От чего оттолкнуться? Главные вопросы перед покупкой самоката

Cтатьи, Общество 2 094

С приходом тепла люди спешно пересаживаются с автобусов и трамваев на велосипеды, скейты, ролики. Но всё чаще горожане выбирают именно самокаты. У тех, кто только собирается это сделать, появляются резонные вопросы: что брать, сколько потратить, удобно ли ездить? Представляем советы, полезные как новичкам, так и продвинутым, а также поговорим о тонкостях выбора, езды и взаимодействия с пешеходами.
Какой самокат брать?
У меня Oxelo Town 7 XL Susp. Отличается двумя амортизаторами, спереди и сзади. Амортизаторы, в отличие от своих братьев на двухподвесах-ашанбайках реально работают. По крайней мере так говорят все, кто пробовал самокаты без них. Они помогают съезжать с небольших бордюров и уменьшают вибрацию на покрытии, отличающемся от идеально гладкого асфальта. Самокат стальной и весит 5,5 кг. Он довольно оперативно складывается пополам, плюс еще можно опустить руль, вытащить ручки руля и сложить их по бокам. Колеса — диаметром 200 мм. Фирма изготовитель — французская, а производят, как обычно, в Китае.
Менее дорогая модель — Town 5 XL — стоит дешевле, амортизаторов не имеет, весит на 1 кг меньше. Более дорогая модель, самая последняя и навороченная — Town 9 Easyfold — имеет механизм быстрого складывания, ручной тормоз, амортизатор спереди и более удобный вынос руля, но не имеет заднего амортизатора. Весит 5,9.
Взрослые самокаты Oxelo выдерживают ездока весом 100 кг, высота руля рассчитана на рост от 145 до 195 см (она регулируется). Слабые места конструкции: естественно, складной механизм, а также амортизаторы. Со временем первое начинает люфтить, а второе становится слишком мягким.
Совет по конкретно моей модели: ручки руля зажимаются сверху дополнительной скобой. Нужно подтянуть винты на этой скобе так, чтобы ручки не двигались и не дребезжали, иначе держаться за них не очень приятно. Скобу теперь невозможно открыть, и вы потеряли возможность складывания ручек вдоль рулевой колонки — но оно вам надо? Гораздо важнее крепкий монолитный руль без всяких люфтов.
Еще один момент: дека самоката свободно крутится вокруг рулевой колонки на 360 градусов, такова особенность конструкции. Когда человек первый раз поднимает самокат за руль или стойку, чтобы перенести через бордюр или спустить по лестнице, это оказывается полной неожиданностью, и дека со всего размаху больно бьет по ноге. После чего привыкаешь поднимать его аккуратнее и немного отставлять его от себя, когда несешь. Ручной тормоз есть только у модели Town 9, у остальных — ножной.
На самом деле функция любого тормоза на таком самокате — притормаживание. Тормозной путь довольно большой получается. Подозреваю, что колеса такого самоката просто нельзя блокировать резко, а то можно через руль кувыркнуться. Тормоз используется в ситуациях типа «подъезжаю к светофору, надо притормозить» или «впереди куча народу, надо замедлиться, чтобы аккуратно их объехать». Для экстренной остановки можно — и гораздо проще и эффективнее — просто спрыгнуть:)
А что еще есть хорошего в продаже? В Краснодаре есть дилер швейцарской фирмы Micro. Она отлично зарекомендовала себя у родителей, которые покупают своим детям недешевые, но качественные и долговечные самокаты. Для взрослых у них тоже есть линейка из нескольких моделей на колесах диаметром 145 и 200 мм. Есть модели серии Flex — с пружинящей гибкой декой из стекловолокна и фанеры, которая выполняет роль амортизатора.
Есть еще популярная модель канадской фирмы Razor (собирается в Китае) — A5 Lux. Этот самокат без амортизаторов, его цена сравнима с моим Oxelo. Его преимущество — вес, всего 4 кг, это самый легкий самокат на 200 мм колесах.
Нельзя для полноты обзора не упомянуть американские самокаты Xootr. Невероятно стильные и очень надежные. Эти самокаты самые быстрые и накатистые, благодаря очень твердым колесам с квадратным профилем, произведенным с большой точностью. Но, увы, на тротуарах реальных российских городов их скоростные преимущества нелегко использовать, они слишком вибрируют и гремят. На одном самокатном форуме владелец Xootr спросил: «Как можно бороться с громыханием, еду и перед пешеходами неудобно?» Ему ответили: «Вариант лишь один: кричи им всем на ходу, что купил его за 16 тысяч!» 🙂 Зато Xootr выдерживают не 100, а 120 кг ездока, и у них самая просторная дека (приятно для людей с большим размером ноги).
Возможные минусы
А что есть плохого? Самокаты на колесах диаметром 100-150 мм не плохие, а хорошие для своих целей — они очень компактные, позволяют проехать пару километров от остановки метро до работы и сложить самокат практически в карман. Они легкие — подходят для детей, которым не под силу будет поднять или спустить по лестнице 5-килограммовый самокат. Другие самокаты на маленьких колесиках предназначены для трюков и прыжков — они очень прочные. Но для передвижения по тротуарам на нормальные расстояния все они не подходят, маленькие колеса недостаточно стабильны на неровностях.
А еще есть много разных клонов фирмы Oxelo — Explore, Trolo, Weelz и другие. Они очень похожи на Oxelo, только цвета отличаются. Возможно, их и делают в Китае на одном заводе. Но судя по всему, у Oxelo контроль качества выше. Потому что с клонами случается, что они разваливаются на ровном месте, а про Oxelo таких отзывов нет.
Как далеко можно доехать на самокате и как быстро? Устаешь ли на нем?
Первая поездка мне показалась неожиданно тяжелой! Это несмотря на то, что я регулярно езжу на велосипеде, постоянно хожу в горы и иногда бегаю. Просто совершенно новая нагрузка. Я в первый раз проехала 15 км и у меня болело все: попа, ноги, пресс. Пульс просто зашкаливал! Уже следующая поездка на 20 км далась намного легче. Сейчас я уже проезжаю такое расстояние без проблем, и уже ничего не болит:) Пульс по-прежнему в аэробной зоне, но уже не такой высокий. Оптимальным расстоянием для самокатной поездки считается 5-7 км (в один конец, там поделать какие-то дела и столько же назад). Если надо ехать дальше, логичнее уже все-таки сесть на велосипед. Но ездить на самокате настолько прикольно, что я прямо-таки мучаюсь выбором каждый раз: самокат или велосипед? Так что никто не мешает хоть 50 км ездить на самокате, или сколько душе угодно. А если поймешь, что переоценил свои силы — всегда можно сложить самокат и сесть в трамвай.
Какая скорость?
Средняя скорость у меня пока получается 11-12 км/ч. Хотя вчера вот она повысилась до 13-ти. На самом деле, после велосипеда нужно немножко поменять сознание. Сначала тебе кажется «ууу, медленно». Но не надо сравнивать себя с велосипедистом. Надо сравнивать себя с пешеходом. Потому что самокатчик — это не «недоразвитый велосипедист», а «ускоренный пешеход».
Хотя я все равно езжу быстро, мне нравится сочетать удобство передвижения с кое-какой физической нагрузкой, потому что засиживаюсь за компьютером, в спортзал лень, и все такое. Но если надо доехать и «не вспотеть» — это можно без проблем, все равно будет в два раза быстрее, чем пешком.
Насколько больше времени занимает самокат по сравнению с общественным транспортом?
Я выяснила, что примерно одинаково. Трамвай-то едет быстрее, но он, во-первых, делает остановки, а во-вторых, до него надо дойти пешком от дома, и подождать иногда приходится.
Зачем нужен самокат, если есть велосипед?
Бесспорно, велосипед более быстрое и эффективное средство передвижения! Но у самоката есть свои преимущества:
— Ну он правда прикольный:) Очень! Это, видимо, связано с позой во время движения. Ты вроде как стоишь, и при этом летишь над асфальтом. Очень классные ощущения. Напоминаю, что у меня в детстве не было самоката! 🙂
— Самокат хорош для недалеких поездок по делам, когда нужно заходить в разные помещения. К примеру, нужно по-быстрому съездить в банкомат, на почту, в магазин и еще в кафе на соседнем квартале зайти кофе попить. Велосипед нужно вытащить из дома (иногда нет грузового лифта, иногда лифта вообще нет! я сейчас живу на втором этаже, а раньше таскала велик пешком на пятый…). Для велосипеда нужна определенная одежда — в юбке не поедешь, в широких штанах не поедешь, с сумочкой неудобно — нужен рюкзак… Кроме того, я для себя приняла решение на велосипеде ездить в шлеме, а он мнет прическу:) Велосипед нужно будет на этом маршруте пристегнуть замком у банка, у почты, у магазина и у кафешки, и столько же раз отстегнуть. Самокат я завожу во все эти учреждения/заведения, и на него даже никто внимания особенно не обращает.
— Самокат позволяет сгонять по делам, и при этом потренироваться. (Это если ваши дела не против, что вы вспотели, волосы всклокочены и на щеках здоровый румянец:) Велосипед требует не прогулочной скорости, чтобы получить аэробную нагрузку. Передвижение по городу часто не позволяет ездить так быстро: светофоры, припаркованные в правом ряду машины, на тротуаре свои «пробки» из пешеходов. Моя средняя скорость на велике получается довольно скромная, при том, что я стараюсь ездить преимущественно по проезжей части, где это целесообразно, и как могу, стараюсь не слишком отставать от скорости потока. Но я осторожный велосипедист.
— Самокат хорош для тех, кто боится или просто не хочет ехать на велосипеде по дороге и ездит в основном по тротуарам. Самокат — он узкий, и на нем можно спокойно лавировать между пешеходами в таких ситуациях, где на велике проще спешиться и катить его, иначе получается сплошная дерготня. И не забываем, что по ПДД велосипед должен ехать по проезжей части, а вот самокат как раз приравнивается к пешеходу.
— На самокате вполне безопасно ездить в наушниках и слушать музыку: скорости не те, что на велосипеде, и езда по тротуару (но все же надо быть бдительным, потому что пешеходы спиной тебя не видят и могут в любой момент остановиться или шагнуть в сторону).
— Самокат практически не нужно обслуживать: не надо регулировать тормоза и переключатели, не надо чистить и смазывать цепь, достаточно раз в год менять подшипники.
— На самокате удобно гулять с ребенком, который ездит на своем детском самокате или беговеле — не нужно бегать за ним, чтобы его догнать и контролировать.
А что с тротуарами? Насколько самокат требователен к качеству покрытия?
В целом самокат, конечно, менее требователен к покрытию чем ролики, за счет больших колес. По-хорошему, нужно пройти пешком или проехать на велике конкретно в тех районах, где собираешься ездить, и посмотреть, что там творится.
Пока у меня не было самоката, я на тротуары внимания не обращала. Вообще, последний раз на качество дорожного покрытия я смотрела в середине 1990-х, когда увлекалась роликами. Теперь же я обнаружила, что тротуары в городе в основном выложены плиткой.
Плитка — она бывает разная. Улицы Ставропольская и Суворова, например, имеют прямо-таки очень хорошую плитку. Ровные крупные квадраты, мой самокат едет по ним практически бесшумно. На Красной и других улицах в центре абсолютно точно такая же плитка положена под углом 45 градусов — не квадратами, а ромбиками: ехать по ней в два раза хуже! Везде сейчас сдирают старую — часто очень даже еще хорошую плитку и кладут новую, с тактильной полосой посередине. Широченная полоса этих тактильных ребер посередине тротуара мало радует: не всегда есть возможность ехать с одного края тротуара, часто пешеходный трафик требует лавирования вправо-влево, а как это делать, если посередине у нас тактильная плитка?
Самая жесть — всякая заковыристая плитка, типа как на площади перед Пушкинской библиотекой, та, которая косит под брусчатку и выложена фигурами в виде рыбьей чешуи. Благо, ее немного.
Вообще, с покрытием есть три основных вопроса: накат, вибрация, звук.
Накат на плитке, конечно, падает, по сравнению с хорошим асфальтом. Но поскольку хороший асфальт встречается лишь в небольших количествах, привыкнуть к нему не успеваешь, и по плитке особо медленным себя не ощущаешь.
Вибрация — с ней неплохо справляются амортизаторы, и еще к ним не помешает добавить велосипедные перчатки (в них и держаться за руль удобнее). Мне на моих маршрутах довольно редко встречаются участки такого мрачного асфальта или плитки, на которых меня трясет, и обычно они короткие.
Звук… Звук — проблема больше психологическая, чем практическая. Вроде как стыдно ехать и греметь на всю округу. По хорошей плитке, как я уже упомянула, все происходит тихо. По плохой — громче, но, во-первых, я же понимаю, что мне это слышно, а другим людям за городским шумом — не так уж. Во-вторых, можно наушники надеть!
Ну а вообще, если попадается совсем уж паршивый участок пути, можно всегда прокатить самокат пешком или перенести его. Вовсе не принципиально везде проехать, не сходя на землю.
И последнее на тему покрытия — твердые полиуретановые колеса не любят мокрых поверхностей, поэтому в дождь и после дождя от самоката придется отказаться, иначе можно крепко навернуться.
Есть ли какие-то особенные техники езды?
Самокат тем и хорош, что учиться на нем не нужно, в отличие от роликов, скейта или лонгборда. Встал и поехал. Сперва будет удобно отталкиваться только одной ногой, и при попытке поменять ноги организм будет стремиться потерять равновесие и упасть. Эту его слабость нужно строго игнорировать! Ноги менять обязательно через каждые 3-10 толчков, и если чуть-чуть потерпеть, то через полчаса все уже будет получаться почти одинаково любой ногой — и стояние, и толкание. Есть техника наиболее эффективного толчка, но она сама приходит в процессе. Важно стараться, чтобы ступня опорной ноги всегда была на деке самоката целиком, не свешивалась с нее наполовину. Тогда самокат не будет накреняться в сторону при толчке.
Руль должен быть примерно на уровне пупка. Для самого сильного толчка и более скоростного катания надо опустить его ниже, но не всем нравится ездить, наклонившись. Еще для передвижения в городской среде необходимо освоить технику под названием «зашагивание на бордюр». При приближении к коварному бордюру нога поднимается вместе с самокатом, руки подкручивают руль так, чтобы задняя часть самоката приподнялась, делается шаг — и опа, готово, мы зашагнули на бордюр, без шума и пыли, на зависть всем прохожим.
Что такое футбайк и чем он отличается от самоката? Или правильно говорить «кикбайк»?
Правильнее — футбайк. Kickbike — это финский бренд, один из производителей футбайков. Футбайками называют самокаты на больших надувных колесах. Размеры колес — от 12 до 28 дюймов. Иногда переднее колесо больше, а заднее — меньше. На таких самокатах организуют настоящие профессиональные гонки, проводится кубок Европы. Гонщики развивают скорость не меньше велосипедистов. Так же, как и в мире велосипедов, в мире профессиональных самокатов имеет значение каждая мелочь в эргономике рамы и навеске, и, конечно, вес.
Кроме спортивных самокатов, есть и обычные прогулочные. Чехия — мировая столица самокатства! Там есть несколько производителей, такие как Yedoo, Kostka, Mibo, K-Bike, и широченный модельный ряд, в котором куча самокатов для самых разных целей: от прогулок по городу до гонок, от кросс-кантри до даунхила. В России широко представлены Yedoo, они же самые доступные по цене.
Футбайк позволяет ездить на большие расстояния, чем маленький самокат, и совершенно нетребователен к дорожному покрытию. Можно ездить даже по лесным тропинкам. Инерция движения у самоката дольше, и за счет того, что он лучше проходит неровности, средняя скорость получается выше — до 15-18 км/ч (у не спортсменов). Но он тяжелее (обычный вес около 8-9 кг), дольше разгоняется, больше размерами (длина самоката с колесами 12-16? — примерно 100-130 см), хотя есть и складные модели.
А на маленький самокат нельзя сделать надувные колеса, как на больших, чтобы мягче была езда?
Можно. У Micro есть модель Flex Air — на надувных колесах 200 мм диаметра. Потребители отзываются о ней неоднозначно: ехать мягко, комфортно и совершенно бесшумно, не страшна никакая самая кривая плитка, ни щербатый асфальт, но накат и скорость заметно хуже. Это неизбежно — чем тверже колесо, тем оно быстрее. Кроме того, с надувными колесами нужно следить за давлением в шинах, не забывать подкачивать, ну и, естественно, их можно проткнуть.
У самоката такой маленький клиренс, почему нельзя сделать побольше?
Потому что придется слишком глубоко приседать, чтобы толкаться — для накачки ягодичных мышц оно, конечно, хорошо, но для долгой езды слишком утомительно, к тому же, будут страдать колени. Чем ниже дека, тем проще и менее утомительно катание, но слишком низко тоже не сделаешь — тогда любое мало-мальское препятствие будешь цеплять брюхом. Золотой серединой считается 6-8 см.
А велокомпьютер можно поставить?
Теоретически можно — велокомпьютеры позволяют задать любой диаметр колес. Практически с проводным компьютером получится ерунда: дека самоката вращается вокруг рулевой колонки на 360 градусов, когда его поднимаешь, а еще иногда самокат придется складывать — провод не выдержит. Беспроводной комп — должно быть можно, но меня лично жаба душит его даже на велосипед покупать, у меня там простенький проводной. На самокате меряю скорость и расстояние с помощью разных приложений для смартфона.
А не стесняется ли взрослая тетка ездить на самокате?
А чего стесняться — это же взрослый самокат:) BMX-еры же не стесняются ехать на маленьком велосипедике стоя, чтобы добраться до нужных мест, где они делают свои трюки. Я не успеваю заметить, как реагируют пешеходы на самокатчика и реагируют ли они вообще?… Я слишком быстро оставляю их позади.
Источник: http://livejournal.com/media/76867.html

 

Снимок из аккаунта Instagram katya. lopatina, 2016 год



Добавить комментарий