тлустова Лидия, Матрёна Ивановна (фамилию не помню), Зенченко Лидия Ивановна, Львова Вера Ивановна и другие. Методистом была Севостьянова Света. Администраторами работали Антонова Алевтина, Грибова Тамара.Киномеханиками были Макарова Раиса Платоновна (которая впоследствии возглавляла коллектив кинотеатра «Рассвет»), Николай Тютюев, Александр Деменко,Александр Дубровин.
(К сожалению, имена многих работников стерлись из памяти. Надеюсь, наши читатели откликнутся на этот рассказ и напишут нам о своих интересных историях илюдях, судьба которых была связана с нашим кинотеатром. Мы обязательно будем публиковать ваши отзывы на странице нашей газеты. Ниже мы дадим ссылку.)
Киносеансы на день были расписаны следующим образом: 10-20, 11-30 – утренние сеансы; 14-00, 16-00 – дневные сеансы;18-00, 20-00, 21-40 – вечерние сеансы. Интересно вспомнить стоимость билетов. На детские сеансы стоимость билета составляла 10 копеек, на вечерние сеансы, в зависимости от ряда: 20, 30, 45 копеек. Представьте себе, в каком напряженном режиме работал коллектив кинотеатра.
Так как кинотеатр был и клубом, здесь часто организовывались различные представления. Например, хорошо помню спектакли детского кукольного театра из Кокчетава, выступление детского хора из Свердловска. После их выступления у меня появилась любовь к пионерским песням, автором которых был известный педагог-композитор Д. Кабалевский и многое другое. Наша музыкальная культура в основном формировалась под влиянием музыки для кино, написанными такими гениальными композиторами как Исаак Дунаевский, Александр Зацепин.
О встречах с актёрами кино заслуживают внимания воспоминания Нины Глазебной (Сергиенко), дочери директора киносети Г.Сергиенко: «В Щучинск приезжали известные на всю страну актеры кино.Например, Николай Крючков, которому я, одиннадцатилетняя девочка,вручила цветы,угостил меня и мою двоюродную сестру Свету, шоколадными конфетами «Мишка на Севере» и «Красная шапочка». Приезд,обычно, известных актеров кино встречалиочень гостеприимно. Для города это было большим культурным событием. Приезд Надежды Румянцевой остался у меня в памяти особенно ярко. Папа пригласил маму и меня на встречу с ней. Но так как более ранняя встреча проходила в Доме культуры, и все билеты были раскуплены заранее, на семейном совете было решено, чтоя вместе с мамой, учительницей начальных классов (Еленой Николаевной Сергиенко), поедем на встречу в кинотеатр «Рассвет». Мы договорились, что будем ждать окончания встречи на первом этаже ДК, у гардероба, а затем папа заберёт нас с собой в автомобиль «Волга», где должна ехать Н.Румянцева. Такая перспектива и привилегия переполняла нас гордостью. Дождавшись окончания, мы увидели следующую картину:папа спускался по ступеням, нежно поддерживая известную актрису под руку, сопроводив её до двери автомобиля.Однако, к удивлению и возмущению жены и дочери, он даже не обратил на нас внимания, пройдя мимо. Его мужское внимание было полностью поглощено объектом зрительского обожания. Усадив её в «Волгу», он уехал, а жена и дочь остались без ожидаемого внимания и транспорта. Хорошо, что рядом оказался водитель папиной служебной машины, с которым мы отправились вслед за ним. Серьёзный разговор с забывчивым главой семьи состоялся дома. А вот приезд Нонны Мордюковой был совсем иным. Нина и её мама ехали с ней уже в одном автомобиле до посёлка Боровое, где проводилась встреча. Видимо воспитательное воздействие профессионального педагога произвели действенный воспитательный эффект.Также запомнились встречи с Натальей Фатеевой, героями известного советского блокбастера «Неуловимые мстители» и многими другими знаменитыми люди советского киноискусства».
На приведенном фотоснимке запечатлён момент, где Надежда Румянцева пишет свои пожелания зрителям. На нём также изображены директора Дома культуры Никитина (имени и отчества не помню) и директор Киносети Сергиенко Г.П..
Незабываемые впечатления для меня оставили ежегодные весенние фильмы к ленинским дням. Содержание я помню смутно, но прекрасная фортепианная музыка Л.Бетховена «Лунная соната» и «Аппассионата», в контексте архитектуры Ленинграда и санатория в Горках, оставили любовь к классической музыке на всю жизнь. Да, наш кинотеатр играл незаменимую роль в формировании наших нравственно-эстетических вкусов. Помню, в середине шестидесятых годов на экран вышел фильм «Большая игра» о детском футболе с участием ещё юного Николая Бурляева. Его удар по футбольному мячу в прыжке через себя стал для нас образцом технического шедевра.В те годы очень популярными были детские футбольные соревнования на приз клуба «Кожаный мяч».Каждое лето на нашем городском стадионе происходили футбольные баталии среди детских дворовых и уличных команд. С благодарностью вспоминаются наши тренеры: В.Талдонов, А.Калмыков, В.Браташов.Нашими кумирами были футболисты старшего поколения: В.Иванов, В.Тарабрин, И.Кравец, Н.Плясунов, В.Церницов, В.Хомяков, Дедкови другие. Но кумиром среди наших сверстников был Вячеслав Мильченко, переехавший с семьёй к нам из Харькова. Он нисколько не уступал в технике главному герою фильма. Так что фильм «Большая игра» стал для нас идеалом-мотиватором на долгие годы. Я думаю, эту тему могут развить мои друзья-футболисты Сергей Данилов и Сергей Иванов (Дёдя) и те, кто бы желал поделиться воспоминаниями об этом на страницах наших газет.
Мой младший брат Мурат учился в первую смену и посещал кинотеатр чуть раньше, чем я. Естественно, он не мог сдержать свои яркие впечатления от увиденных фильмов и часто рассказывал мне их содержание. Это были богатые красочными образами картины, нарисованные моим воображением на основе устного изложения событий фильма. Сейчас я думаю, что в нём пропал хороший рассказчик и, возможно, писатель. После просмотра фильмов я заметил, что впечатления от рассказанных фильмов гораздо ярче и прекраснее, чем от непосредственного восприятия фильма. Наверное, этот феномен заключается в том, что наше подсознание «выдает на гора» более богатые зрительные образы, чем те, которые обычно ограничены техническими возможностями тогдашней киноиндустрии. Это сегодня Голливуд создаёт такие спецэффекты, которые недоступны нашему воображению. Второй феномен, который меня всегда огорчал,заключался в эффекте отрезвления, после возвращения в наличную реальность. Представьте себе картину нашего серого, бедного на краски городка, которая открывалась нашим восторженным взорам, после пребывания в мире другой реальности. Особенно остро это ощущалось после советских и зарубежных цветных фильмов, где зритель в течение полутора часов находился в эйфории от красоты актёров, интерьеров, улиц, зданий и, конечно, прекрасных пейзажей. Многие такие образы у меня остались на всю жизнь. Наверное, поэтому кино было для нас своеобразным наркотиком. Часто первая детская любовь возникала к киногероям. Наверное, каждый из нас пережил такую безответную кинолюбовь.
Я уже писал о роли нашего друга Владимира Рыжкова в нашем культурном росте в предыдущей статье «Женя, ты наш лучший друг» (№23 от 16.07.2020 г.). Он первым стал выписывать популярный журнал «Советский экран» и спортивную газету «Футбол». Наверное, в те 60-е годы для нас, подростков, это было необычным делом. Вслед за Володей эти печатные издания стали выписывать все ребята из нашей команды. Чтение и обсуждение стало обычным делом. Вместе с тем, мы даже не представляли себе роль, которую сыграют в наших дальнейших судьбах эти вещи. Просто, внимательно читая статьи, мы наполнялись атмосферой и духом той советской культуры и невольно приобретали навыки литературного языка. Как-то раз, неоднократно просмотрев фильм «Три плюс два», Вовка заявил, что он станет журналистом. Под впечатлением этого фильма мы также решили устроить отдых на противоположном берегу нашего озера, прожив в палатках несколько дней. У нас, в отличие от фильма, были только ребята, но девчата тоже отдыхали недалеко от нас, но близких знакомств почему-то не состоялось. Мы сами готовили себе еду, мыли в песке посуду. Вечерами ходили на танцы в Щучинский санаторий. На память об этом, мы также как в фильме, закопали бутылку в песок, рядом с небольшой каменной сопкой на берегу озера. В записке указали, что здесь в июле 1966 года отдыхали: С.Губарьков, В.Хохлов, В.Рыжков, А.Кожахметов, С.Иванов, М.Крыкбесов, Е.Клименко и автор настоящей статьи.
Сегодня, оглядываясь назад, мы понимаем, что детство и юность – лучшее время для поиска своего истинного предназначения. Каждый из нас выбрал ту профессию, которая была подсказана нашими увлечениями и, конечно, определённую роль здесь сыграло кино. Например, В.Рыжков стал известным журналистом. Шутка ли, быть собственным корреспондентом газет «Комсомольская правда», а затем«Правда», органа ЦК КПСС. В последнее время он занимается писательской деятельностью и одна из последних его повестей называется «Кинщик». Вот, что пишет об этом наш друг детства В.Землякова: «…Автор увлекательно и доступно излагает материал. Все темы повести очень актуальны. Одна из них — выбор жизненного пути. Деревенский мальчишка Федор Бруснецов живет обычной сельской жизнью. Из развлечений в селе только кино по вечерам. Ему очень повезло, т.к. киномеханик Лидия Ивановна Разумова пригласила Федора стать ее помощником, доверила ему перекручивать многометровые бобины. Тогда и представить было невозможно, что это предложение изменит всю его судьбу.После окончания школы Федор без колебаний принял решение поступать на сценарный факультет ВГИКа. И поступил с первого раза.Студенческие годы были интересными и содержательными. В стенах ВГИКа Федор познакомился не только с будущими звездами кино, но и с очень известными в мире искусства людьми – писателями, актерами, сценаристами, поэтами.Все когда-то заканчивается, и вот уже Федор Бруснецов – выпускник. Осталось выбрать тему сценария будущего фильма. Процесс выбора темы дипломной работы шел очень трудно, проблема казалась неразрешимой. Наконец решение принято – это будет гражданская война. Интересовал его Лавр Корнилов. Но прямо заявить об этом было нельзя. Желая узнать мнение корифеев кино, Федор делится своими планами с Гребневым А.Б. с Шукшиным В.М..Но ответ их был один, что решать надо ему самому. «Не сломаешься, может быть, и получится…».
Видимо, поэтому многие из нас проявляют нарастающий интерес к публицистике. Например, хорошо излагают свои мысли на страницах газет наши друзья детства Сергей Губарьков, Сергей Данилов, Сергей Иванов (Дёдя). А Аскар Хасенов, заслуженный строитель РК, кандидат технических наук, автор многих статей и книги «Строить значит созидать», Валентина Землякова, является культурным обозревателем «Стабильной газеты», автор многих статей о современном изобразительном искусстве.
Народный артист СССР Николай Бурляев об этом времени говорит, что как бы парадоксально это ни выглядело, в атеистическое время кино вело нас к Богу. Сегодня же, в атеистическое время, современное кино уводит нас от Бога. Интересная мысль, требующая осмысления.
Хотел бы большую благодарность Р.Макаровой, Н.Глазебной, Л.Пономарёвой, В.Львовой за помощь, оказанную мне, при написании статьи. Рекомендую также ознакомиться со статьёй Г.Красько «Кино – моя дорога всей жизни», опубликованную в газете «Луч» 11 сентября 2008 года.
Рассказывать о нашем любимом кинотеатре можно бесконечно. Надеюсь, для тех, кто когда-то жил и тех, кто по-прежнему продолжает жить в нашем городе, этот материал вызовет определённый ностальгический интерес. Пожалуйста, пишите нам свои отзывы.
Желающих, принять участие в обсуждении наших публикаций, просим писать или отправлять голосовые сообщения на телефон: 8-701-509-3533WhatsApp, или e-mail: yussuf49@mail.ru Мы обязательно будем помещать ваши отзывы на страницах нашей газеты. Редакционный совет принял решение открыть рубрику «Отзывы наших читателей». Активные читатели будут поощрены соответствующим сертификатом и призами.