Внедрение досудебного урегулирования споров (конфликтов) в порядке медиации
«Единственный способ добиться наилучшего результата в споре — это уклониться от спора.»
Д. Карнеги
Неотъемлемыми признаками демократического, конкурентоспособного государства являются развитое гражданское общество, благоприятные условия для развития бизнеса и высокий уровень правовой культуры граждан. Неоспорим тот факт, что на своем пути к совершенствованию правовой системы, Казахстану необходимо обращаться к опыту развитых государств и, после внимательного изучения, перенимать прогрессивные правовые институты.
Одним из наиболее динамично развивающихся в мире, в том числе и в странах СНГ, институтом является медиация — вид альтернативного урегулирования споров. Существует мнение, что медиация — это основа гражданского общества, путь к демократии и цивилизованности.
Развитие института медиации является одним из главных приоритетов казахстанского правосудия, как огромный потенциал развития правовой системы содержащийся во внедрении альтернативных способов разрешения споров и конфликтов.
В целях развития и внедрения в гражданское судопроизводство обязательной медиации Верховным Судом Республики Казахстан разработано Положение о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров (конфликтов) в порядке медиации, утвержденного распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан. Реализация пилотного проекта будет осуществляться в период с февраля по июль 2017 года.
Задачами пилотного проекта являются расширение сферы применения примирительных процедур, минимизация судебных расходов граждан, выявление заинтересованности населения во внесудебном урегулировании спора (конфликтов).
Медиация проводится по соглашению сторон судьей в суде либо медиатором, осуществляющим примирительные процедуры. Стороны по своему усмотрению выбирают способ проведения медиации. Сторонам необходимо письменно выразить свою позицию по участию в пилотном проекте и предоставить в суд в течение 5 (пять) дней письменное соглашение, заключенное с медиатором о проведении медиации. В случае отказа от участия в пилотном проекте стороны должны письменно выразить свой отказ в заявление.
При заявлении ходатайства о проведении медиации медиатором и предоставлении суду договора, заключенного сторонами с медиатором, производство по делу приостанавливается на срок не более 10 (десяти) рабочих дней.
При заявлении ходатайства сторонами о проведении медиации судьей, медиация проводится в суде в течение 10 (десяти) рабочих дней.
Медиатор, осуществляющий примирительные процедуры, с согласия сторон либо по их ходатайству вправе допустить к участию в примирительных процедурах других лиц, если это необходимо для достижения целей медиации.
Соглашение об урегулирования спора, достигнутое сторонами медиации при проведении примирительных процедур заключается в письменной форме и подписывается сторонами.
Соглашение об урегулирования спора, достигнутое сторонами при проведении медиации медиатором либо письменного отказа сторон от медиации, в связи с невозможностью разрешения спора (конфликта) при проведении медиации медиатором, в течение 3 (трех) рабочих дней направляется судье, в производстве которого находится гражданское дело.
Судья в свою очередь, если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора в порядке медиации, выносит определение об утверждении соглашения об урегулировании спора в порядке медиации и прекращает производство по делу в соответствии в подпунктом 6) статьи 277 ГПК РК и статьей 410 ГПК РК, с указанием о возврате государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче искового заявления.
В случае если стороны не достигли соглашения о проведении медиации производство по делу возобновляется, и подготовка дела к судебному разбирательству проводится в общем порядке, о чем указывается в определении суда о возобновлении производства по делу.
Медиация незаменима в некоторых гражданских спорах. Особое место здесь занимают семейные споры — в частности, вопросы опеки над ребенком, определение места жительства ребенка, сохранения семьи.
Бурабайским районным судом ведется системная работа по реализации пилотного проекта как на территории района в целом, так и в сельских округах в отдельности.
Хотелось бы отметить, что исторические предпосылки обращения к институту медиации в Казахстане имеются. Можно провести аналогию между медиацией и судом биев, которые осуществляли судебную власть в казахской степи многие века. Как и медиаторы, бии действовали как посредники в возникавших спорах, при этом, не существовало какого-либо формального назначения на должность бия.
Надеемся, что принимаемые государством меры способствуют развитию медиации в стране и увеличению числа альтернативного урегулирования конфликтов с участием внесудебных посредников — медиаторов, которые будут помогать сторонам выработать взаимовыгодное соглашение по возникшему спору.
А.Ж. Абимуратова,
судья Бурабайского районного суда Акмолинской области