Если я не тело, то кто же я? / 1

Cтатьи, Главный материал, Психология и саморазвитие 4 533 Юсуф Крыкбесов

Редакция газеты решила открыть специальную философско-психологическую рубрику под названием «Кто ты, человек?» Первый цикл статей на эту тему мы предложили сертифицированному педагогу по самопознанию Юсуфу Крыбесову. Автор статей имеет восьмилетний опыт преподавания самопознания в Кадетском корпусе Министерства обороны. В последние годы активно занимается бхакти-йогой, духовной практикой, основанной на древних традициях Востока.

Статьи будут основаны на текстах древних священных писаний, современных взглядах на эту проблему и, самое важное, на личном опыте автора. Предлагаем всем, кто встал на путь духовной трансформации, поделиться своим опытом. Особенно актуальна эта тема сегодня, когда на наших глазах рушится привычная система смыслов и ценностей.Человек видит эфемерность и иллюзорность материального существования, ощущает время, как реальную силу, которая вынуждает нас обратить внимание на наиболее важные стороны нашей жизни. Без такой рефлексии человек остается наедине со своими проблемами. Он не находит внутренней опоры, так как не привык обращаться к своему внутреннему миру.

Вся проблема в том, что мы не знаем кто мы

Все духовные источники утверждают, что проблемы наших страданий кроются в нашем невежестве о своей истинной природе. Если нас спросят «Кто ты?» мы назовём своё имя, пол, национальность и другие характеристики своей личности. То есть те особенности, которые мы приобрели за время проживания в семье, школе, обществе. Свои тела мы считаем сутью своего бытия. Но если конкретизировать вопрос и спросить себя «Я – это моё тело?», возникнет естественное замешательство.

Древние писания утверждают, что наше тело состоит из пяти стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Земля состоит из химических элементов, вода и воздух тоже, огонь возникает из определенного взаимодействия химических элементов, эфир – это вакуум, отсутствие воздуха. Наша кожа, мышцы, кости, внутренние органы – это все сочетание химических элементов. Наша нервная система – это тоже сочетание химических элементов. Мы знаем, что после смерти наши тела распадаются на эти же элементы. Наш физический облик исчезает. В одном из священных текстов приводится диалог одного божественного царя со своей супругой. На его вопрос: «Почему ты выбрала в мужья именно меня. Ведь к тебе сватались прекрасные красавцы-цари и принцы, достойные восхищения и подражания?». Её ответ поразил меня своей откровенностью и отталкивающим натурализмом. Она сказала: «Красота и достоинства этих царей носят иллюзорный характер, который легко разрушается временем. Посмотри, что представляет собой их красота на самом деле.Всех их можно назвать волосатыми кожаными мешками, наполненными жиром, слизью, сухожилиями, мышцами, костями, испражнениями, мочой и испорченным воздухом». Действительно, наши тела устроены таким образом, что все чистое они трансформируют в нечистое. Приведем примеры: воздух, который мы вдыхаем, превращается в газы, которые мы выдыхаем и испускаем.Вода перерабатывается в кровь, мочу, пот, и слизь. Пища становится отходами в виде испражнений. Ощущения, от восприятия этих запахов и внешнего вида, вызывает у нас далеко не очень приятные ощущения.Можно сказать, что тело человека – это машина по производству дурно пахнущих отходов. Разве это не так?

Припоминается один неприятный случай, произошедший со мной. Как-то в маршрутку, в которой я ехал на обед, вошел молодой человек неухоженного вида. Людей в микроавтобусе было много. Было жаркое лето. Всех мучила духота. Ко всему этому, неожиданно атмосфера внутри автобуса наполнилась невыносимыми запахами давно немытого тела. Притом, эти запахи имели такой отвратительный характер, что просто не верилось, что это может исходить от человеческого тела. Все, кто ехал в маршрутке, испытали настоящий культурный шок.Кто мог, приоткрыли окна и высунули свои головы наружу, остальные прикрыли свои носы, кто чем мог. Я проехал всего две остановки. Состояние было такое, будто меня и остальных пассажиров облили фекалиями из канализации, запах которых был менее отвратительным, чем тот, который исходил от этого парня. Как когда-то пошутил один известный юморист: «Заходишь утром в вагон московского метро и сразу окунаешься в мир прекрасных запахов. Повернёшься направо – и ощущаешь запах «Шанель №5», повернёшься налево и чувствуешь запах «Версаче». Но вот в вагон заходит «бывший интеллигентный человек» и сразу все стали пахнуть одинаково». После этого случая я сделал для себя неутешительное открытие: ужаснее смрада, исходящего от запущенного человеческого тела ничего не бывает. Разве животные доводят свои тела до такого безобразного состояния? Конечно нет, им не позволят инстинкты. Иначе они не смогут быть пищей для других животных.

Читайте эту статью на нашем ЯндексДзене!

Природа мудро всё предусмотрела. Только человеку дана свобода выбора. Вспоминается второй случай. Как-то к нам в город приехала женщина-экстрасенс. Это было в 2002 году. Многие люди записывались к ней на приём, и я с женой тоже пришли к ней. Увидев нас, она приветствовала всех такими словами: «Здравствуйте, ходячие унитазы. Проходите». После такого приветствия захотелось просто уйти. Но что-то нас удержало. Видимо, исходящая от неё какая-то позитивная энергетика. На немой вопрос о таком неординарном приветствии она ответила: «Не обижайтесь. Я и к себе так обращаюсь. Ведь это действительно так. Подумайте, сколько килограммов отходов вы с собой носите в кишечнике и других органах. Многие годы они накапливаются и отравляют наши организмы изнутри». Действительно, это легко можно проверить, обратившись к тем, кто прошел курс глубинной очистки кишечника. Они расскажут о содержимом нашего тела. Тоже самое могут сказать медицинские работники и хирурги, когда проводят операции на наших внутренних органах. Особенно явно это ощущается при внезапных операциях, без соответствующей очистительной подготовки. Например, при автомобильных авариях и других экстремальных ситуациях. Фактически наши тела – это резервуар отходов жизнедеятельности.

В исламской и ведической культурах этому вопросу придаётся огромное значение. В Индии с древних времен существуют техники по ежедневной очистке внутренних органов, глаз, носа, рта, ушей, кожи. Чего только стоят стандарты чистоты, предъявляемые к соблюдению правил ухода за органами выделения после посещения туалета. Лет шесть тому назад в Щучинск приехала специалист по очистке внутренних органов изМосквы. Она задала нам простой вопрос, спросив нас: «Посуду,после приёма пищи, вы протираете бумагой или моете водой? Очевидно, что для чистоты посуды необходима вода. Представьте, какая будет посуда после бумаги. На ней останутся размазанные по поверхности жировые пятна. А почему мы позволяем ограничиваться бумагой, после посещения туалета? Разве не ясно, что мы оставляем остатки отходов в размазанном на теле состоянии». Есть такое выражение «Если вы своевременно не помыли посуду, то это равносильно тому, что вы оставили на ночь дом с открытой дверью. К вам обязательно заглянут воры». Или другое выражение от Садхгуру, современного индийского святого: «Если вы своевременно не заправили постель, то на нём начнут плясать демоны». Если мы своевременно не промыли водой анус и гениталии, то демоны будут плясать и там. В этих традициях считается, что грязь в человеческом быту всегда привлекает низменных сущностей, которые оскверняют и привлекают различные болезни. Грязь наших тел тоже привлекает отвратительных сущностей и болезни. Никакая парфюмерия не оградит нас от этого. Говорят, самый прекрасный запах – это запах свежего, помытого человеческого тела. Особенно ярко ощущается это при восприятии свежо помытых женских волос. Например, на Востоке существуют определённые требования к людям, занимающимися определёнными духовными практиками. Например, после акта дефекации такие люди должны принять полное омовение тела. После принятия пищи следует обязательно прополоскать рот. Нижнее бельё необходимо менять ежедневно. Известно, что есть экстрасенсы,которые могут видеть энергетическую ауру людей. По их свидетельству, грязные тела отличаются особой структурой ауры. Например, идет молодой человек или красивая девушка. Оба модно и красиво одеты, хорошо пахнущие, но с пробитыми дырами в ауре. Особенно это заметно в местах активной работы желез внутренней секреции. Когда женщина носит плотно прилегающие к телу брюки, то очевидно, что их надо менять ежедневно и подвергать стирке. А иначе брюки, как нижнее бельё, пропитываются соответствующей энергией низшего порядка. Поэтому, так важно было соблюдать требования к женской одежде в традиционных культурах. Сегодня женская половина человечества отошла от этих требований и стала одеваться как мужчины. К чему это приводит можно понять, ознакомившись с книгой Ольги Валяевой «Предназначение быть женщиной». Один из её выводов заключается в том, что женская сила — в юбке.

Я заметил одну интересную особенность, при посещении индийских храмов, во время религиозных праздников, когда людей бывает огромное количество. Так вот, нас с женой приятно поразила особая атмосфера телесной свежести, исходящей от индусов и представителей других этносов, приверженцев этой культуры. Точно такие требования соблюдаются при посещении исламских Мечетей. В средние века в Европе люди не мылись годами. Поэтому парфюмерию широко использовали именно там, чтобы завуалировать неприятные запахи.Сегодня достижения цивилизации позволяют нам легко соблюсти эти требования к чистоте тела. Однако, к великому сожалению, этими благами пользуются далеко не все. И причина здесь в нашем невежестве относительно чистоты. На Востоке говорят «Чистота – это сестра божественности».

В этой первой статье я не затрагиваю вопросы чистоты мыслей, эмоций и чувств. То, что психологи называют психогигиеной. Об этом поговорим в следующих статьях. Считаю, эту тему очень актуальной сейчас, когда чистота стала единственным средством выживания. Природа сама вынуждает нас прийти к этим древним истинам.

Небольшие выводы

Итак, считать себя телом дело нелогичное и неприятное. Во всех священных писаниях говорится о том, что тело можно сравнить с одеждой, которую мы меняем, когда вынуждены покинуть его. Ведь всем известны выраженияво время похорон. Люди искренне, со слезами на глазах, произносят истины, о смысле которых не задумываются.Широко известны такие выражения: «Он нас оставил». или «Он покинул это бренное тело». Христиане желают усопшим царства Божьего или говорят: «Пусть земля ему будет пухом». Так говоряттеисты и атеисты, и никто не задаёт по этому поводу возмущенных вопросов. Все интуитивно чувствуют, что тело — это временное обиталище чего-то более тонкой, невидимой для глаз субстанции, которую мы считаем настоящим «Я». Разве это не так?

Если же говорить о красоте человеческого тела, которая так привлекает художников, поэтов и просто влюбленных, то можно легко показать эстетическую несостоятельность этого феномена. Когда мы говорим о красоте человеческого тела, то сразу же возникают образы прекрасных девушек или юношей. Я не случайно привожу пример юношеского возраста. Красота человеческого тела достигает своего совершенства только в юношеском возрасте – это очень короткий миг. А затем начинается процесс увядания красоты. Это можно сравнить с цветком или фруктом.Например, Кришна – Бог индуизма, находится всегда в одном и том же шестнадцатилетнем возрасте. Красота юности сравнивается с цветущей весной.В отличие от людей Бог прекрасен и вечен. Он не имеет физических характеристик, свойственных человеческому телу. Так как вечность не допускает к себе время. Время – это атрибут материального существования. Время – это единственный виновник крушения наших надежд и планов. Человеческая красота, описанная поэтами, художниками и драматургами тоже разрушается временем. Она имеет свои человеческие отличия, о которых следует немного сказать. В древних писаниях приводятся множество примеров на этот счет. Там говорится, что вся наша физическая красота основана на восприятии таких объектах чувств как форма, цвет, фактура, запах, вкус. Эти объекты сосредоточены на поверхности нашего тела – коже. Всё, что находится под кожей, нас не привлекает. Вы когда-нибудь слышали о возникновении влечения к печени, желудку, кишечнику человека. Некоторые могут возразить и привести в качества аргумента красоту, например, рельефных мышц. Тогда давайте оголим их и снимем слой кожи с мышц и попросим дать эстетическую оценку представшей перед нами картине. Уверен, что кроме ужаса и отвращения это ничего не вызовет. Выходит, вся человеческая красота сосредоточена на поверхности кожи толщиной не более миллиметра, а все остальное – это комок биологической массы и физиологических процессов. Сколько великих войн возникало из-за женской красоты, а вернее красоты кожи.Великий ачарьявайшнавизма Шрила Прабхупада называл это кожной болезнью человечества. Только вдумайтесь, тонкий слой человеческой кожи может послужить причиной многих человеческих драм и трагедий. Одними из первых стали её жертвами ветхозаветные Давид, Соломон, Самсон.По сути, все священные писания – это описание разрушающего воздействия самого мощного врага человека – вожделения и похоти. В Бхагавад гите об этом сказано: «Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев». Вожделение – это страстное желание стать обладателем чувственного объекта. Просто, созерцая Вирсавию, Давид проникся вожделением и гневом от осознания того, что она принадлежит другому человеку. Этим человеком оказался командир его армии Урий, которого он послал на явную смерть. Плодом греховной связи Давида и Вирсавии стал их сын Соломон, который всю свою жизнь страдал от спонтанно возникающих похотливых желаний. В той же Бхагавад гите сказано «Подобно тому, как лодку уносит сильным ветром, так и одно единственное чувство, завладевающее человеком, способно унести прочь его разум». Не помню автора известного выражения: «Красота – это скоропортящийся продукт». Так можем ли мы отождествлять свою личность со всем этим? Как-то язык не поворачивается.

Для успешной адаптации в этом материальном мире природа снабдила нас нервной системой и дала такие инструменты, как органы чувств. Нервная система на уровне сенсорики позволила нам воспринимать мир через такие ощущения как боль и наслаждение. Известный адвайта-ведантистНисаргадатМахарадж говорил, что страх – это воспоминания о пережитой боли, а желания – это воспоминания о пережитых наслаждениях. Представьте себе, чтобы было с нами, если бы мы не имели опыта боли и наслаждения. Боль и страх — это единственные инструменты сохранения нашего тела от отрицательного воздействия окружающей среды. А наслаждение порождает желания получения удовольствий от этой жизни и, следовательно, стимулирует мотив сохранения и продолжения жизни. Инстинкт продолжения рода основан на этом же механизме. В животном мире этот инстинкт регулируется природой и имеет сезонный характер. Только человеку дана свобода воли и возможность использования наслаждения без биологических ограничений. Единственным ограничителем были нормы морали. Известный австрийский психиатр Зигмунд Фрейд назвал одну из энергий наслаждения таким словом как либидо – всесильной энергией, которая превращает жизнь современных людей в вечную борьбу между культурой и своей животной природой. Там, где влияние таких социальных институтов как семья, школа, церковь ослабли, возникает либерализм нравов. Лозунг любого либерального общества основан на принципах свободы личности, в том числе и половой свободы. Вся история человечества, отраженная искусством, – это борьба этих начал.С особым прискорбием признаю влияние такой свободы лично на себе. К сожалению, в наше советское время этим важным вопросам просто не находилось места. Но лучше поздно, чем никогда. Сегодня, находясь на пороге перехода в новые измерения, я могу себе позволить некоторую откровенность о пагубном влиянии такой свободы. Гедонизм – это самый главный враг любой человеческой личности. Когда в центр внимания поставлена постоянная устремленность к наслаждениям, связанных с телесной концепцией жизни, возникает зависимость от этих наслаждений. Человек просто превращается в раба своих низменных страстей. Драматизм такой ситуации приводит к самым нежелательным последствиям. И, прежде всего это отражается на личном счастье человека. Ошибочно принимая все эти вещи за подлинное счастье, мы очень скоро убеждаемся в обратном. Но сил и времени для изменений сложившейся ситуации уже нет. Хотя духовные учителя считают, что осознать свои ошибки и обратиться к своей истинной природе, никогда не поздно.

Продолжение следует…