Если я не тело, то кто же я? / 7

Cтатьи, Психология и саморазвитие 201 Юсуф Крыкбесов

Напоминаю, это шестая статья на эту тему. Начало вы найдёте в №№ 26 – 30 нашей газеты.

В предыдущем номере я не успел раскрыть тему о таком важном чувстве как слух. Как было сказано, слух играет роль для нашей будущей жизни. Только слух даёт нам пропуск в хорошее или плохое будущее. Мы подробно рассмотрели такое понятие как реинкарнация (перевоплощение души). А теперь давайте попробуем соединить эти два понятия.

Как известно объектом слуха является звук. Какое значение имеет в нашей жизни звук? Как звук влияет на духовное возвышение? Мы выяснили, что всё в нашем материальном мире состоит из определённых качеств (гун). Чтобы мы ни делали, чтобы мы ни говорили или о чем бы мы ни думали – всё имеет своё качество. Наши дела, наши слова и наши мысли создают наше качество. Иначе можно сказать, что мы состоим из качеств. Кроме того, всёбез исключения в этом мире имеет свое качество. Мы выяснили, что наши качества делают нас счастливыми, беспокойными или несчастными. Воспринимаемые нашими чувствами объекты: вкусы, запахи, звуки, попадая в наш ум, мгновенно дифференцируются в качество и их сочетания. Наша задача – контролировать свои органы чувств, чтобы не допустить их загрязнения. Свободные от контроля органы чувств, предоставленные сами себе, — это и есть наши самые страшные враги, которые приносят нам страдания. Контроль чувств означает найти правильное направление их деятельности: либо вниз, либо вверх. Мы никогда не задумываемся над этой проблемой нашего существования и живём на поводу чувств, попадая к ним в рабство.

Когда некоторые люди говорят, что они самодостаточны и свободны от проблем, связанных с отношениями с другими людьми или вещами, они забывают, что полностью находятся в подчинении своих неукротимых желаний и чувств. Например, наши современные коррупционеры могут показаться нам вполне счастливыми и независимыми. У них есть всё, что они пожелают. Однако, мы должны учесть качество, в которомнаходятся их желания, мысли и дела. Если их богатства приобретены незаконным путём, то будьте уверены, страх за своё будущее — это постоянный спутник их жизни. Разве можно быть счастливым, постоянно находясь в страхе? Расскажу одну известную притчу. У одного богатогочеловека пропал сон. Он обратился к врачам, но они так и не смогли решить эту проблему, Тогда он обратился к известному экстрасенсу, который посоветовал ему приобрести подушку у человека, который спит здоровым сном. В его окружении не нашлось ни одного человека, который бы спал спокойным сном. Тогда он снарядил экспедицию для поиска такого человека. Действительно, такой человек нашелся в одном небогатом селении. Когда ему рассказали о проблеме, он, не задумываясь, отдал свою подушку. Но через пару дней эти люди опять вернулись и сообщили, что подушка не помогла. Тогда мудрый человек сказал им: «Пожалуйста, передайте вашему хозяину, что лучшая подушка – это чистая совесть».

Богатства, приобретённые в гунах страсти и невежества, никогда не принесут покоя. Вы можете спросить, а как быть с богатством, полученным по наследству? Родители незаконно разбогатели и передали все богатства детям и внукам. Ведь преступление совершили их родители. Причём здесь дети и внуки? И вот здесь автоматически включается следующий механизм материального мира. Этот механизм называется законом справедливости или законом воздаяния. А можно назвать его законом причинно-следственной связи. В буддизме и индуизме его называют законом кармы.

С санскрита слово карма переводится как деятельность. Если очень кратко, то действие этого закона означает: что посеешь, то и пожнёшь. Или, хорошая деятельность сегодня в будущем принесёт хорошие последствия, плохая деятельность сегодня в будущем принесёт плохие плоды. Например, в текущей жизни мы много энергии (времени, денег) отдавали на благотворительность. По закону кармы, то что мы отдали обязательно к нам вернется в увеличенном виде. А то, что мы брали для себя, обязательно будет отнято, если мы вовремя не примем меры по сбалансированию «дебета и кредита». Единственный способ баланса – это благотворительность, пожертвования или активная духовная практика, которая может сжечь плохую карму.

Как-то на встрече в Щучинске с Александром Геннадьевичем Хакимовым, известным философом, психологом и духовным лидером современности был задан вопрос о проблеме постоянной нехватки денег. К большому удивлению присутствующих он порекомендовал этому человеку незамедлительно заняться благотворительностью.На что у того человека возник естественный вопрос: «Но я же Вам сказал, что у меня не хватает денег для поддержания семьи, а Вы рекомендуете заняться благотворительностью. Где логика?». На что А.Г.Хакимов ответил: «А кто говорит, что Вы должны жертвовать деньги. Есть много других видов благотворительности. Подумайте об этом». Как видите, другого способа не существует. Чтобы получать – надо прежде отдать. Если, например, сегодня к тебе приходят деньги без особых усилий с твоей стороны, то это, всего лишь, — результат твоей прошлой деятельности. Значит, в прошлом ты много отдавал, а сегодня получаешь соответствующую реакцию.

Интересная получается арифметика: хочешь иметь счастье – делай счастливыми других, хочешь иметь деньги – отдавай деньги нуждающимся, хочешь любви – отдавай её другим и т.д. Так вот, то, что мы крадем – обязательно украдут у нас. Кто использует украденное – обязательно будет обокраден. Мы просто не задумываемся об этом, живя сегодняшними интересами. Говорят, умный человек думает о завтрашнем дне, мудрый человек — о следующей жизни. Не только своей жизни, но и своих детей. Крайне безответственно – обрекать себя и своих близких на будущую нищету. Невежественный человек скажет: «Ну и что, ведь это будет потом. Сейчас мне хорошо и это главное». Человек страсти более умный он скажет: «Хорошо, я украл, но займусь активной благотворительностью». Например, как Билл Гейтс, ведь чем больше он отдаёт, тем больше к нему приходит. Но, в отличие от многих людей, он заработал эти деньги своим талантом и трудом. Дивиденды приносят только честные деньги. Тогда какой смысл красть деньги, если в будущем их обязательно отнимут, притом в большем количестве.

Мой друг детства Александр Капаев, еще в начале семидесятых годов, высказал одну умную вещь: «Наша человеческая жизнь – это микромиг! Для Вселенной мы маленькие мотыльки, а мы думаем, что живём целую вечность. Надо ценить каждую секунду отпущенного времени!». Другой друг детства Сергей Иванов (Дёдя) всегда любит повторять одну и ту же фразу: «Мы все в этом мире всего лишь кратковременные гости. Подумайте об этом, мои дорогие друзья!». Люди, которые не задумываются о своем будущем, будут пожинать плоды свей беспечности позже. В этой или в следующих жизнях – это не имеет особого значения. Ведь жизнь – это микромиг.

Я кратко коснулся темы кармы – краеугольного камня философии и практики Востока. Мы об этом подробно поговорим чуть позже. Сегодня продолжим тему чувств, а конкретно поговорим о слухе и звуке. Как обычно, рассмотрим эти вопросы в контексте священных текстов. Как известно, звуки состоят из определённых вибраций. Материальные вибрации бывают низкого, среднего и высокого уровня, а вернее бывают трёх качеств: в гуне невежества, страсти или благости. Но бывают вибрации трансцендентного уровня, вибрации, которые исходят из Высшего Разума.Например, одним из удивительных секретов Корана является то, как он заставляет людей слушать его звучание во время чтения. Это настоящий феномен, который потрясает умы человечества. Когда в комнате слышится чтение Корана, всё вокруг наполняется спокойствием и гармонией. Чувствуется, что это место покинула напряжённость. Чувствуется, что даже неодушевлённые предметы, окружающие нас, замолчали, будто любое движение остановилось. Чтение Корана сотрясает сердца слушающих Его людей. Это такое чувство, которое невозможно описать словами. Сила священного Корана велика! Можно привести и такой пример. Допустим, ты наставляешь юношу, который неуважительно относится к своим родителям. Для убедительности ты приводишь известные слова разных авторитетных людей, призывающие к уважению своих родителей. Но они не действуют. Но как только ты приводишь отрывок из священного Корана, призывающий уважать родителей, где Всевышний говорит:

И опусти пред ними обоими [твоими родителями] крыло смирения [будь смиренным и мягким к ним], проявляя милосердие, и говори: “О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!

(сура «Аль-Исра», аят 24), юноша сразу изменяется, задумывается над этими священными словами Корана, даже тон его голоса меняется.

Как пишет один человек: «Читая в Интернете истории новообращённых мусульман Европы, я часто задавался вопросом: что оказало влияние на принятие ими Ислама? В процессе чтения, просмотра видеороликов, в которых новообращённые рассказывают о своём приходе в Ислам, сталкиваешься с тем, что все они в один голос утверждают: основной причиной прихода в Ислам являлось овладение ими удивительным чувством при прослушивании священного Корана. Причём они вообще не понимали арабского языка!» Поистине это удивительное влияние звучания Корана. Удивительную историю о влиянии Корана рассказывает имам аль-Бухари в своих достоверных книгах. Эта история произошла задолго до Хиджры, во времена, когда мусульман подвергали гонениям, и они не имели возможности исполнять свои религиозные обязанности. Тогда Пророк повелел сподвижникам переселиться в Эфиопию. Когда Абу Бакр решил переселиться в Эфиопию, его встретил вождь племени аль-Кара Ибн ад-Дагина. Он сказал: «О Абу Бакр, поистине, такой человек, как ты, не должен ни уезжать, ни изгоняться. Я беру тебя под свою защиту. Отправляйся назад и поклоняйся своему Господу в своём городе!» После чего Абу Бакрпоклонялся Господу в своём дворе, превратив его в мечеть. Когда он читал красивым голосом Священный Коран, женщины и дети неверующих собирались вокруг его дома, чтобы послушать и насладиться красотой звучания Корана, несмотря на то, что мужья и отцы запрещали им. При чтении священной Книги глаза его всегда были полны слёз. Когда он читал Коран – плакал. Не могли сдержать слёз и те, кто его слушал. Это говорит о великом влиянии звучания Корана на умы и сердца слушающих людей.

Это наглядный пример того, как Коран потрясает и ввергает в изумление любого слушающего своей красотой и притягательностью арабского звучания. Более того, Коран влияет не только на разум, но и на части тела, которые испытывают дрожь от сильного волнения. Об этом Всевышний в Коране говорит:

Аллах ниспослал вам прекраснейшее слово, Писание, в котором сходство в повторяемых по смыслу и по использованию слов частях. Этим достигается выразительность, точность и неподражаемость Корана. При слушании увещеваний (о наказании), содержащихся в нём, проходит дрожь по коже тех, которые боятся своего Господа. Затем смягчается их кожа и сердца [стремятся] к поминанию Аллаха (когда они слышат обещание о Рае и райских благах).

(Сура «Аз-Зумар», аят 23) Аят описывает степень влияния Корана, когда сначала проходит дрожь по коже, потом она смягчается и смягчаются сердца для поминания Аллаха. Такое состояние невозможно почувствовать от красивых слов человека. «О Аллах, сделай нас из числа читающих Коран, и оживи наши сердца Кораном, и сделай нас из числа тех, у кого глаза переполняются слезами, когда слушают то, что ниспослано Пророку (мир ему и благословение). Просим защиты и помощи у Тебя, чтобы не сделали нас из числа тех, чьи сердца черствы при поминании Аллаха».

Другой пример. Человек, который в первый раз пришёл в православный храм, как правило, не разбирает слов, которые там говорятся, но замирает в благоговении, потому что на него воздействуют соответствующее убранство храма, и не меньше влияют на него звуки: звон колоколов, монотонное чтение Евангелия или Псалмов, церковное пение, где акустика придаёт ему особое звучание. Тишина и та определённым образом влияет на человека. Рассказывал один пастор, что при безмолвной молитве, во время многотысячного богослужебного собрания, у него «мурашки бежали» по телу. Полная тишина, она также о чём-то говорит.

Например, в Индуизме это объясняется следующим образом. Есть пятьдесят аспектов творческой энергии, они соответствуют пятидесяти буквам санскритского алфавита. Каждый звук санскрита обладает творческой энергией. Стоит произнести звук идеально правильно, и речь начинает обладать силой, — появляется способность созидать. На этом основана практика ведических жертвоприношений. Жрец читает мантру и все, что он хочет, появляется перед ним.

В «Махабхарате» рассказывается о жертвоприношении Махараджи Друпады. Он выбрал самых квалифицированных брахманов. Чтобы отомстить врагу — Дроне, ему нужны были мужчина и женщина: сын, который убьет Дрону, и дочь, которая завоюет сердце Арджуны. Жертвоприношение проходило успешно, и должен был состояться заключительный аккорд. В этот момент жена Махараджа Друпады должна была выпить жертвенное масло. Это масло было заряжено мантрами, и двое близнецов уже вошли в него. Жрец сказал: «Пожалуйста, выпей, тут уже находятся твои дети». Но она вдруг спохватилась: «Вы знаете, я сейчас не чистая. Мне нужно совершить ритуал очищения». На что жрец ответил: «Если не хочешь пить — не надо. Они все равно уже пришли». И он вылил масло в огонь. И из огня появились Дриштадьюмна и Драупади. Не нужно было никакого чрева. Звуки ведических мантр вошли в это масло, и их тонкая форма уже находилась там. Все остальное было просто ритуалом: женщина выпила жертвенное масло — хорошо, не выпила, — можно и без этого произвести детей на свет. Звук уже содержит в себе форму и все, что необходимо.

Но мы можем сказать: «Почему же у нас так не происходит? Мы что-то говорим, говорим, а нужного результата все нет». Чтобы речь наша имела силу, и слова сбывались, нужна чистота сознания. Мало просто произнести звук, нужно произнести его чисто. Когда звук произносится чисто, желание исполняется. Говорится, что преданный Господу обладает этим качеством (сатья-санкалпа), — стоит ему чего-то пожелать, все тут же приходит. И другое его качество (сатья-вак) — все, что он говорит, сразу же исполняется. История знает много таких случаев в жизни ШрилыПрабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны (духовного учителя из цепи ученической преемственности, восходящей к Господу Брахме). Однажды его пригласили в БхаратияВидьяБхаван. Это огромное, красивое здание в центре Бомбея, в самом дорогом, аристократическом районе. После лекции, выходя из здания, ШрилаПрабхупада вскользь обронил: «Нам нужен в этом месте храм». Какое-то время спустя Храм РадхаГопинатхи возник буквально в двадцати метрах от этого места. Через пятнадцать лет после того, как храм появился, личный секретарь ШрилыПрабхупады, который тогда был рядом с ним, и единственный, кто слышал эти слова, сказал: «Я хорошо помню, Прабхупада был здесь и сказал, что нам нужен тут храм. И храм возник!» Это означает сатья-вак — звук реализуется. Но для этого сознание должно быть кристально чистым.

Как же человек с помощью звука запутывается в этом мире? И как освободиться? Душе присущи желания. Душа желает, и желание возбуждает интеллект. Так в нашем разуме возникает образ: «Я хочу это…» Затем в уме возникает план, как это желание реализовать. Образ обрастает деталями, становится более зримым. В конце концов, мы начинаем говорить. В речи заложена энергия действия, она способна производить изменения в этом мире на грубом уровне. Иначе говоря, звук нисходит с тонкого уровня, расширяется и приобретает материальные формы. Желания материализуются. Все, что мы видим в мире — это творение слов. Однажды ШрилаПрабхупада вместе с учениками проходил мимо небоскреба. Он спросил: «С чего начался этот небоскреб?» Ученики стали говорить: «С кирпича, с бетона, со строительной компании». «Нет, — сказал ШрилаПрабхупада, — он начался со слова. С того, что люди стали говорить о нем». Все, что мы делаем, тоже начинается со слова — со звука.

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Что происходит, когда мы общаемся друг с другом? Мы анализируем услышанное с помощью ума. Дальше звук должен сжаться до уровня образа. И этот внутренний образ несет в себе желание. Когда мы общаемся друг с другом, мы обмениваемся желаниями. Вот почему так нежелательно неблагоприятное общение: через него низкие желания входят в наше сердце, — хотим мы этого или нет. Когда же мы слушаем духовные вибрации (чтение священных писаний, пение святых имен Господа), — возникают духовные желания. Таким образом, грубый звук оскверняет, привнося в наше сердце материальные желания, а духовный звук освобождает. Всё в этом мире, в том числе и наше тело, — всего лишь звуковая вибрация в эфире. И после того, как возникли грубые формы, изначальный трансцендентный звук приходит в виде Святого Имени Господа, чтобы человек, повторяя его, мог получить освобождение и выйти из этого мира.

Изначальный звук, который впервые прозвучал в эфире и породил весь этот мир, был звук ОМ (АУМ). Он породил все, что мы видим, он породил язык и сознание. Все Веды, все священные писания, бесконечное количество книг, бесконечное количество мантр, бесконечное количество всего остального, весь мир — содержится в одном этом звуке. Веды говорят, что звук обладает самой сильной очищающей способностью, и он также может сильно загрязнять. Внешние звуки оскверняют слух и сердце, внутренний звук ведических мантр — очищает.

Почему звук так сильно влияет на наше сознание? Звук является самым тонким из элементов и поэтому обладает сильнейшей проникающей способностью, — он способен проникать глубже всего. И звук несет в себе тонкую форму материального мира. Когда пустые материальные звуки входят в наше сознание, они отнимают у нас духовный разум, и опускают наше сознание до материального уровня. И, с другой стороны, звук несет в себе избавление от этой материи. Современные ученые считают, что мир эволюционирует от грубого к тонкому; что нечто «утонченное» возникло из чего-то грубого: например, из амебы возник жираф, из жирафа — обезьяна, а из обезьяны появился человек… Во всех священных Писаниях сказано: «Вначале было слово!».

Продолжение следует…