Стабилизация курса. Тест-драйв УАЗ Patriot

Cтатьи, Автомир 2 045

Десять лет назад УАЗ Patriot стал первым российским автомобилем с ABS, но подушки безопасности и систему стабилизации он получил только сейчас – с последним обновлением.

Не Ноев ковчег и не скелет динозавра. На очередной горной вершине нас ждал другой древний артефакт – вросшая в грунт рама от УАЗа. Чем выше село в Армении, чем хуже туда дорога, тем больше встречается ульяновских внедорожников. Даже древние ГАЗ-69 времен Всемирного потопа все еще на ходу. УАЗ здесь считают простым и очень выносливым сельским транспортом, чем-то между ослом и самоходным шасси. Однако в Ульяновске думают по-другому: передний бампер обновленного Patriot украшают датчики парковки, а переднюю панель – надписи Airbag. Подогрев руля, климат-контроль, натуральная кожа на сиденьях – неужели внедорожник решил поселиться в городе?

Подобно тому, как сглаженные, плавные холмы за окном переходят в скальные разломы, меняется и дизайн «Патриота»: с рестайлингом 2014 г. внедорожник получил множество остроугольных деталей. Нынешнее обновление внешность внедорожника фактически не затронуло. Возврат к прежней мелкоячеистой решетке радиатора вместо авангардных ломаных планок вообще можно расценивать как шаг назад. Зато такую решетку можно обвести хромом и поставить по центру гигантский шильдик-птичку.

Еще в прошлом году Patriot обзавелся новыми угловатыми накладками на двери, а теперь в том же, грубоватом индустриальном стиле выполнена и передняя панель автомобиля. В прошлом крупные водители при переключении передач упирались костяшками пальцев в центральную консоль. Новая панель не так сильно выдается в салон, но у дорестайлинговой был мягкий верх, а здесь пластик тверже базальта в Гарнийском ущелье.

Представители УАЗа утверждают, что жесткая отделка – современный тренд, однако многие массовые производители стремятся добавить прострочку, кожу и мягкие накладки. На ограниченной серии Patriot World of Tanks Edition козырек приборки и крышка центрального отсека как раз обшиты кожей и хорошо, если такая отделка появится на серийных машинах. Она одна способна добавить интерьеру больше очков, чем мягкий пластик и будет гармонировать с обивкой сидений топ-версий. Теперь на центральную часть кресел идет приятная на ощупь натуральная кожа. Особо подчеркивается, что шкуры отечественные – рязанских коров.

Передняя панель организована логичнее. Экран мультимедийной системы расположен на одном уровне с приборной панелью и меньше отвлекает от дороги. Блок управления новым климат-контролем также подняли повыше, а в основании консоли разместился кармашек под телефон. С молочно-белой подсветкой приборы и символы лучше читаются в темноте, но часть кнопок сохранила фирменный зеленый цвет. Клавиши стали короткоходными, а ручки вращаются с приятным плотным усилием.

Но и в обновленном салоне осталось, над чем поработать. К примеру, новые, более эффективные воздуховоды, дующие на боковые стекла, работают не синхронно с обдувом лобового, а только в положении «в лицо». Выручает электроподогрев лобового стекла. Новый бардачок сделан охлаждаемым, но из-за формы передней панели и расположения климат-контроля он получился совсем крохотным и внутри с трудом помещается бутылочка с водой. Гораздо логичнее было бы сделать охлаждаемым отсек между сиденьями. А еще разместить разъем USB на центральной консоли, но пока же он высовывается на длинном проводе из бардачка.

Совершенно новый руль выполнен в стиле, более характерном для Chevrolet, но в рестайлинговом интерьере смотрится вполне органично. Он регулируется по вылету, обшит кожей и снабжен кнопками для управления аудиосистемой и круиз-контролем. Рулевая колонка сделана травмобезопасной и при аварии должна сложиться. И это лишь часть серьезной программы по повышению безопасности «Патриота».

Раньше «Патриот» можно было использовать как наглядное пособие по автомобильным шумам: чтобы общаться с задними пассажирами, приходилось напрягать голос и слух. Ревел мотор, свистел ветер на скорости, выл дополнительный отопитель, грохотали замки в дверях. Временами что-то неизвестное жужжало, скрипело и клацало. Для того, чтобы эффективно шумоизолировать салон, УАЗ решил привлечь иностранного специалиста. Помимо матов на полу и стенке моторного отсека, по верху дверей проложили дополнительные уплотнители. В салоне стало на порядок тише. Тяги «механики» по-прежнему полязгивают при переключении, но звук двигателя перешел в низкочастотный гул. Тише стал работать вентилятор климатической системы, и при ее включении силовой агрегат не бьется в конвульсиях. Затих и дополнительный отопитель, превратившийся в опцию.

Patriot после обновления стал только бензиновым, потому что доля машин с заволжским дизелем была слишком мала, и заводу было легче совсем от него отказаться, нежели приводить мотор в соответствие с нормами Евро-5. Окажись под капотом «Патриота» другой, более тяговитый и менее проблемный мотор вроде газелевского «Камминса» или фордовского дизеля для Land Rover Defender, клиенты, возможно, и переплачивали за такой вариант 500-800 тыс. тенге. Пока же сложилось впечатление, что представители УАЗа довольно скептически настроены к дизелю.

Тяги на низах достаточно, чтобы въехать на серпантин на 1500-2000 оборотах. Оставшийся в одиночестве мотор ЗМЗ-409 в рамках подготовки под Евро-5 нарастил мускулы: мощность выросла со 128 до 134 л.с., а момент увеличился с 209 до 217 ньютон-метров. Чтобы почувствовать прибавку, мотор нужно крутить, а он этого по-прежнему не любит. К тому же в разреженном горном воздухе, по мере того, как мы взбираемся все выше и выше, 409-й задыхается и теряет лошадиные силы. Быстро УАЗ поедет только в том случае, если пустить его вниз по склону Арагаца. Разгон внедорожника до «сотни» до сих пор приравнивается к гостайне.

Patriot окончательно демобилизовался: два бака, наследие военного внедорожника, заменили на один пластиковый. Заправочная горловина теперь тоже одна – справа. Новый бак немного уступает старым двум в объеме: 68 против 72 л, но в остальном как будто состоит из одних плюсов.

Больше не нужно тренироваться в искусстве владения двумя заправочными пистолетами. Казалось бы, вот он – повод для радости, но с поклонниками «Патриота» приключилось что-то вроде стокгольмского синдрома. На сайте change.org появилась петиция к генеральному директору Ульяновского автозавода Вадиму Швецову с требованием вернуть все, как было. Мол, новый бак висит под рамой слишком низко и ухудшает такой важный для внедорожника показатель, как угол рампы. «Теперь даже съехав на обычную лесную грунтовку, есть риск снести бензобак при переезде очередного небольшого бугорка», — жаловались составители петиции.

Выпуклость нового бака хорошо заметна под днищем «Патриота», вот только располагается она на высоте от 32 сантиметров от земли. Примерно на том же уровне проходит система выпуска, а просвет под редукторами равен 210 миллиметрам. «Бугорок» или камень, способные создать ей угрозу, придется еще поискать – мы, например, не нашли. Многослойный пластик хорошо держит удар, что продемонстрировали заводские испытания. Чтобы окончательно убедить скептиков, бак по низу закрыли толстой стальной броней, как будто собрались перевозить в нем золотые слитки. В любом случае риск возникновения пожара из-за протечки топлива теперь минимален. Для этого, рассказывает директор НТЦ Ульяновского автомобильного завода Евгений Галкин, днище машины разделено на две зоны. Справа проходит холодная с топливной системой, слева – горячая, с выхлопной. Звучит убедительно, однако новый бак стоил УАЗу столько сил и нервов, что в следующий раз на заводе дважды подумают прежде, чем что-то менять.

Сколько топлива плещется в баке сейчас, ни за что не определить. Поплавок по-прежнему пляшет на бензиновых волнах, как утлое суденышко в шторм. Пока мы взбирались по серпантину к очередному горному монастырю, стрелка застыла на четверти. По пути вниз она уже качается в красной зоне, то и дело зажигая тревожную лампочку. Перекалиброванный борткомпьютер так же точен в своих прогнозах, как аналитики, предсказывающие подорожание нефти. Десять километров вдруг превращаются в сто, и спустя несколько минуту остаток сокращается до сорока километров. Дело в том, что компьютер высчитывает средний расход за короткий промежуток времени, поэтому цифры на экранчике между циферблатами сменяют друг друга с ужасающей быстротой.

Удивительно, но Patriot стал лучше держать прямую, хотя уазовцы клянутся, что ничего не меняли в подвеске. Возможно, на управляемость повлияла выросшая жесткость кузова, может, дело в зимних шинах с мягкими боковинами, а, возможно, сказалось качество сборки. Тем не менее, на неровном асфальте внедорожник рыскает намного меньше и его не приходится отлавливать постоянными покачиваниями руля. В скользких поворотах непривычно стрекочет система стабилизации от Bosch, борясь с заносом задней оси, и делает это достаточно уверенно.

Курс стабилизировался, но его финальная точка лежит вне дорог с хорошим покрытием. Здесь по-прежнему нужны неразрезные мосты, обеспечивающие постоянный клиренс, и мощная подвеска с рессорами сзади. На бездорожье система стабилизации умеет еще больше: нужно только включить кнопкой специальный внедорожный алгоритм, при котором электроника не душит двигатель. Ходы подвески у Patriot впечатляющие и поймать на внедорожнике «диагональ» крайне сложно. Если это происходило, автомобиль вставал, буксуя вывешенными колесами.

Теперь с помощью электроники, имитирующей межколесные блокировки, он играючи выбирается из плена. Со штатными дорожными шинами электроника оказывается эффективнее механической блокировки заднего дифференциала, которая теперь доступна в качестве заводской опции. Тем более, что при ее включении вся электроника деактивируется, выключается даже ABS. С «понижайкой» все внедорожные функции доступны по умолчанию, а кнопку Off-Road задействует только особый режим антиблокировочной системы, позволяющей эффективно тормозить на мягких грунтах, нагребая перед колесами землю. Система удержания на уклоне здорово выручает на бездорожье — орудовать длинноходными и тугими педалями с ней гораздо проще.

И пониженный ряд, и режим Off-Road, и блокировку нужно включать заранее. Включать и дожидаться реакции. И лучше не на ходу, без спешки. Разработчики намеренно сделали защиту от случайной активации, но, похоже, перестарались. Вот и коллега уверенно щелкнул шайбой управления трансмиссией до упора, нажал на кнопку внедорожного режима и полез в гору, будучи уверен, что все включилось. Внедорожник доехал до вершины холма, потерял сцепление с грунтом и заскользил вниз, как большие железные сани. Я с тоской смотрел через заднее стекло и представлял, как мы финишируем: затормозим об одно из редких на высокогорье деревьев или ляжем на крышу. Обошлось: у подножия холма Patriot скрестил свои мощные оси в колее и замер с сильным креном вправо.

После того, как весь внедорожный арсенал был активирован, автомобиль въехал на ту же гору, даже не заметив, что подъем крутой и скользкий. Дальше взял с разбегу полную снега промоину, вскарабкался по глинистому подъему, спустился по укатанному снежному насту. Причем, электроника, подтормаживающая колеса, эффективна и при движении под уклон. В последний день теста на Армению обрушился мощный снегопад, но он не внес корректив во внедорожную программу. Patriot – один из немногих автомобилей, на котором можно свернуть на едва заметную горную тропу и проехать практически без разведки, штурмуя с разгона сложные места.

Обновленный Patriot подорожал на 160-200 тыс. тенге. Теперь самая доступная комплектация без кондиционера на стальных дисках, но с двумя подушками безопасности стоит от 4,5 млн тенге. Системой стабилизации внедорожник оснащается, начиная с уровня «Привилегия», за 5,4 млн тенге. Топ-версия стоит теперь 5 665 000 тенге. В нее уже включен «Зимний» пакет (100 тыс. тг.), но за дополнительный отопитель, предспусковой подогреватель и заднюю межколесную блокировку придется доплачивать.

За эти деньги нет ничего сравнимого по проходимости и вместительности. Рынок покинули Great Wall Hover, Ssang Yong Rexton, Tag AZ Tager, так что за любой другой новый внедорожник придется заплатить значительно больше. С одной стороны, отсутствие конкурентов на руку УАЗу, с другой, покупатели присматриваются к кроссоверам: пускай менее проходимым и вместительным, но более современным и оснащенным куда лучше.

Армяне при любом удобном случае готовы подчеркнуть свою древность. Но архаичность конструкции, отсутствие благ автомобильной цивилизации и элементарных систем безопасности – не повод для гордости. Суровый характер невольно вызывает уважение, но в повседневном быту, когда душа не просит приключений, с ним тяжеловато. И УАЗ поступает правильно, стремясь приблизить Patriot к современному уровню, сделать так, чтобы неискушенному водителю было с ним проще. Опыт «Гелендвагена» показывает, что суровые внедорожники вполне способны выживать в городе. И следующим логичным шагом в этом направлении станут «автомат» и новая независимая передняя подвеска. Путь в город выдался неблизким.

Как обновленный Patriot прошел краш-тест
Меры по повышению безопасности уже прошли проверку в независимом краш-тесте, организованном журналом «Авторевю» и страховой компанией «РЕСО-Гарантия». Испытания по методике ARCAP подразумевали удар с перекрытием в 40% о деформируемый барьер на скорости 64 км в час. В момент удара скорость «Патриота» была на 1 км/ч выше, подушки сработали, но рулевое колесо сильно ушло в салон, а передний мост здорово деформировал пол и моторный отсек.

Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/586214559a7947ebb39efbab



Добавить комментарий