Педагог XXI века — друг и помощник
Современный учитель не только идет в ногу с развитием технологий, но и умеет поддержать ребенка в сложной ситуации. Учитель теории и истории музыки Детской школы искусств г. Щучинск, педагог дополнительного образования Евгения Бахмат стала победительницей областного заочного конкурса «Лучший педагог дополнительного образования» — 2021, завоевав Гран-при. Педагог рассказала об участии в конкурсе, своём проекте и дальнейших планах.
— Как в этом году проходил конкурс «Лучший педагог дополнительного образования»? Из каких этапов он состоял?
— Конкурс в этом году проходил в дистанционном формате. Состоял из 3-х этапов: самопрезентация «Моё профессиональное кредо», защита образовательной программы и написание эссе на тему «Мой взгляд на развитие личности школьников средствами дополнительного образования». Для визитной карточки я подготовила видео, в котором рассказала о своей деятельности, работе с детьми, увлечениях и хобби. Также обязательным условием было — оформление портфолио. В конкурсе приняло участие 15 педагогов со всей области.
— Кто Вам помогал в подготовке к конкурсу?
— У меня была отличная команда, с которой я работала. Меня очень поддержал коллектив на работе, особенно директор ДШИ — Меркин Нурхан Кенесбаевич, завуч — Балгужина Мария Карангуровна. Со мной в команде были прекрасные и творческие люди: видеооператор, звукорежиссер. Когда я писала образовательную программу я консультировалась с опытными педагогами школы искусств и города.
Я первый раз участвовала в конкурсе такого масштаба. Вообще я не привыкла принимать участие в конкурсах, чаще всего я готовлю детей к ним. Это был интересный и увлекательный опыт. Меня очень поддержал коллектив на работе. Все были рады победе.
— Как Вы считаете, что помогло Вам выиграть в конкурсе?
— Конечно, мне очень хотелось выиграть, потому что во всю эту работу было вложено очень много сил и труда. Я не сидела и не ждала результатов конкурса, а продолжала работать и делать то, что я умею. Помогли выиграть хорошая команда, проделанная педагогическая работа, а также опыт.
— Расскажите подробнее о Вашей образовательной программе. Чем она интересна и уникальна?
— Написание образовательной программы тесно связано с моей педагогической деятельностью. Мой стаж работы почти 10 лет. Все это время я искала и шла к созданию своей образовательной программы. Я старалась и делала наработки, изучала работы других авторов, многое меняла и выискивала оптимальный, удобный для учащихся и себя учебный материал. Моя программа является итогом проделанной работы за всю свою педагогическую деятельность. Вообще предмет теории и истории музыки очень специфический. В своей образовательной программе я уделила больше внимания и времени практике, чем теории.
— Сегодня в школах активно внедряют новые технологии, используют разные интернет-ресурсы. Это помогает в работе учителя музыкальной школы или, наоборот, делает ее сложнее?
— Сейчас очень актуальным является онлайн-формат преподавания — видеоуроки. Я записываю небольшие 10-. 15-минутные ролики с теорией, с правилами и музыкальной грамотой. Эти видеоуроки находятся на YouTube в открытом доступе для учащихся как нашей Детской школы искусств, так и для других детей, у которых есть желание изучать теорию и историю музыки. Ребята в любой момент могут посмотреть видеоурок и повторить. ставки на дартс Тем самым на занятиях больше времени уделяется практике. Использование новых технологий помогает мне в работе, и в тоже время делает ее сложнее.
— Главным вызовом прошлого и этого учебного года для учителей стал переход на дистанционное обучение. Тяжело было привыкнуть к новому формату? Как это сказалось на преподавании Вашего предмета?
— Мне был интересен этот опыт. Я работала с удовольствием, а для детей поначалу такая работа была проблематична. Скорее не сами уроки, а самоорганизация. Ведь для того, чтобы зайти на сайт и посмотреть видеоурок нужно организовать себя, настроится на работу и изучить материал. Сейчас уже такой формат обучения вошел в привычку и для моих учеников это не составляет труда.
— Повезло гениям, а как быть обычному ребенку с сольфеджио? Многие боятся этот предмет до оцепенения. Что нужно, чтобы ученик смело шел на урок?
— Ребенок должен понимать, что сольфеджио совмещает в себе теорию и практику. Что кается теории — по ней нужно знать правила и отвечать на уроке, также, как и по любому школьному предмету математике или физике. Знаешь формулу — выполняешь задание. Что касается практики здесь нужно терпение учащихся, потому что не у всех есть хорошие данные. Большую роль играет терпение и поддержка педагога, потому что дети обучаемы, как правило все. Занятия музыкой не могут быть безрезультатными. Другой вопрос, через какое время удастся добиться результатов: год, два или даже три. Учащегося нужно постоянно поддерживать. Если не получилось первый раз, получится второй. Есть дети, у которых хорошее чувство ритма, но очень плохая интонация и некоторые из них добиваются результата только через несколько лет. С такими детками мы много работаем и занимаемся. Важным моментом является поддержка родителей, ни в коем случае не критика. Нужно верить в своего ребенка, следить за его учебой. Хороших результатов достигают те дети, у которых родители находятся в тандеме: педагог-учащийся-родитель.
— Как отвлечь современного ребенка от гаджетов, Интернета и заинтересовать музыкой и своим предметом?
— Если педагог увлечен и заинтересован сам, то и дети будут на уроке слушать и узнавать что-то новое, искать дополнительную информацию. Очень повезет если у педагога хватит энтузиазма, сил и времени, чтобы найти возможность заинтересовать детей еще и вне уроков. Чем старше становятся дети, тем сложнее их отвлекать от гаджетов. На уроках 1-2 классы более увлеченные и активные. Для многих детей посещать музыкальную школу входит в привычку. Они спешат на уроки, хотят увидеть своих друзей и пообщаться. Огромным плюсом музыкальной школы для детей является участие в концертах. Концерты — это постоянные репетиции, подбор костюмов, выезды в другие районы и города. Для многих детей — это восторг, радость и увлечение.
— Каким должен быть учитель, чтобы стать образцом в своей профессии?
— На сегодняшний день я поменяла свой взгляд на то, каким должен быть современный педагог. Образ учителя, который я представляла в начале своей работы очень изменился. Современный педагог должен быть увлечен своей деятельностью, он должен быть на одной волне с тем поколением, которое он обучает. Это очень сложно, потому что все время нужно что-то изучать, двигаться вперед, понимать то, о чем говорят дети и может быть даже чему-то у них учиться. Педагогу нужно быть легким, не давить на детей своим авторитетом или какими-то своими заслугами. Современное поколение детей можно увлечь только, если педагог сам интересен. Они должны видеть искренность, заинтересованность, увлеченность, профессионализм, чувство юмора педагогу тоже не помешает.
— Есть ли суперспособность у Евгении Андреевны?
— Да (смеется), мне кажется, что я могу заряжать людей положительной энергией. Секрет простой: нужно оставаться позитивным, чтобы не произошло. Да, плохое случается, но я могу переключиться на свою работу и заниматься любимым делом. Мне очень нравится работать с детьми. Многие у меня спрашивают и даже советуют пойти работать дальше со студентами в высшие учебные заведения или работать со взрослыми людьми. Но я люблю работать именно с детьми, но еще больше с маленькими. Они очень искренние, непосредственные и добрые, что думают то, и говорят.
— Каким Вы видите будущее музыкальной школы, в которой работаете?
— Всем педагогам придется подстраиваться под новое будущее, вернее новое настоящее. Мы живем в эпоху, которая не похожа ни на одну другую. И будущее есть только у тех, кто сможет быстро переключится и сумеет вписаться в это новое время. Педагог должен уметь быстро реагировать, обучаться, придумывать что-то новое и интересное, не забывая о педагогическом опыте прошлых лет. Должна быть новизна, желание и стремление к лучшему и большему. Педагог должен уметь чувствовать себя свободно без рамок и границ, тогда у него есть будущее.
— К чему Вас обязует эта победа и новый статус?
— Я продолжаю свою работу в том же режиме каждый день. Просто конкурс и победа в нем — это оценка моей проделанной работы. И теперь после конкурса «Лучший педагог дополнительного образования», после определенных итогов нужно продолжать работу и создавать новые проекты. Думаю, что в будущем буду принимать участие в подобных конкурсах. Они держат педагога в тонусе — способствуют развитию и совершенствованию в своей деятельности, а это главное. Для меня важно быть не зрителем, а участником, потому что это дает силы, эмоции и стимул. Педагогический успех для меня — успех моих учащихся.