Проблема глазами детей

Cтатьи, Отношения, Семья, Дети 856 Юсуф Крыкбесов

Когда дети быстро развиваются.

В предыдущей статье я начал разговор о том, как воспринимают интерактивную методику обучения дети разного уровня подготовки. Однажды, мне, как директору школы, позвонил уважаемый в городе человек и выразил возмущение по поводу перевода его внука из гимназического класса в обычный. Его двенадцатилетний внук обучался в гимназическом классе. Посетив как-то урок математики в классе, где обучался этот мальчик, я понял, что та морально-психологическая обстановка, которая царит в классе, негативно сказывается на его психическом состоянии. Пригласив родителей, я убедил их перевести их сына в обычный класс. Мне пришлось объяснить им, что дальнейшее обучение в этом «элитном» классе затормозит его личностное развитие. Я рассказал им о том, как неуютно себя ощущает их ребёнок в классе и привёл пример, свидетелем которого я был.

Как-то их учительница математики вызвала несколько детей к доске и дала каждому задание, решить определённую задачу. Сама же она повернулась к ним спиной и стала работать с остальными учениками класса. Мне стало интересно, как же будут работать дети у доски. Из троих ребят двое быстро справились с заданием, а третий, тот самый мальчик, никак не мог решить задачу. Он пытался жестами показать, что ему нужна помощь. Каково было моё удивление, когда двое его товарищей сделали вид, что не замечают его сигналов о помощи. Более того, когда учительница повернулась к ним, она обратилась к ним с просьбой найти ошибки друг друга. Двое ребят, которые решили задачи первыми тут же подняли руки и с радостью указали на ошибки своего товарища. Учительница похвалила их за это. А последнему поставила двойку. Я заметил, что этот случай нанёс ему глубокую психологическую травму в виде обиды на своих одноклассников и неверия в свои способности.

Давайте рассмотрим эту ситуацию с воспитательной точки зрения. Как известно, школа ─ место, где происходит развитие и воспитание будущих граждан страны. Самое главное качество гражданина любой страны ─ это социальная зрелость, которая включает такие качества, как активная жизненная позиция, основанная на принципах гуманизма. Есть такое выражение: если в обществе отношения между людьми строятся на взаимоуважении и сотрудничестве, то это общество имеет будущее. Привычки сотрудничества и взаимопомощи формируются в школе. Чем больше в школе сотрудничества, тем благороднее становится дух человеческих отношений. В школе это должно происходить непосредственно на учебных занятиях. Профессиональные педагоги знают, что в поурочных планах педагоги обязаны декларировать обучающие и воспитательные цели урока. Обычно учителя испытывают трудности при определении воспитывающих задач. Это и понятно, ведь учителей учили обучать, а не воспитывать. Поэтому, учителя обычно ограничиваются такими формальными фразами, как рассказать, провести беседу.

Однако мы уже знаем, что словами воспитать ребёнка невозможно. Надо чтобы воспитание происходило не на классных часах, а непосредственно на учебных занятиях, в процессе совместной учебной деятельности. Какие же качества воспитывает современная школа, если взять в качестве примера приведённый случай на уроке математики? Догадаться не трудно. Конечно, учителя трудно винить в этом. Ведь перед ним стоят конкретные задачи – обучить основам математики в соответствии с программными требованиями и подготовить их к экзаменам или тестам. Учителя меньше всего волнуют такие проблемы как воспитание сотрудничества. Это просто не вписывается в традиционную модель обучения.

Спустя два десятка лет я поинтересовался у бывшего школьника, о том случае на уроке математики. Он сказал мне, что в обычном классе он чувствовал себя гораздо лучше. Ведь там не было атмосферы нездорового соперничества ради отличных отметок. Этот простой пример свидетельствует о том, что при существующей модели обучения, воспитание духа взаимопомощи невозможно. Но если организовать обучение на предлагаемых нами принципах, то учителю прилагать особых усилий для воспитания не нужно. Воспитание происходит в автоматическом режиме. Сама система вынуждает ребёнка изменять свою линию поведения, из закрытого эгоизма — в открытое сотрудничество. Слова здесь не нужны, необходимые для этого качества вырабатываются сами собой, в процессе учебной работы. Я пришёл к выводу, что чем раньше мы поставим детей в такие условия, тем раньше он начнут развиваться и раскрывать свои скрытые способности. Таланты и способности есть у всех детей, но суть различий заключается в том, что эти качества находятся на разных уровнях глубины.

А.Ривин тоже удивлялся такому феномену, как спонтанное раскрытие талантов детей, которые в школе считались безнадёжно отстающими. Он понял, что секрет этого был скрыт в организации учебной деятельности детей. Что секрет кроется в организации деятельности детей. Надо так организовать деятельность детей, чтобы они могли на уроках раскрывать свои способности в процессе совместной деятельности. Поэтому, можно сделать вывод, что лучше всего начинать надо с раннего дошкольного возраста. Сейчас есть подготовительные классы в детских садах и частных центрах развития. Но, к сожалению, воспитателей этому не обучают. Если не удалось привить качества сотрудничества в дошкольном возрасте, то не поздно начинать обучение детей этим умениям и навыкам в начальных классах общеобразовательной школы. Давайте немного помечтаем.

Если бы наши дети из объектов учебного процесса превратились в субъектов, то поверьте, они стали бы школу воспринимать, как самое любимое и желанное место. Школа стала бы местом, где они получают радость и глубокое удовлетворение от такой насыщенной и интересной жизни. Всего за десять лет можно было бы коренным образом изменить существующую систему обучения. Казахстан стал бы одной из передовых стран по эффективному образованию. Но самое главное, наши дети стали бы по-настоящему счастливы.

Однако, я отвлёкся. Продолжу разговор о том, как воспринимают такую педагогическую концепцию сами дети. Я уже говорил, что отличники стали помогать своим одноклассникам овладевать основами науки в легкой и непринуждённой игровой форме. Это повысило их уровень социальной адаптации. Так называемые хорошисты, также легко поняли преимущества такой совместной деятельности и очень быстро стали такими же отличниками, как их консультанты. А, так называемые троечники, которые итак очень адаптивные, неожиданно для себя начинают открывать мир своих талантов и способностей, которые ранее были скрыты под толстым слоем социальной обусловленности, навязанный им учителями, сверстниками и родителями. Они разучились верить в свои интеллектуальные способности, но хорошо приспособились использовать результаты труда других, не стесняясь обращаться за помощью и подсказкам к своим товарищам. Лучше всего у них получается списывание.

Так они приспосабливаются к суровой действительности и нарабатывают приспособленческие навыки. Именно из таких людей впоследствии получаются хорошие менеджеры и бизнесмены. Но неожиданно, открыв в себе свои таланты и личностные возможности, при новой системе обучения, они обычно щедро делятся ими с другими детьми, так это им свойственно по природе. Прекрасно ориентируясь в социуме, они становятся настоящими лидерами. Что же касается, так называемых двоечников, то они уже получили богатый фрустрационно-невротический школьный опыт и давно потеряли всякий интерес к учёбе и к школе в целом. Они просто вынуждены терпеть абсурдность своей жизни в школе.

Кто же может помочь им восстановить веру в свои способности? Конечно, учителя и родители, являясь главными виновниками их положения, никак не могут им помочь. Такие дети просто не доверяют им и не верят их словам. Если говорить об одноклассниках, то отличники и хорошисты также не являются для них авторитетными личностями. Слишком большой социальный разрыв между ними. Единственными людьми, с кем они могут найти какой-то контакт — это наиболее близкие им по статусу дети ─ троечники. Только они могут понять их проблемы и трудности. Отсюда можно сделать вывод о том, что организовать учебную деятельность детей на принципах педагогики сотрудничества возможно, если брать во внимание указанные социально-психологические особенности. Особенно это важно при формировании учебных микрогрупп.

Итак, возникает вопрос: почему современная школа стала таким стрессогенным местом? И возможно ли этого избежать? Как сделать, чтобы дети не получали столько психологических травм? Ответ прост: надо менять организацию учебной деятельности детей. Дети должны стать полноправными участниками учебного процесса. Об этом я буду говорить ниже.

Итак, мы выяснили, что обучение начинать надо как можно раньше. Как-то одна женщина обратилась к мудрецу и спросила у него, когда надо приступать к обучению ребёнка? Мудрец спросил: а какой возраст ребёнка? Женщина ответила, что её ребёнку уже годик. Тогда он ответил, что она опоздала ровно на один год и девять месяцев. И это действительно мудрые слова! Воспитание начинается ещё в утробе матери. И, как доказал это известный современный психолог Станислав Гроф, внутриутробное воспитание ─ это важнейшая часть подготовки ребёнка к жизни. Все наши психосоматические травмы мы получаем при рождении. Это явление он назвал БПМ (базовыми перинатальными матрицами). Но важнее другое. Эмпирическое подтверждение к трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования. Он доказал, что в сфере сознания человека нет чётких пределов и ограничений. По мнению С.Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом, каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всём существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем её частям и, в некотором смысле, является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой её частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности.

Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух модусов опыта. Первый из этих модусов можно назвать хилотропическим (фрагментарным) сознанием: он подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с чёткими границами и ограниченным сенсорным диапазоном времени в мире материальных объектов.

Другой эмпирический модус можно назвать холотропическим (целостным) сознанием: он подразумевает поле сознания без определённых границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Для чего я привел эти фрагменты из научной концепции С.Грофа, которые уже стали эмпирически доказанными явлениями. А дело в том, что здесь иллюстрируется тезис о том, что наши дети уже рождаются с определённым набором впечатлений, как результат постоянной связи с Вселенной. Эта связь никогда не теряется, но может быть покрыта слоем индивидуально-социальной обусловленности. Жизнь в материальном мире полностью закрывает доступ к этой сокровищнице глубинного сознания.

Нас убедили, что мы биологические машины и кроме тела, нервной системы и мышления, как продукта деятельности мозга, ничего другого не существует. Поэтому мы считаем, что дети ─ это продукт только воспитания, хотя генную предрасположенность никто не отрицает. Но то, что дети приходят в этот мир уже со своим индивидуальным характером, многие из нас принять не могут. Как подтверждают другие древние источники, мы приходим из вечности во временное существование, а затем опять возвращаемся в вечность, и этот круговорот бесконечен. Если говорить более точно, то наше сознание ─ это часть Вселенского сознания. А то, что мы называем мозговой деятельностью, всего лишь поверхностный уровень сознания, который якобы завершается с гибелью мозга.

Современные исследования этого явления хорошо вписываются в древние тексты. Например, в них говорится, что истинные знания о себе и мироздании у каждого уже есть как априорные знания, но мы об этом не догадываемся. Между априорными знаниями и поверхностными эмпирическими знаниями находится определённый слой в виде наших чувств, ума, разума и ложного отождествления, называемой в современной психологии «Я-концепцией». Все эти составляющие появились при жизни в этом материальном мире, то есть в этом физическом воплощении. Априорные знания находятся в нашем поле сознания, которое выходит за пределы нашего телесного существования. Например, наше подсознание не является частью нашей обусловленной личности. Оно продукт дотелесного уровня и хранит в себе информацию неограниченного характера. Структура подсознания имеет многослойный характер. Но проникновение даже в поверхностные уровни даёт то, что современные ученые называют инсайтом ─ спонтанным озарением. Так делаются мировые научные открытия и создаются шедевры искусства.

Так вот, преимущество детского восприятия мира отличается от взрослого тем, что оно менее замутнено опытом жизни в социуме. За время проживания в человеческом обществе, восприятие человека становится опосредованным. То, что И.Кант назвал апперцепцией. Взрослый человек обусловлен требованиями культуры, обучения и воспитания. Ему практически невозможно проникнуть в глубины подсознания. Он проживает свою жизнь так, как его научили и воспитали, на поверхностном уровне своего бытия. Поэтому, так важно понять, что обучение и воспитание в игровой форме надо начинать с дошкольного возраста. Учителя дошкольного и начального школьного образования должны стать самыми важными фигурами в системе образования. От них, в конечном итоге зависит дальнейшая судьба наших детей. Мы не осознаём, что успехи и неудачи детей в средних и старших классах ─ это упущения дошкольного и начального обучения. Я надеюсь, что когда-нибудь труд этих учителей будет оцениваться выше, чем учителей старшего звена. Почему так, должно быть понятно каждому. Система воспитания и обучения на этих уровнях должна быть организована на принципах, которые проповедовал А.Ривин. Как известно, он обучал одновременно разновозрастных детей и убедился в эффективности такого подхода. Ведь во внешкольной жизни обучение и воспитание происходит на разновозрастном уровне. Никто не додумается в обычной бытовой реальности разделять младших от старших. Все прекрасно понимают, что для более успешной социализации необходимо создавать условия максимально приближённые к реальной жизни. Не надо детей прятать от жизни. Реальная жизнь не терпит искусственного человеческого вмешательства. Например, в группах продлённого дня дети нулевого класса могут выполнять домашние задания вместе с учениками первого и второго классов одновременно. Преимущества такого подхода очевидны: старшим интересно помогать младшим, ощущая своё преимущество и повышая свою самооценку, видя как уважительно относятся к ним младшие. У младших появляются качества уважительного отношения к старшим. В древних ведических писаниях говорится, что общество имеет будущее, если правильно воспитать разновозрастные отношения.

Вот основные требования:

  1. Старшим следует выражать почтение, радоваться возможности общения с ними, учиться у них, вопрошая и слушая их.
  2. С равными следует развивать дружбу.
  3. К младшим следует проявлять милость и сострадание, терпимо относясь к их недостаткам и помогая им развиваться.

Так формируется цивилизованный человеческий этикет взаимоотношений. Где можно этому научиться? В современной семье этому научиться практически невозможно. Как можно формировать такие отношения между детьми, если в семье один ребёнок? Это сегодня самая большая проблема воспитания. Поэтому школа должна предоставить детям такую естественную потребность в межвозрастных отношениях. Раньше это происходило естественным путем, так как семьи были многодетными. В традиционных культурах этот вопрос решался в семьях, а не в школе. Сегодня обстановка изменилась. Если мы не хотим потерять своих детей, то надо этим заниматься. Разве не видно, что подстерегает наших детей? Разобщенность, эгоцентризм, уход в виртуальную реальность и многое другое уродует их.

Продолжение следует…