Подходит ли хоумскулинг вашему ребенку?

Cтатьи, Психология и саморазвитие 1 264

Я смотрю на школу с позиции «зачем», которая сильно противоречит привычной позиции «все всегда так делают». Поэтому для своих детей я выбрала хоумскулинг —альтернативное обучение дома. Но это моя семья, мои решения, и ответственность за последствия тоже на мне. У вас же может быть совершенно иная ситуация.

Поэтому, если школьное образование по какой-то причине вас не устраивает, и вы начали задумываться о переводе своего ребенка на домашнее обучение, не принимайте поспешных решений. Для начала оцените, насколько ваше чадо психологически готово к хоумскулингу. Ведь для осознанного выбора нужны максимум информации и время на обдумывание и взвешивание всех за и против.

Кому подходит хоумскулинг?

Прежде чем принимать решение, оставить ребенка обучаться в семье или отдать его в школу, необходимо понять, как тот и другой варианты на него повлияют. Поэтому для начала определим, к какому типу учеников он относится.

Оценивая собственное чадо, будьте честны и объективны. Его тип будете знать только вы. И это условное оценивание вам нужно только для того, чтобы определить результативность конкретной формы обучения, будь то школа или хоумскулинг.

Условно каждого из детей можно причислить к одному из трех типов.

Тип № 1 — «удобный умный ребенок»
Он учится легко и с удовольствием, получает отличные оценки. Ему не нужны ежедневный контроль и внимание. Это скорее будет его тяготить, сдерживая тягу к изучению нового. Он много читает, быстро схватывает новое и не нуждается в понукании.

Рекомендации. Если ваши сын или дочь принадлежат к данному типу — не сомневайтесь, они справятся с любой формой обучения. Школа со всеми ее недостатками не отобьет у них желание учиться и не сделает мышление стандартным.

С другой стороны, домашнее обучение раскроет их потенциал полнее, хотя бы в силу индивидуального подхода.

Тип № 2 — «умный, но ленивый»
Здесь возможны варианты. Причины у лени могут быть разными. Например, ребенок занят спортом. Это занятие его так увлекает, что он экономит силы на выполнении домашних заданий.

Бывает, что причина лени — личное отношение. Предположим, ваш сын считает, что математика ему пригодится в жизни, а литература и история — нет, поэтому саботирует их. Так сказать, по убеждению. Или предметы у любимых учителей выучены, но саботируются у нелюбимых. Что называется, может, но не хочет.

Рекомендации. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, — ищите для него сильную мотивацию. В общеобразовательной школе добиться этого сложнее. Вы физически не можете присутствовать на всех уроках и понять, как повысить к ним интерес.

Особенно если саботаж вызван личностью учителя и отношением к преподаваемому им предмету.
На домашнем обучении вы можете выбрать для «умного, но ленивого» чада доброго, влюбленного в свой предмет педагога. Он сам найдет сильную мотивацию. В конце концов отличные результаты — в его личных интересах.

Тип № 3 — «звезд с неба не хватает»
Ребенок сам не тянет школьные требования, учительница в лучшем случае считает его середнячком, а родителям дома приходится помогать ему со всеми заданиями, будь то математика, письмо или чтение. Так обычно выглядит этот тип ученика.

Оценки «хорошо» — скорее редкий подарок, чем норма. При этом несправедливо говорить, что ребенок глуп и медлителен. Чаще ему не хватает навыков обработки информации: он медленно читает, долго «переваривает» материал и в целом не справляется со школьными нагрузками.

Если такого ребенка отдать в обычную школу, он за несколько месяцев получит сильнейшую демотивацию к учебе и заработает комплекс неполноценности. Потому что каждый день будет чувствовать, что недотягивает до большинства своих сверстников. Особенно если они относятся к первому типу.

Рекомендации. Хотите, чтобы ребенок вырос успешным, уверенным в себе и образованным? Если он принадлежит к третьему типу,необходимо индивидуальное внимание учителя. Как вы его организуете: отдадите в частную школу, где мало детей, или оставите дома, подобрав доброго, терпеливого репетитора с горящими глазами, — значения не имеет.

Как тип ученика влияет на организацию обучения

Давайте сравним, как поведут себя разные дети при семейном и школьном обучении. Мне достаточно просто сравнивать: мои дети как раз относятся к трем разным типам.

Тип № 1. С ним на семейном обучении проблем не будет, он сам легко разберется в сложных темах. Причем после минимального обучения ваше вмешательство потребуется только в самом крайнем случае. Такой ребенок способен самостоятельно прочитать учебник, найти дополнительную информацию в энциклопедиях, а потом нагуглить ответы на все непонятные ему вопросы.

О том, что ваше чадо осваивает школьную программу, вы будете вспоминать только во время, а то и после аттестаций. Если вы выбрали вариант очно-заочного обучения с посещением части уроков, то ребенок-семейник будет вызывать удивление учителей намного более глубокими, чем у отличников в классе, знаниями.

Помните, как на уроках отвечала Алиса в «Гостье из будущего»? Именно этот вариант получат изумленные учителя.

Тип № 2. Для него важна мотивация. Если учитель сможет пробудить в ребенке живой интерес — он довольно быстро станет таким же беспроблемным, как в первом варианте.

Не менее действенно личное отношение к репетитору. Мои дети обожали свою учительницу и быстро выполняли все задания, только чтобы ее порадовать.

Для ребенка второго типа личность педагога гораздо важнее расписания, темпа работы и количества домашних заданий. С правильным наставником он потянет нагрузку больше обычной и освоит сложные темы.

Тип № 3. Такому ребенку крайне важны чувство безопасности, отсутствие дедлайнов и негативных сравнений сосверстниками. Если впервых двух случаях здоровая конкуренция будет мотивировать, товтретьем — разовьет комплекс неполноценности.

После каждой тройки в нем будет крепнуть мысль, что он глупее одноклассников и никогда не станет таким, как они. Вы можете в лепешку расшибиться, убеждая его в обратном, но школа изо дня в день будет творить свое черное дело.

А ведь именно в детях третьего типа чаще всего скрыты необычные таланты. И кто-то должен найти время и иметь терпение для их раскрытия, развивать их в дальнейшем, без попыток втиснуть такого ребенка в существующий школьный стандарт. Не надо пытаться за уши вытянуть его в середнячки.

Ученику третьего типа, как никому другому, нужен внимательный, добрый и терпеливый наставник.

Думаю, вы, как родитель, не нуждаетесь ни в каких тестах, чтобы понять, к какому типу относится ваш ребенок. Вы знаете его сильные и слабые стороны. А теперь вы также понимаете, чем для него чревата общеобразовательная школа и что может предложить домашнее обучение. Решение за вами.

Ольга Юрковская

http://psy.systems/post/podxodit-li-xoumskuling-vashemu-rebenku



Добавить комментарий