Если я не тело, то кто же я?

Cтатьи, Психология и саморазвитие 417 Юсуф Крыкбесов

В предыдущей статье «Проблема в том, что мы не знаем, кто мы» (№26 от 6.08.2020 г.), я попытался опровергнуть ложное утверждение о том, что моя человеческая сущность идентифицирована с моим физическим телом, которое в социуме имеет определенные обозначения. Например, я мужчина, мне 70 лет, по национальности я казах и т.д. Все эти временные ярлыки всего лишь характеризуют мою внешнюю оболочку – тело, которое должно жить и выжить в социальной и природной среде непродолжительное, по космическим меркам, время. Однако, моя глубинная индивидуальность не исчезает вместе с физической смертью. Сегодня я попытаюсь рассмотреть этот вопрос с платформы психики, которая, в отличие от физического тела, обладает более тонкими свойствами.

В древних ведических источниках к этому тонкому субстрату относят следующие компоненты нашего тонкого тела: чувства (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание), ум (мысли и эмоции), разум (интеллект) и ложное эго (ошибочное представление о своей сущности). В физическом теле они проявляются в таких органах как глаза, уши, язык, нос, кожа. Можно сказать, чувства – это щупальцы ума, через которые в ум стекается вся воспринимаемая ими сенсорная информация о внешнем мире. В уме происходит процесс дифференциации и интеграции полученных впечатлений при помощи таких инструментов ума как восприятие, воображение, память, внимание. Если можно так выразиться, то офисом ума является мозг. Мозг можно также сравнить с компьютером, который ум использует для воздействия на нервную систему человека, внутренние и внешние органы. У человека имеется десять органов чувств, пять органов восприятия я уже назвал. Кроме органов восприятия есть ещё пять органов действий: язык, руки, ноги, гениталии и анус. Остальные органы действуют вегетативно, независимо от нашей воли и желаний. Дыхание, пищеварение, кровообращение и другие процессы происходят по заданной кем-то «компьютерной» программе.

Поговорим немного об органах действия. Язык, один из самых важных органов действий. У языка несколько функций. Язык ощущает вкусы. Садхгуру говорит, что на языке расположено около трёхсот тысяч вкусовых рецепторов. О чем это говорит? Сергей Николаевич Лазарев в книге «Диагностика кармы» пишет, что еда и секс на тонком плане выглядят одинаково, предназначенной для получения разнообразных и изощренных наслаждений. То есть язык и гениталии имеют один и тот же психический источник. Примером, иллюстрирующим данное утверждение, является современная цивилизационная культура. Возникли целые отрасли индустрии наслаждения. Никогда в истории человечества этим вопросам не уделялось столько внимания, как сегодня. Извращение – это полная деградация такого пристального внимания к еде и сексу.

Следующей и более важной функцией языка является вербальная (речевая) функция. При помощи языка мы осуществляем общение. Если результатами извращения вкусами является чревоугодие (пищевой гурманизм), то половая распущенность приводит к животной похотливости (сексоголизму). Этот вид психической зависимости, на мой взгляд, страшней алкоголизма. Но, к сожалению,в обоих случаях формируется механизм рабской зависимости. В психиатрии он называется синдромом абстиненции. А, например, злоупотребление вербальной активностью приводит к неудержимой болтливости и потере жизненной энергии.

В известном источнике индуизма «Бхагавад гите» говорится, что трое врат ведут человека в ад – это язык, желудок и гениталии. Наиболее часто от излишней болтливости страдают учителя. Как известно, большинство из них мучаются болезнями горла и голосовых связок. Наивность современной педагогики заключается в гиперболизации словесных методов, полагая, что устное слово имеет магическое воздействие на слушателей. Приведу пример из жизни Кадетского корпуса. В девяностые годы набор в это учебное заведение осуществлялся по принципу социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и в том числе выпускниками детских домов. Как-то раз классному руководителю одной учебной группы поступила жалоба на обилие ненормативной лексики в среде кадетов её группы. Через пару дней она уверенно доложила руководству, что работа проведена и такого больше не повторится. Все были удивлены такой магической силе педагогического воздействия. Когда классного руководителя спросили, как она добилась такого ошеломительного результата, она ответила, что все очень просто. Она убедительно попросила своих подопечных не выражаться нецензурно, так это не очень хорошо и принижает образ представителя казахстанской армии. Всем стало ясно о наивности педагога относительно воздействия слова на сознание кадетов. Как говорит современный духовный лидер ЭкхартТолле «слова – это относительное обозначение относительных истин. Сила слова сегодня утеряна из-за излишнего злоупотребления ими и отсутствием энергии убеждения. То есть слова стали безжизненными».

Приведу притчу о настоящей силе слова. К одному святому обратилась за помощью мать подростка, который попал в зависимость от сладостей. К её удивлению, он попросил её прийти к нему через две недели. Через две недели история повторилась. Женщина была очень удивлена таким поведением уважаемого человека. Придя в третий раз, она увидела следующую картину. Подойдя к мальчику, мудрец внимательно посмотрел ему в глаза и, нежно погладив его по голове, сказал следующие слова: «Дорогой мой друг, пожалуйста, не злоупотребляй сладостями, это приведет тебя к нежелательным проблемам». Через несколько месяцев женщина опять пришла к мудрецу со словами благодарности. Её сын перестал злоупотреблять сладостями. Она спросила его о секрете воздействия его слов. Ведь она говорила ему об этом каждый день. Он ответил, что ничего особенного в этом нет. Он не мог обратиться к мальчику в первый и второй раз с таким наставлением, так как сам очень любил сладости. Ему понадобилось целых четыре недели, чтобы он смог избавиться от этой привычки. Женщина, в порыве чувств, упала к нему в ноги, осознав, что сила слова зависит от качеств характера педагога. Оказывается, сила слова, в основе которой лежит практика, имеет настоящую силу воздействия. А остальное можно отнести к праджалпе (пустословию).

Итак, мы выяснили, что язык и гениталии – это органы наслаждения. Они имеют свои корни в таких чувствах, как вкус и осязание. Осязание – это совокупность тактильных ощущений, рецепторы которых сосредоточены на коже, особенно на её слизистых частях ротовой и генитальной областей. Наслаждения языка заключаются в разнообразии вкусовых ощущений. Как говорят древние источники, пища предназначена для того, чтобы её можно было жевать (хлеб), пить (вода), сосать (конфета) и лизать (мороженое). Кроме этого необходимо учесть, что бывает шесть вкусов пищи: сладкий, кислый,солёный, горький, острый, вяжущий. Для полного удовлетворения пищей и здоровья необходимо использовать все эти вкусы. Например, завтрак должен иметь больше сладких вкусов, обед состоять из сочетания всех шести вкусов, а ужин должен быть легким и исключить такие вкусы, как острый, горький и солёный. Об этом можно узнать в текстах Аюрведы- древней науке о здоровье.К примеру, половая жизнь основана на тактильном воздействии на слизистую часть гениталий. Если приём пищи осуществляется четырьмя способами, то коитус (половой акт) также имеет свои физические компоненты. К самым важным из них относится фрикция (трение). Попробуйте исключить это механическое воздействие из арсенала полового акта. Он просто будет невозможен. Всем известна главная функция коитуса – это репродуктивная роль, целью которой является удовлетворения инстинкта продолжения рода. Как только эта функция подменяется функцией наслаждения, то всё, в конечном итоге, опять же сводится к перверсии (извращению). Техника коитуса искусственно «обогащается» приёмами, которые используются при употреблении пищи и обилием других разнообразных средств, доставляющих максимальное физическое наслаждение. А если этот процесс разнообразить активизацией других сенсорных каналов как обоняние, слух и зрение, то получится «незабываемое сенсорное представление», которое очень скоро станет своеобразным наркотиком. Вся беда заключается в том, что такой гедонистический процесс требует постоянного разнообразия и свежести впечатлений. Например, если молодая супружеская пара в основу брака положила эгоистические принципы наслаждения, то их брак в скором времени исчерпает свои ресурсы. Так как будет исчерпан потенциал свежести впечатлений и разнообразия. Наивно полагать, что чувства будут полностью удовлетворены в браке, если он будет основан на преобладании сексуальных отношений. В этом и кроется причина слабости современных браков. В традиционных культурах этот важный вопрос всегда находился под пристальным вниманием родителей и общества. РаднишОшо, в одной из своих бесед сказал, что надо запретить регистрацию браков без предварительного и длительного испытания. Секрет такого испытания заключался в том, чтобы выяснить наличие других, более важных для семейных отношений оснований. Как говорят в народе: «Женятся на красоте, а жить придется с характером». К сожалению, многие из нас испытали эту горькую истину на своём опыте. Приведу в качестве иллюстрации одну старую притчу о мудрой красавице. Жила в одной глухой деревне красивая девушка. Она часто приходила на небольшое безлюдное озеро для принятия ежедневного полного омовения. Однажды, после очередного омовения к ней в дом заглянул молодой человек и сразу предложил ей выйти за него замуж. Раньше она его никогда не видела. Но его уверенность и настойчивость вызвали в ней естественные сомнения. Она сразу же догадалась, что он увидел её обнаженной на озере и под этим впечатлением решил предложить ей руку и сердце. Она сказала, что должна подумать и предложила ему прийти через неделю.Вернувшись через неделю, молодой человек увидел совершенно другую девушку: худую, с непривлекательным цветом кожи, с потухшим взором и неухоженными волосами. На его вопрос о том, куда делась её красота, она ответила, что её забрала болезнь. Если он желает, то может посмотреть, где её красота. Она указала на несколько горшков, закрытых крышками. Открыв крышку одного из горшков, он с отвращением обнаружил, что это результаты её недельной диареи. Ничего не говоря, он тут же исчез из её жизни. Через неделю к ней вернулась красота, которая временно исчезла под воздействием травных слабительных. Вот так эта мудрая девушка проверила чувства жениха на прочность. К сожалению, сегодня, чтобы выйти замуж девушки привлекают женихов только внешней красотой, не задумываясь о последствиях такого обмана. В романе Н.Г.Чернышевского «Что делать» ярко описаны сны Веры Павловны об её счастливом семейном счастье. Вера Павловна подробно описывает, как будет строить отношения со своим супругом. Они должны жить в разных комнатах, их супружеские встречи должны быть редкими и праздничными. Она прекрасно понимала, что однообразие быта и тесных взаимоотношений очень скоро потеряет свою свежесть и привлекательность. Наши учителя русской литературы, во время изучения этого романа, больше концентрировали наше внимание на других, революционных аспектах романа. Поэтому мы упустили тонкую психологию и мудрость снов Веры Павловны. Итак, если рассматривать друг друга, как средство и орудие получения удовольствий, то ничего хорошего из этого не выйдет. Во всех мировых религиях вопросам добровольного воздержания от еды и секса уделяется много внимания. Например, во время религиозных постов не допускаются половые отношения и излишества в еде.

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Мы рассмотрели влияние всего двух чувств на нашу жизнь. Оказывается, осязание и вкус имеют колоссальное влияние на нашу жизнь. Неправильное их использование может легко привести нас к жизненным драмам и даже трагедиям.Еще один важный аспект. Древние авторы утверждают, что жизненная энергия должна аккумулироваться в теле человека для более важных задач. Неоправданный её расход ведет к психической слабости и к болезням. Львиный поток жизненной энергии уходит через язык и гениталии. Поэтому так важно соблюдать режимы психогигиенического воздержания от излишних слов и половых контактов. Говорят для выработки одной капли мужского семени необходимо до стакана крови. Наверное поэтому сегодня люди, в основной своей массе, имеют слабый иммунитет. Так как бездумно растрачивают свою жизненную силу из-за погони за сиюминутными удовольствиями. Добровольная аскеза – это единственный инструмент повышения своей жизненной энергии. Человек – это, по сути, социальное животное. Тонкая грань отделяет нас от животного мира. А.Маслоу проиллюстрировал это на своей «пирамиде потребностей», которая, в принципе, мало отличается от ведической «пирамиды человеческих потребностей», которая состоит из трёх уровней. Первый, базовый, или животный уровень, состоит из следующих потребностей: еда (инстинкт пищевой), сон (инстинкт восстановления сил), секс (инстинкт продолжения рода),защита (инстинкт самосохранения). Как видно, такие же потребности характерны и для животных. Но, в отличие от животных, только человек может эти потребности трансформировать в «искусство». Предлагаю подумать о том, какие перечисленные потребности человек возвёл в ранг человеческих ценностей. Особое внимание обратите на первую, третью и четвёртую потребности. О других уровнях потребностей поговорим в следующих беседах. Всё, о чём я пишу, относится к известным и банальным истинам. Но наша забывчивость – это далеко не случайность. Есть определённые силы, которые находятся в нас самих, и заинтересованы в этом. Чтобы разобраться в этом самостоятельно у нас есть прекрасный инструмент сознания – разум. Интеллект или разум обладает несколькими функциями, но самым важным из них является различение. Различать полезное от вредного – это признак сильного разума.

Продолжение следует…