О некоторых качествах, которые надо учесть

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 850 Юсуф Крыкбесов

Когда дети быстро развиваются.

Если принцип природосообразности предполагает опору на природу развития детей, то следующий принцип раскрывает сущность обучающих игр. Сущность любой игры заключается в исполнении определённых ролей. Назовём этот принцип «Принципом ролевого участия».

Всем известно выражение, что жизнь – это театр, а мы в нём актёры. Дети в два или три года ещё не могут, в силу возраста, овладеть большим набором социальных ролей. В основном такие роли являются отражением родительских ролей. Дети наблюдают за родителями и перенимают у них эти роли на подсознательном уровне. Но при первой возможности они пытаются их повторить в своих детских играх со сверстниками. Одновременно, к этому механизму подключается генетически обусловленная способность детей к актуализации глубоко спрятанных в подсознании памяти о прошлых жизненных впечатлениях. Поэтому, чем младше ребёнок, тем легче актуализировать старые жизненные впечатления. Их умы ещё не перегружены социально-психическими новообразованиями.

Расстояние между прошлым жизненным опытом и настоящим временем ещё очень короткое. Помню, внук моего учителя Бориса Анатольевича – Денис, когда ему было три года, постоянно рассказывал бабушке и дедушке о своей прошлой жизни на другой планете, которую он называл «Пятой от Земли». Притом, эти воспоминания носили перманентный характер с повторяющимися жизненными сценариями. С возрастом эти воспоминания стерлись, в результате наложения на сознание новых впечатлений, которыми так богата наличная реальность. Таких примеров можно привести множество. Достаточно вспомнить книги «Жизнь после смерти» и «Жизнь после жизни» (Гуревич, Моуди). Детское подсознание в раннем возрасте буквально нагромождено такими впечатлениями. Задача чуткого педагога воспользоваться этим складом впечатлений, не задумываясь об их достоверности. Природа мудрее нас!

Возникает справедливый вопрос: Почему у А.Ривина дети, которые не подавали особых надежд, вдруг стали проявлять свои таланты буквально как из рога изобилия. Откуда такая способность? Таких же результатов добивались В.Шаталов, Ш.Амонашвили и другие педагоги-новаторы современности.

Секрет прост. Все детские таланты ждали своего часа, но из-за неправильной педагогики, направленной на приобретение знаний, умений и навыков, не проявились. Такая педагогика не учитывает скрытых потенциальных возможностей. Эти способности остаются нераскрывшимися и остаются как возможность. Это большая драма современного образования. Как могут такие возможности проявиться, если основной упор современного образования ориентирован на такое психическое качество как память и логические умозаключения.

В древних ведических текстах говорится, что существует только три метода познания мира. Первый метод на санскрите называется пратьякшей (то, что перед глазами). Этот метод основан на работе органов чувств и ума. Наша способность воспринимать материальный мир зависит от пяти чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса). Однако, они обладают существенными недостатками. Например, зрение, слух и другие чувства несовершенны, и имеют предел своих возможностей. На них нельзя полагаться, когда дело касается восприятия микро и макромира. Требуются искусственные устройства, такие как микроскоп, телескоп и другие механизмы. Слух не может уловить тонкие вибрации, которые издают животные и растения. Из этого следует, что мир мы воспринимаем фрагментарно, только небольшую её часть, а остальное остаётся за пределами досягаемости наших чувств.

Отсюда древние источники доказали, что наши органы чувств имеют четыре недостатка: они несовершенны, а значит обманчивы, допускают ошибки, заставляют нас постоянно впадать в иллюзию (веру в то, чего на самом деле не существует). А если быть более точными, мир, воспринимаемый нашими чувствами, составит менее одной сотой процента реальности. Также обстоит дело и со вторым методом познания, мира на санскрите он называется анумана (следуем за умом). То есть, познание мира в этом методе основано на логических выводах нашего ума. Однако, эти выводы основаны на данных наших несовершенных чувств. Следовательно, логические выводы естественно наделены теми же недостатками. Вся эмпирическая наука основана на этих двух методах. Поэтому данные этих наук постоянно пересматриваются и меняются. К примеру, открытия квантовой физики произвели научную революцию в сознании современных физиков. Это касается и социальных наук. Например, научный переворот произвели открытия философия и психология К.Г.Юнга, Станислава Грофа.

Почему данные современной науки подвержены такому пересмотру? Да потому что они основаны на эмпирических данных наших органов восприятия. Тогда мы с уверенностью можем заявить о том, что верить в данные науки не совсем разумно. Всё течёт и изменяется, говорил Гераклит Эфесский. Тогда можно допустить самую крамольную мысль: «Всё, чему мы учим наших детей, в скором времени будет пересмотрено». Жизнь будет вносить в них постоянные изменения и дополнения. То, чему их обучали в школе, по большей части, не пригодится им в жизни.

А зачем тогда нашим детям такая зыбкая система знаний. А не лучше ли детей обучать навыками приспособления ко всему новому, постоянно изменяющемуся. Чтобы они могли быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям жизни. Поэтому дальновидные политики и экономисты говорят, что будущее за теми странами, которые подготовят поколение людей, которые будут обладать такими качествами как полиязычность (прежде всего хорошее знание английского языка). Ограниченность локальными языками будет только тормозить их востребованность в современном мире.

Например, для Казахстана, учитывая геополитические условия, важно подготовить поколение молодых людей, которые должны прекрасно владеть английским, русским и китайским языками (о государственном языке я уже писал в статье «После шести уже поздно!») Иначе, они будут изгоями даже в своей стране. Всем известно, что полиязычная Индия в свое время предусмотрительно, в качестве государственного языка, избрала английский язык. Сегодня Индия быстро становится одной самых динамичных экономик мира. Этому процессу способствовало знание английского языка, которое позволяет молодым людям свободно выходит на мировое информационное пространство.

Кстати, учитывая высокий уровень духовной культуры, специалисты из Индии отличаются особыми этическими качествами и поэтому очень востребованы на Западе. А учитывая, что мир ожидают большие климатические изменения, считаю огромная территория нашей страны в скором будущем будет заселена людьми, которые будут вынуждены искать новых мест проживания. Есть даже предположения о том, что международный капитал постепенно переместится в сторону Казахстана. Вторым качеством, которым должны обладать люди завтрашнего дня – это владение IT-технологиями и высоким уровнем IQ (Коэффициент интеллекта).

Конечно, высокий уровень интеллекта вовсе не означает хорошую логику. Скорее, это высокая социально-эмоциональная адаптивность. Поэтому, социальная адаптивность гораздо важнее, чем логика. Формальная логика оперирует такими научными категориями как понятия, суждения и умозаключения. Все эти категории являются продуктами умственных концепций и обладают теми же недостатками пратьякши и ануманы. Отсюда напрашивается логический вывод: если логика может допускать ошибки, то важнее наличие более важных социальных качеств, чем IQ. Главное – это способность легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Следующим востребованным качеством сегодня является высокий уровень креативности (творческий потенциал). Способность создавать что-то новое на основе богатого воображения, очень редкое качество. Но если педагоги дошкольного обучения и родители поймут, что гораздо важнее для ребёнка получить творческие навыки, чем наполнить голову ненужной информацией, то наши дети могут стать более счастливыми и приспособленными к жизни. Начинать творчество надо с приобщения детей к музыке, танцам, декоративно-прикладной и литературно-поэтической деятельности, пластическо-изобразительному творчеству и т.п.

Однако, на наш взгляд, самым важным качеством является морально-психологическая устойчивость. Когда-то известный философ-мистик Раджниш Ошо говорил, что стать «императором» своего внутреннего мира – это дорога к реальной свободе и счастью. И это действительно так. Искусство владения своими чувствами, мыслями и эмоциями сделает человека неуязвимым к стрессам и невзгодам жизни. Так как, освободившись от двойственности ума, человек находит успокоение и удовлетворения в самом себе. Источником его радости становится его внутреннее осознавание своей причастности к Вселенскому Разуму. Это очень важная тема и будем её рассматривать позже.

Продолжая мысль о принципе ролевого участия, хотел бы сказать, что все перечисленные качества можно в какой-то мере сформировать во время детских игр в раннем детском возрасте. Например, о полиязычности я уже писал в статье об изучении языков. Языки надо изучать ещё в утробном состоянии.

Для IT-технологий никаких особых усилий педагогам прилагать не надо. Всё происходит естественным образом. Обратите внимание, как быстро дети овладевают навыками компьютерных игр и возможностями современных смартфонов. Вместе с тем, задача педагога состоит в том, чтобы направить эти интересы в нужное педагогическое русло.

О значении IQ много пишется. Сегодня под IQ учёные стали понимать не логику, а социально-эмоциональную разумность. Разумность – это то, что гораздо важнее умственного развития. В древних источниках сказано, что ум человека постоянно принимает то, что приятно для чувств, а отвергает то, что неприятно им. В этом и заключается слабость ума. А разум, в отличие от ума, принимает то, что полезно человеку, отвергает то, что вредно человеку. Налицо принципиальное различие разума от ума. Задача педагогов в этом случае состоит в том, чтобы в детских играх первичными смысловыми единицами стали разумность, особенно при альтернативных ситуациях.

О социально–психологической устойчивости мы поговорим в следующей статье.

Продолжение следует…